double arrow

Распределение ответов респондентов на вопрос 1: «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, руководствуясь которыми


Вы выбирали профессию»(можно отметить несколько вариантов)

 

Мотивы

Количество человек

В %

возможность получать хороший заработок

129

64,8

возможность приобретения новых знаний и умений

119

59,8

возможность работать творчески, реализовывать свои возможности

94

47,2

востребованность профессии на рынке труда

89

44,7

возможность заниматься любимым делом

74

37,2

возможность сделать карьеру

70

35,2

желание приносить пользу обществу, людям

44

22,1

престиж профессии в обществе

36

18,1

возможность иметь много свободного времени

16

8,0

гарантия  поступление на обучение этой профессии

15

7,5

желание унаследовать профессию отца, матери, родственника

11

5,5

возможность работать, не прилагая особых усилий

6

3,0

другое

5

2,5

получение диплома о высшем образовании

4

2,0

 

 

Из представленной выше Таблицы 29 видно, что большинство респондентов

выбирали профессию, ориентируясь на возможность получать хороший заработок (64,8 %), что ещё раз подтверждает мнение многих специалистов о прагматичности выпускников учебных заведений профессионального образования. 




Возможность приобретения новых знаний и умений была поставлена опрошенными студентами на второе место (59,8 %). Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.

Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» - 47,2 %.

Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учли 44,7 % респондентов – он занимает четвёртое место.

Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии «возможность заниматься любимым делом» - этому мотиву респонденты отдали 37,2 % студентов учебных заведений высшего профессионального образования. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее. В сумме с группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметили «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» (47,2 %), мы получаем 84,4 % выпускников академий, институтов и университетов, которые выбирали профессию в соответствии со своим призванием.

Возможность сделать карьеру важна для 35,2 % опрошенных.

Мотив «желание приносить пользу обществу, людям» отметили 22,1 % респондентов, что дает нам повод предположить, что более 1/5 студентов колледжей и техникумов не так уж прагматичны и расчетливы. Эти молодые люди будут полезны для общества, работая по выбранной профессии.



Престиж профессии в обществе важен для 18,1 % опрошенных. Вероятно, для большинства опрошенных понятие «престижная профессии» не имеет весомого значения.

Возможность иметь много свободного времени, работая по выбранной профессии, привлекает 8,0 % студентов академий, институтов и университетов.

Гарантия поступления в учебное заведение была отмечена 7,5 % опрошенных. Можно с большой долей вероятности предположить, что этим молодым людям не важно, какой профессии обучаться.

Желание унаследовать профессию отца (матери) отметили 5,5 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования.

Далее следует группа ответов, набравшая самое небольшое количество голосов:

  • вариант «возможность работать, не прилагая усилий – 3,0 % респондентов. Данная группа молодых людей, вероятно, не добьётся успеха на трудовом поприще, так как совершенно не имеет желания выполнять трудовые обязанности;
  • вариант «другое» был отмечен 2,5 % опрошенных;
  • «получение диплома о высшем образовании» было важным при поступлении в учебное заведение высшего профессионального образования для 2,0 % респондентов.

Далее обратимся к ответам на вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на профессиональный выбор студентов академий, институтов и университетов Санкт - Петербурга.



 

Таблица 30

Распределение ответов на вопрос 2: «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?»(можно отметить несколько вариантов)

 

 

Количество человек

В %

выбор профессии был сделан самостоятельно

119

60,1

родители

85

42,9

друзья

23

11,6

педагоги дополнительного образования

16

8,1

учителя в школе

16

8,1

психолог (профконсультант)

7

3,5

другое

1

0,5

 

Из представленной выше Таблицы 30 видно, что большинство студентов учебных заведений высшего профессионального образования (60,1 %) сделали выбор профессии самостоятельно.

На втором месте находится вариант ответа «выбор был сделан по совету родителей (42,9 %), из чего можно сделать вывод, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико.

Третье место в распределении ответов на вопрос № 2 занимает вариант «друзья» - 11,6 % респондентов. Можно сказать, что молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом. Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.

  • 8,1 % ответивших последовали совету педагогов дополнительного образования– этот вариант занимает четвёртое место в распределении ответов учащихся учебных заведений высшего профессионального образования;
  • такое же количество респондентов (8,1 %) при выборе профессии прислушались к совету учителя в школе;
  • 3,5 % студентов академий, институтов и университетов при выборе профессии последовали совету профконсультанта.
  • 0,5 % опрошенных отметили вариант «другое».

Стоит отметить, что влияние на выбор профессии специалистов, которые в действительности могут помочь сделать правильный выбор, недостаточно велико. Тогда как именно школьные учителя, педагоги дополнительного образования и профконсультанты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.

Итак, респонденты выбрали профессию под влиянием тех или иных факторов. Перейдём к следующему разделу, касающегося сформированности профессиональных намерений студентов учебных заведений высшего профессионального образования.

 







Сейчас читают про: