Вы выбирали профессию» (можно отметить несколько вариантов)
Мотивы | Количество человек | В % |
возможность получать хороший заработок | 129 | 64,8 |
возможность приобретения новых знаний и умений | 119 | 59,8 |
возможность работать творчески, реализовывать свои возможности | 94 | 47,2 |
востребованность профессии на рынке труда | 89 | 44,7 |
возможность заниматься любимым делом | 74 | 37,2 |
возможность сделать карьеру | 70 | 35,2 |
желание приносить пользу обществу, людям | 44 | 22,1 |
престиж профессии в обществе | 36 | 18,1 |
возможность иметь много свободного времени | 16 | 8,0 |
гарантия поступление на обучение этой профессии | 15 | 7,5 |
желание унаследовать профессию отца, матери, родственника | 11 | 5,5 |
возможность работать, не прилагая особых усилий | 6 | 3,0 |
другое | 5 | 2,5 |
получение диплома о высшем образовании | 4 | 2,0 |
Из представленной выше Таблицы 29 видно, что большинство респондентов
выбирали профессию, ориентируясь на возможность получать хороший заработок (64,8 %), что ещё раз подтверждает мнение многих специалистов о прагматичности выпускников учебных заведений профессионального образования.
|
|
Возможность приобретения новых знаний и умений была поставлена опрошенными студентами на второе место (59,8 %). Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.
Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» - 47,2 %.
Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учли 44,7 % респондентов – он занимает четвёртое место.
Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии «возможность заниматься любимым делом» - этому мотиву респонденты отдали 37,2 % студентов учебных заведений высшего профессионального образования. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее. В сумме с группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметили «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» (47,2 %), мы получаем 84,4 % выпускников академий, институтов и университетов, которые выбирали профессию в соответствии со своим призванием.
Возможность сделать карьеру важна для 35,2 % опрошенных.
|
|
Мотив «желание приносить пользу обществу, людям» отметили 22,1 % респондентов, что дает нам повод предположить, что более 1/5 студентов колледжей и техникумов не так уж прагматичны и расчетливы. Эти молодые люди будут полезны для общества, работая по выбранной профессии.
Престиж профессии в обществе важен для 18,1 % опрошенных. Вероятно, для большинства опрошенных понятие «престижная профессии» не имеет весомого значения.
Возможность иметь много свободного времени, работая по выбранной профессии, привлекает 8,0 % студентов академий, институтов и университетов.
Гарантия поступления в учебное заведение была отмечена 7,5 % опрошенных. Можно с большой долей вероятности предположить, что этим молодым людям не важно, какой профессии обучаться.
Желание унаследовать профессию отца (матери) отметили 5,5 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования.
Далее следует группа ответов, набравшая самое небольшое количество голосов:
- вариант «возможность работать, не прилагая усилий – 3,0 % респондентов. Данная группа молодых людей, вероятно, не добьётся успеха на трудовом поприще, так как совершенно не имеет желания выполнять трудовые обязанности;
- вариант «другое» был отмечен 2,5 % опрошенных;
- «получение диплома о высшем образовании» было важным при поступлении в учебное заведение высшего профессионального образования для 2,0 % респондентов.
Далее обратимся к ответам на вопрос о том, кто оказал наибольшее влияние на профессиональный выбор студентов академий, институтов и университетов Санкт - Петербурга.
Таблица 30
Распределение ответов на вопрос 2: «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?» (можно отметить несколько вариантов)
| Количество человек | В % |
выбор профессии был сделан самостоятельно | 119 | 60,1 |
родители | 85 | 42,9 |
друзья | 23 | 11,6 |
педагоги дополнительного образования | 16 | 8,1 |
учителя в школе | 16 | 8,1 |
психолог (профконсультант) | 7 | 3,5 |
другое | 1 | 0,5 |
Из представленной выше Таблицы 30 видно, что большинство студентов учебных заведений высшего профессионального образования (60,1 %) сделали выбор профессии самостоятельно.
На втором месте находится вариант ответа «выбор был сделан по совету родителей (42,9 %), из чего можно сделать вывод, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико.
Третье место в распределении ответов на вопрос № 2 занимает вариант «друзья» - 11,6 % респондентов. Можно сказать, что молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом. Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.
- 8,1 % ответивших последовали совету педагогов дополнительного образования– этот вариант занимает четвёртое место в распределении ответов учащихся учебных заведений высшего профессионального образования;
- такое же количество респондентов (8,1 %) при выборе профессии прислушались к совету учителя в школе;
- 3,5 % студентов академий, институтов и университетов при выборе профессии последовали совету профконсультанта.
- 0,5 % опрошенных отметили вариант «другое».
Стоит отметить, что влияние на выбор профессии специалистов, которые в действительности могут помочь сделать правильный выбор, недостаточно велико. Тогда как именно школьные учителя, педагоги дополнительного образования и профконсультанты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.
|
|
Итак, респонденты выбрали профессию под влиянием тех или иных факторов. Перейдём к следующему разделу, касающегося сформированности профессиональных намерений студентов учебных заведений высшего профессионального образования.