(открытый вопрос, можно дать несколько вариантов ответа)
Количество человек | В % | |
Гуляю | 45 | 25,1 |
Друзья | 44 | 24,6 |
Спорт В том числе футбол В том числе плавание В том числе сноубординг В том числе волейбол В том числе большой теннис | 32 2 2 1 1 1 | 17,9 1,1 1,1 0,6 0,6 0,6 |
Читаю | 25 | 14,0 |
Кино | 20 | 11,2 |
Отдыхаю | 18 | 10,1 |
Работаю | 17 | 9,5 |
Интернет | 16 | 8,9 |
Компьютер | 13 | 7,3 |
Бары, кафе, рестораны | 10 | 5,6 |
Выполняю домашние обязанности | 10 | 5,6 |
Занимаюсь музыкой | 10 | 5,6 |
Выполняю домашние задания, готовлюсь к поступлению, учусь | 9 | 5,0 |
Общение с родителями, родственниками | 8 | 4,5 |
Театр | 8 | 4,5 |
Дома | 8 | 4,5 |
Художественная школа, рисую | 6 | 3,4 |
Слушаю музыку | 6 | 3,4 |
Культурные мероприятия, выставки | 6 | 3,4 |
Активный отдых | 5 | 2,8 |
Личная жизнь | 5 | 2,8 |
Музеи | 5 | 2,8 |
Путешествия | 5 | 2,8 |
Курсы, лекции, семинары | 4 | 2,2 |
Сон | 4 | 2,2 |
Занимаюсь танцами | 4 | 2,2 |
Хобби | 4 | 2,2 |
Дача | 3 | 1,7 |
Клубы | 3 | 1,7 |
Развлекаюсь | 3 | 1,7 |
Секции | 3 | 1,7 |
Делаю интернет сайт | 2 | 1,1 |
Иностранные языки | 2 | 1,1 |
Играю | 2 | 1,1 |
На природе | 2 | 1,1 |
Свободного времени нет | 2 | 1,1 |
Фотография | 2 | 1,1 |
Экскурсии, узнаю город | 2 | 1,1 |
Хожу по магазинам | 2 | 1,1 |
Бассейн | 1 | 0,6 |
Бисероплетение | 1 | 0,6 |
Вечеринки | 1 | 0,6 |
Думаю о будущем | 1 | 0,6 |
Еда | 1 | 0,6 |
Поездка на родину | 1 | 0,6 |
Йога | 1 | 0,6 |
Общественная деятельность | 1 | 0,6 |
Походы | 1 | 0,6 |
С пользой для ума | 1 | 0,6 |
Творческая деятельность | 1 | 0,6 |
Телевизор | 1 | 0,6 |
Фильмы | 1 | 0,6 |
Церковь | 1 | 0,6 |
Как видно из таблицы 27, большинство респондентов в свободное время гуляют (25,2 %).
На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у студентов учебных заведений среднего профессионального образования находятся друзья (24,6 %).
Такой способ проведения свободного времени, как спорт, находится у респондентов на третьем месте (17,9 %).
Данное распределение досуговых предпочтений молодёжи является характерным для студентов. Вероятно, данная группа респондентов ещё помнит, как проводила свободное время в школьные годы и не совсем адаптировалась к взрослой жизни.
Четвёртое место в распределении ответов на данный вопрос (14,0%) занимает чтение. На пятом месте (11,2 %) располагается кино.
Работают в свободное время 9,5 % студентов колледжей и техникумов, компьютером заняты 7,3 % опрошенных.
Такие варианты проведения досуга, как «бары, кафе, рестораны», «выполняю домашние обязанности» и «занимаюсь музыкой» указали 5,6 % опрошенных.
5,0 % опрошенных в свободное время выполняют домашние задания, готовятся к поступлению, учатся.
Общение с родителями, родственниками, театр и просто проведение времени дома отметили по 4,5 % студентов учебных заведений среднего профессионального образования.
Занятия в художественной школе, рисование, прослушивание музыки и культурные мероприятия, выставки привлекают в свободное время по 3,4 % респондентов соответственно.
По 2,8 % опрошенных соответственно занимаются в свободное время активным отдыхом, личной жизнью, посещают музеи и путешествуют.
Следующей группой молодых людей, в которую входят по 2,2 % респондентов соответственно, являются посетители курсов, лекций, семинаров, любители сна, занятий танцами и хобби.
Незначительная группа студентов проводит своё свободное время на даче, в клубах; предпочитает развлечения, секции, изготовление интернет-сайтов; занимается иностранными языками, играми, проводит время на природе; занимается фотографией, экскурсиями, походами по магазинам (по 1,1 %) соответственно. 1,1 % опрошенных отметили, что у них свободного времени нет.
Небольшое количество студентов (по 0,6 % соответственно) в качестве предпочтительных вариантов проведения досуга выбрали «бассейн», «биссероплетение», «вечеринки», «думаю о будущем», «еда», «поездки на родину», «йога», «общественная деятельность», «походы», «с пользой для ума», «творческая деятельность», «телевизор», «фильмы», «церковь».
Мы можем выделить варианты досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации молодых людей: спорт – 17,9 %, чтение – 14,0 %, работа – 9,5 %, выполнение домашних обязанностей – 5,6 %, занятия музыкой – 5,6 %, выполнение домашних заданий, подготовка к поступлению, учёба – 5,0 %, общение с родителями, родственниками – 4,5 %, театр - 4,5 %, художественная школа, рисование – 3,4 %, культурные мероприятия, выставки – 3,4 %, музеи – 2,8 %, курсы, лекции, семинары – 2,8 %, занятия танцами – 2,2 %, секции – 1,7 %, изготовление интернет – сайта – 1,1 %, иностранные языки – 1,1 %, фотография – 1,1 %, экскурсии – 1,1 %, общественная деятельность – 0,6 %, походы – 0,6 %, творческая деятельность – 0,6 %, церковь – 0,6 %.
Как видно из распределения ответов респондентов на вопрос № 12, большинство респондентов выбирают в качестве приоритетных занятий в свободное время варианты досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации.
Обратимся к итоговому вопросу раздела – о том, как студенты учебных заведений среднего профессионального образования чувствуют себя в современной жизни.
Таблица 28
Распределение ответов на вопрос 13: «Как Вы чувствуете себя в современной жизни?»
(можно отметить только один вариант)
Количество человек | В % | |
Уверенно | 95 | 49,0 |
Скорее уверенно | 74 | 38,1 |
Неуверенно | 21 | 10,8 |
По – другому | 4 | 2,1 |
Итого: | 194 | 100,0 |
Как мы видим из распределения ответов, представленных в таблице 28, большинство студентов чувствуют себя в современной жизни уверенно (49,0 %). Вариант ответа «скорее уверенно» выбрали 38,1 % респондентов.
10,8 % студентов чувствуют себя в современной жизни неуверенно. 2,1 % опрошенных выбрали вариант ответа «по – другому». Безусловно, данным группам молодых людей необходима поддержка со стороны семьи и других институтов общества с тем, чтобы эти молодые люди были более уверены в себе, своих силах. Такая поддержка даст возможность этим группам молодёжи преодолеть трудности социальной адаптации. Получив всестороннюю поддержку, молодые люди будут легче адаптироваться также и в профессиональной сфере.
В целом можно констатировать, что подавляющее большинство опрошенных молодых людей чувствуют себя в современном обществе вполне уверенно (87,1 %). Данный факт даёт нам основания предположить, что большинство студентов учебных заведений среднего профессионального образования будут иметь достаточно сил для того, чтобы пройти социальную и профессиональную адаптацию.
ВЫВОДЫ
Выводы по исследованию сформированности профессиональных планов студентов учебных заведений среднего профессионального образования и ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности сделаны по следующим направлениям:
I. Мотивы выбора профессии студентов учебных заведений