double arrow

Распределение ответов на вопрос 4: «Будет ли связана Ваша дальнейшая профессиональная деятельность с той профессией, которой Вы обучаетесь?» 


(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

да, после окончания обучения планирую работать по профессии

91

46,7

нет, и собираюсь работать по другой профессии

27

13,8

да, я уже работаю по профессии и собираюсь продолжить работать

23

11,8

выбор еще не сделан

22

11,3

да, и собираюсь поступить на курсы, дополняющие профессию

10

5,1

нет, собираюсь поступить в вуз по другой профессии

9

4,6

да, собираюсь продолжить обучение в вузе

7

3,6

нет, собираюсь поступить на курсы по другой профессии

4

2,1

другое (нет, уже работаю по другой профессии)

2

1,0

Итого:

197

100,0

Как видно из Таблицы 32, большинство респондентов по окончании учебного заведения так или иначе представляют свою профессиональную деятельность, связанной именно с той профессией, которую они осваивают.

46,7 % респондентов планируют работать по полученной профессии. 11,8 % студентов академий, институтов и университетов уже работают по осваиваемой в учебном заведении профессии, и планируют продолжать работу после получения диплома. 5,0 % опрошенных также связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с выбранной профессией, собираясь поступить на краткосрочные курсы для углубления знаний. Эта группа студентов хотела бы повысить свою квалификацию по выбранной профессии с тем, чтобы иметь больше гарантий трудоустройства в будущем. 3,6 % студентов собираются продолжить обучение по выбранному профилю в учебном заведении высшего профессионального образования, получить второе высшее образование.




В сумме количество респондентов, которые связывают свое будущее с выбранной профессией, равно 67,1 %. Профессиональные намерения этих молодых людей сформированы, присутствует осознанное отношение к выбранному виду профессиональной деятельности.

Абсолютно не связывают свою будущую профессиональную деятельность с выбранной профессией 21,5 % ответивших, из которых 13,8 % еще не работают, но планируют работать по совершенно другой профессии по окончании учебного заведения; 4,6 % собираются поступить в вуз для обучения другой профессии, 2,1 % собираются на краткосрочные курсы для получения другой профессии, 1,0 % уже работает по другой профессии и собирается продолжать работу по окончании учебного заведения.

11,3 % респондентов еще не знают, будет ли связана их профессиональная деятельность с той профессией, которой они обучаются (вариант ответа «выбор ещё не сделан).

Подытоживая результаты ответов на данный вопрос, можно сказать, что большинство респондентов (67,1 %) связывают свое будущее с выбранной профессией, что говорит о сформированности их профессиональных намерений. Но в то же время доля молодых людей, сделавшая неверный выбор профессии, сформированность профессиональных намерений у которых отсутствует, достаточно значительна (21,5 %).



Рассмотрим мнение учащихся учебных заведений высшего профессионального образования о правильности сделанного профессионального выбора. Полученное распределение ответов также даст нам возможность подтвердить или опровергнуть сделанные выводы по результатам предыдущего вопроса.

 

Таблица 33

Распределение ответов на вопрос 3: «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?»(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

скорее правильно

73

36,7

абсолютно правильно

49

24,6

затрудняюсь ответить

37

18,6

скорее неправильно

32

16,1

абсолютно неправильно

8

4,0

Итого:

199

100,0

       Из Таблицы 33 видно, что на поставленный нами вопрос лидируют те ответы, которые говорят об осознанном выборе профессии студентами учебных заведений высшего профессионального образования. В сумме ответы респондентов «скорее правильно» - 36,7 % и «абсолютно правильно» - 24,6 % дают 61,3 %.



Затрудняются с ответом 18,6 % респондентов, что является показателем того, что эта часть студентов учебных заведений высшего профессионального образования не знает о своих приоритетах в трудовой сфере и, соответственно, выбирала профессию не вполне осознанно.

16,1 % ответивших, проходя обучение в выбранном учебном заведении, считают, что выбрали профессию скорее неправильно и 4,0 % - что выбрали профессию абсолютно неправильно. Можно предположить, что эти респонденты, число которых в сумме составляет 20,1 %, поступая в учебное заведение, имели недостаточно информации об особенностях и специфике избранной профессии, а также и о своих потенциальных возможностях в её освоении. Надо отметить, что их количество достаточно велико и составляет более 1/5 опрошенных.

Полученные нами данные подтверждают результаты распределения ответов на предыдущий вопрос данного блока о перспективах работы по профессии. Несмотря на то, что профессиональные намерения сформированы у большинства учащихся учебных заведений высшего профессионального образования, которые в дальнейшем планируют работать по выбранной профессии, присутствует достаточно значительная доля респондентов, у которой выбор профессии был сделан неверно и у которых, соответственно, такая важная часть сформированности профессионального плана, как профессиональные намерения, отсутствуют.

Перейдем к следующему блоку вопросов, который касается отношения студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда.

III. Отношение студентов учебных заведений

Высшего профессионального образования Санкт - Петербурга

К рынку труда

       Отношение студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда, мы будем оценивать, обращаясь к профессиональным ценностям и факторам, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда (оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы и знание способов поиска работы). Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.

       Профессиональные ценности рассмотрим, используя ответы на вопрос «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места».

       Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда, будем оценивать, используя информацию, полученную в результате обработки ответов респондентов на вопросы: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?», «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» и «Назовите пять эффективных способов поиска работы».

       Начнем с анализа ценностных ориентаций респондентов в сфере трудовой деятельности.

 

Таблица 34

Распределение ответов на вопрос 9: «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места?» (можно отметить несколько вариантов)

  Количество человек В %
возможность профессионального роста 150 75,0
возможность получать хороший заработок 149 74,5
возможность повышения квалификации 119 59,5
удобный график работы 110 55,0
возможность продвижения по службе 107 53,5
наличие премий по результатам работы 100 50,0
гарантированные социальные льготы 96 48,0
рабочее место, оснащенное современным оборудованием 95 47,5
нормированный рабочий день 70 35,0
работа, связанная с разъездами 65 32,5
ненормированный рабочий день 57 28,5
работа, связанная с командировками 55 27,5
возможность работать рядом с домом 39 19,5
работа в офисе 37 18,5
сдельная оплата труда 30 15,0
повременная оплата труда 18 9,0
работа на открытом воздухе 16 8,0
работа на производстве 13 6,5
другое 2 1,0

 

Как видно из Таблицы 34, первое место (75,0 %) у опрошенных занимает вариант ответа «возможность профессионального роста». На втором месте у респондентов находится вариант «возможность получать хороший заработок». (74,5 %). Третье место молодые люди отдают возможности повышения квалификации (59,5 %). Эти три высказывания являются приоритетными для студентов учебных заведений высшего профессионального образования.

Удобный график работы в качестве желаемого условия труда был отмечен 55,0 % опрошенных,  он  занимает четвёртое место.

Пятое место студенты учебных заведений высшего профессионального образования отдали возможности продвижения по службе (53,5 %).

Для подавляющего числа респондентов при выборе будущей работы имеют значение мотивы, связанные с материальным благополучием. Но помимо выраженной материальной заинтересованности для молодых людей имеют значение и мотивы познавательного характера, к которым относятся возможность профессионального роста и возможность повышения квалификации. Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных эти мотивы, будут стремиться к развитию в выбранной профессии.

Наличие премий по результатам работы привлекает половину опрошенных (50,0 %). Гарантированные социальные льготы нашли привлекательными 48,0 % респондентов.

Рабочее место, оснащенное современным оборудованием, является привлекательным для 47,5 % опрошенных.

Нормированный рабочий день является приоритетной профессиональной ценностью для 35,0 % студентов учебных заведений высшего профессионального образовании;, работа, связанная с разъездами для 32,5 % опрошенных. Ненормированный рабочий день предпочли бы для себя 28,5 % респондентов.

Работа, связанная с командировками привлекает 27,5 % опрошенных, а возможность работать рядом с домом – 19,5 %. В офисе хотели бы работать 18,5 % студентов академий, институтов и университетов. Сдельная оплата труда заинтересовала только 15,0 % опрошенных.

Далее следует группа профессиональных ценностей, которую респонденты упоминали редко. Так, повременная оплата труда привлекает 9,0 %, работа на открытом воздухе – 8,0 %, работа на производстве – только 6,5 % опрошенных молодых людей.

Меньше всего студенты учебных заведений высшего профессионального образования «другое» (1,0 %).

Данный факт достаточно примечателен, так как в выборке присутствует значительное количество представителей профессий, которые могут быть заняты на производстве. Так, в выборке присутствуют такие специальности, как «приборостроение» и «фотоника» и «оптоинформатика».

Основываясь на данных, приведённых в Таблице 6, нужно отметить, что ведущими профессиональными ценностями  для студентов являются мотивы, связанные с высоким заработком (возможность получать хороший заработок отметили 74,5 %) ,  построением карьеры (возможность профессионального роста важна для 75,0 %, возможность повышения квалификации – для 59,5 %, возможность продвижения по службе – для 53,5 % опрошенных).

Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных этот мотив, достигнут успеха в выбранной области профессиональной деятельности.

Перейдём к факторам, влияющим на адаптированное поведение студентов учебных заведений высшего профессионального образования на рынке труда. Сначала рассмотрим вопрос о шансах на трудоустройство по профессии.

 

Таблица 35

Распределение ответов на вопрос 7: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?»(можно отметить только 1 вариант)

 

 

Количество человек

В %

достаточно высокие

69

34,5

средние

69

34,5

очень высокие

20

10,0

низкие

19

9,5

затрудняюсь ответить

13

6,5

я уже работаю по профессии

10

5,0

Итого:

200

100,0

 

Как видно из Таблицы 35, большинство опрошенных оценивает свои шансы на трудоустройство по профессии как достаточно высокие (34,5 %). Такое же количество респондентов (34,5 %) считает, что имеют средние шансы при поиске работы по профессии. Только 10,0 % респондентов оценивают шансы на трудоустройство как очень высокие. 5,0 % респондентов уже работают по профессии, которой в данный момент обучаются.

Если объединить варианты ответов «очень высокие», «достаточно высокие» и «я уже работаю по профессии», то 49,5 % респондентов дают оптимистичный прогноз своему дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии.

9,5 % студентов учебных заведений высшего профессионального образования оценивают свои шансы как низкие, затрудняются с ответом на данный вопрос 6,5 % опрошенных. Эта группа респондентов (16,0 %) не уверена в своих силах и профессиональных возможностях, пессимистична в оценке возможностей своего дальнейшего трудоустройства. С большой долей вероятности можно предположить, что, во – первых, данная группа респондентов не обладает желанием применять полученные профессиональные навыки на практике, так как изначально выбрала профессию, не соответствующую своим способностям, склонностям и особенностям характера, а во – вторых, недостаточно информирована о рынке труда.

Перейдём к следующему вопросу, относящемуся к факторам, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда. Он касается желаемого уровня заработной платы.

Таблица 36

Распределение ответов на вопрос 5: «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?»(можно дать только 1 вариант ответа)

Уровень заработной платы Количество человек В %
16000-20000 рублей 47 28,7
26000-30000 рублей 41 25,0
21000-25000 рублей 30 18,3
45000 и выше 21 12,8
31000-35000 рублей 8 4,9
36000-40000 рублей 7 4,3
11000-15000 рублей 6 3,7
6000-10000 рублей 4 2,4
Итого: 164 100,0

 

Анализируя распределение предпочтений по желаемой заработной плате по окончании учебного заведения, нельзя не отметить, что 18,0 % респондентов не дали ответ на этот вопрос – вероятно, эта часть молодых людей затрудняется с ответом.

Большинство выпускников учебных заведений высшего профессионального образования (28,7 %) рассчитывают получать в первый год после окончания учебного заведения заработную плату 16000-20000 рублей. 

26000-30000 рублей хотели бы получать 25,0 % опрошенных. 21000-25000 рублей вполне устроили бы 18,3 % респондентов. Стоит отметить достаточно значительную группу будущих выпускников вузов, которые обладают завышенными «зарплатными» ожиданиями: 45000 рублей и выше в первый год после окончания учебного заведения хотели бы получать 12,8 % молодых людей. 31000-35000 рублей хотели бы зарабатывать 4,9 % респондентов, 36000 – 40000 рублей – 4,3 % опрошенных.

В целом заработную плату, на которую вполне может рассчитывать выпускник учебного заведения высшего профессионального образования, отметила меньшая часть опрошенных молодых людей: 11000-15000 рублей отметили только 3,7 %, 6000-10000 рублей – 2,4 %. В сумме количество таких студентов составляет только 6,1 %.

Основная масса студентов учебных заведений высшего профессионального образования отличается крайне завышенным уровнем желаемой заработной платы. Так, заработную плату в 26000-30000 рублей, 31000-36000 рублей, 36000-40000 рублей и 45000 рублей и выше хотели бы получать 47,0 % респондентов.

Подытоживая результаты ответов на вопрос о желаемом уровне заработной платы отметим, что группа выпускников вузов, имеющая адекватные запросы по будущей заработной плате, соответствующие реальности, составляет всего 6,1 % (6000 – 15000 рублей). Данной группе респондентов будет проще адаптироваться на рынке труда. Не обладая высокими запросами по желаемой заработной плате, они будут рассматривать большее количество вакансий при поиске работы и, как следствие, быстрее трудоустроятся и начнут профессиональную карьеру.

Группа с завышенными требованиями по заработной плате составляет 47,0 % (26000 рублей и выше). У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату .

Группу выпускников с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (46,8 %) по окончании учебного заведения высшего профессионального образования ожидает ситуация конкуренции на рынке труда. Вакансии с такими заработными платами на рынке труда присутствуют, но для получения рабочего места необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

Перейдём к вопросу об информированности выпускников учебных заведений высшего профессионального образования о наиболее эффективных способах поиска работы.

 

Таблица 37







Сейчас читают про: