double arrow

IV. Отношение студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт - Петербурга к общественной жизни

 

В данном разделе мы рассматривали вопросы, позволяющие проанализировать процесс прохождения студентами учебного заведения высшего профессионального образования такого важного процесса, неотделимого от профессиональной адаптации, как социальная адаптация.

Молодёжные организации выполняют важную функцию в обществе, помогая подрастающему поколению проходить процесс социальной адаптации. Также процессу социальной адаптации способствует участие учащихся учебных заведений профессионального образования в общественной жизни учебного заведения. Способ проведения свободного времени является индикатором интересов и ценностных ориентаций молодых людей. Вопрос о том, насколько уверенно чувствуют себя в современном мире студенты учебных заведений профессионального образования, также позволяет оценить то, как респонденты проходят процесс социальной адаптации.

Итак, молодёжные организации выполняют важную функцию в обществе, помогая молодым людям проходить процесс социализации. Присутствуя и принимая участие в жизни молодёжи, такие организации поддерживают молодых людей в период становления личности.

Стоит отметить, что большинство респондентов (54,0 %) не ответили на данный вопрос, что свидетельствует о том, что деятельность молодёжных организаций неизвестна или неинтересна большинству студентов вузов.

Только 46,0 % опрошенных смогли назвать одну или несколько молодёжных организаций.

Студенты учебных заведений высшего профессионального образования смогли самостоятельно назвать 29 организаций, деятельность которых, по их мнению, связана с молодёжью.

Итак, первое место в этом списке занимают профсоюзные студенческие комитеты (39,1 %).

Линейным студенческим отрядам (в том числе студенческим строительным отрядам) было отдано второе место, их отметили 15,2 % респондентов.

Комитет по молодёжной политике и организация «Наши» занимают третье место, они был отмечен 9,8 % и 9,8 % студентов вузов соответственно.

Четвёртое место делят КВН и «Молодёжная биржа труда», которые назвали по 6,5 респондентов соответственно.

На пятом месте находятся такие организации, как «армия», «Фонд доноров», «Комсомол», «Молодая гвардия», студенческие объединения, советы – по 4,3 % опрошенных соответственно.

К группе молодёжных организаций, объединений и учреждений, каждую из которых назвали по 3,3 % студентов академий, институтов и университетов, относятся «Городская школа спортивного ориентирования», «Российское спортивное общество» и «Студенческий педагогический отряд».

Отметим организации, которые можно отнести к менее известным в среде студентов учебных заведений высшего профессионального образования, знакомые по

2,2 % респондентов соответственно: «Вектор», «Дом молодёжи», «Единая Россия», «Клуб 25», «ЛДПР», «Россия молодая», «секции», «скинхеды», «Подростковый клуб «Спартак», «танцевальный коллектив», «Факел».

       Наименее упоминаемыми молодёжными организациями стали «молодёжные еврейские организации», «ООН», «Студенческое научное общество» и «Союз юных петербуржцев» - по 1,1 % ответов респондентов соответственно.

Отметим, что уровень информированности о молодёжных организациях в среде выпускников учебных заведений высшего профессионального образования невысок.

Часто респонденты в качестве молодёжных организаций называли неспециализированные организации, не точно определяя род их деятельности. Для большинства опрошенных молодёжные организации не играют важной роли в жизни и, соответственно, не помогают в процессе социальной адаптации.

Рассматривая вопрос об участии студентов учебных заведений высшего профессионального образования в общественной жизни учебного заведения, отметим, что такое участие характеризует их как молодых людей с активной жизненной позицией. Вовлечённость в общественную жизнь учебного заведения позволяет молодым людям приобретать навыки общения, организационные навыки, навыки планирования и развивать ответственное отношение к делу, позволяющие им подготовиться к взрослой жизни. Процесс прохождения социализации у таких молодых людей будет проходить спокойнее.

Заметим, что на данный вопрос ответили не все респонденты – 13,0 % оставили графу для ответов пустой. Вероятно, у данной части выпускников учебных заведений среднего профессионального образования общественная жизнь учебного заведения не вызывает интереса. Ответили на заданный вопрос 87,0 % респондентов.

Большинство опрошенных студентов принимает участие в мероприятиях, проводимых учебным заведением, эпизодически (28,7 %).

Самым популярными общественными мероприятиями, в которых студенты вузов регулярно принимают участие, являются спортивные мероприятия (25,9 %).

Следующими наиболее предпочтительными мероприятиями, в которых принимают участие респонденты, стали праздники (24,1 %).

Третье место было отдано участию в работе общественных объединений (20,1 %).

Членами студенческих советов являются 17,8 % опрошенных.

В организации и проведении дискотек, а также конкурсов принимают участие по 12,6 % студентов вузов соответственно.

Организация и проведение экскурсий и походов интересует 11,5 % респондентов и 6,3 % студентов вузов принимают участие в организации и проведении КВН.

Таким образом, большая часть молодых людей, обучающихся в учебных заведениях высшего профессионального образования, вовлечена в общественную жизнь учебного заведения, участвуя в организации развлекательных мероприятий – такие ответы давались гораздо чаще. 37,9 % респондентов дали ответы, свидетельствующие о их работе в общественных объединениях и членстве в студенческих советах. Можно с уверенностью предположить, что данная группа респондентов занята более серьёзной общественной деятельностью. Полученный опыт поможет таким молодым людям в процессе прохождения социальной и профессиональной адаптации.

Обратимся к мнению респондентов к вопросу о возможности их влияния на общественную жизнь – распределение ответов на этот вопрос покажет нам уровень социальной активности опрошенных молодых людей.

Говоря об оценке возможного влияния учащихся учебных заведений высшего профессионального образования на события, происходящие городе, учебном заведении и в обществе, то большая их часть (53,6 %) считает это возможным.

Группа респондентов с прямо противоположным мнением (отрицательный ответ) составляет 23,2 %. Затрудняются с ответом такое же количество респондентов – 23,2 %.

Количество респондентов, считающих, что могут повлиять своей личной активностью на процессы, происходящие в обществе, родном городе, учебном заведении и респондентов, которые так не считают, распределись примерно равномерно (53,6 % и 46,4 % соответственно). Но всё – таки, большая группа студентов учебных заведений высшего профессионального образования считает, что может повлиять на жизнь общества своей личной активностью.

Обратимся к вопросу о том, как студенты учебных заведений высшего профессионального образования проводят свободное время. Способ проведения свободного времени является своеобразным индикатором интересов и ценностных ориентаций молодых людей.

Отметим, что 11,5 % респондентов не дали ответ на этот вопрос. Большая часть респондентов заполнила графу, их число составляет 88,5 %. Заданный вопрос был открытым, респондентам не предлагались варианты ответов.

Посмотрев на пятёрку приоритетных для выпускников вузов способов проведения свободного времени, можно отметить, что большая часть респондентов проводит время с пользой, отдавая его занятиям, развивающих их умственные и интеллектуальные способности. В то же время данная группа респондентов не забывает и о развлечениях. Так, большинство респондентов отдают своё свободное время спорту (30,5 %). На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у студентов учебных заведений высшего профессионального образования находятся друзья (18,1 %). Такой способ проведения свободного времени, как чтение, находится у респондентов на третьем месте (16,4 %). Четвёртое место в распределении ответов на данный вопрос занимает работа (14,7 %). На пятом месте находятся путешествия (13,6 %).

Многие студенты учебных заведений высшего профессионального образования выбирают в качестве приоритетных занятий в свободное время варианты досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации. Респондентами были отмечены: спорт – 30,5 %, чтение – 16,4 %, работа – 14,7 %, выполнение домашних заданий, подготовка к поступлению, учёба – 9,6 %, культурные мероприятия, выставки – 7,3 %, занятия музыкой – 6,8 %, театр – 5,7 %, занятия танцами – 5,1 %, студенческий отряд – 4,5 %, иностранные языки – 4,0 %, хобби – 3,4 %, музеи – 1,7 %, рукоделие – 1,7 %, прогулки с собакой – 1,1 %, КВН – 1,1 %, курсы, лекции, семинары – 1,1 %, общение с родителями, родственниками – 1,1 %, походы – 1,1 %, занятия рисованием – 1,1 %, церковь – 1,1 %, работа над собой – 1,1 %, ремонт машины – 1,1 %, фотография – 0,6 %, экскурсии – 0,6 %.

Рассматривая вопрос о том, насколько уверенно чувствуют себя в современном мире студенты учебных заведений среднего профессионального образования, в целом можно констатировать, что подавляющее большинство (89,3 %) опрошенных молодых людей чувствуют себя в современном обществе вполне уверенно: вариант ответа «уверенно» отмечен 50,8 %, «скорее уверенно» - 38,5 % респондентов.

10,2 % студентов учебных заведений высшего профессионального образования чувствуют себя в современной жизни неуверенно. 0,5 % опрошенных выбрали вариант ответа «по – другому». Безусловно, данным группам молодых людей необходима поддержка со стороны семьи и других институтов общества с тем, чтобы эти молодые люди были более уверены в себе, своих силах. Такая поддержка даст возможность этим группам молодёжи преодолеть трудности социальной адаптации. Получив всестороннюю поддержку, молодые люди будут легче адаптироваться также и в профессиональной сфере.

Итак, мы можем с уверенностью предположить, что большинство студентов учебных заведений высшего профессионального образования будут иметь достаточно сил для того, чтобы пройти социальную и профессиональную адаптацию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведём окончательные итоги проведённого исследования сформированности профессиональных планов учащейся молодёжи Санкт – Петербурга и ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, проведя сравнительный анализ результатов, полученных в результате опроса  учащихся учебных заведений начального профессионального образования, студентов учебных заведений среднего профессионального образования и студентов учебного заведения высшего профессионального образования. Анализ полученных результатов мы будем проводить по следующим разделам:

I. Мотивы выбора профессии учащейся молодёжи Санкт – Петербурга.

II. Сформированность профессиональных намерений учащейся молодёжи Санкт -Петербурга.

III. Отношение учащейся молодёжи Санкт – Петербурга к рынку труда.

IV. Отношение учащейся молодёжи Санкт – Петербурга к общественной жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: