double arrow

Высшего профессионального образования Санкт – Петербурга


Мотивы выбора профессии являются важной составной частью профессионального плана. Поэтому при изучении сформированности профессиональных планов студентов учебных заведений высшего профессионального образования нас, прежде всего, интересовали мотивы выбора профессии, то есть причины, руководствуясь которыми, респонденты выбирали ту или иную область профессиональной деятельности.

Информацией о мотивах выбора профессии нам послужили ответы респондентов на следующие вопросы: «Люди выбирают профессию по разным причинам. Отметьте, пожалуйста, причины, руководствуясь которыми Вы выбирали профессию» и «Кто оказал наибольшее влияние на Ваш профессиональный выбор?».

Итак, большинство студентов вузов выбирали профессию, ориентируясь на возможность получать хороший заработок (64,8 %).

Возможность приобретения новых знаний и умений была поставлена опрошенными на второе место (59,8 %). Надо отметить, что этот мотив выбора профессии имеет достаточно нейтральную окраску, так как не характеризует респондентов как заинтересованных в получении именно той профессии, которую они выбрали.




Третье место в распределении ответов занимает вариант ответа «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» - 47,2 %.

Такой немаловажный фактор выбора профессии, как востребованность на рынке труда учли 44,7 % респондентов – он занимает четвёртое место.

Замыкает пятёрку самых популярных ответов на вопрос о мотивах профессии «возможность заниматься любимым делом» - этому мотиву респонденты отдали 37,2 % студентов учебных заведений высшего профессионального образования. У данной группы молодых людей профессиональный интерес выражен в наивысшей форме. Данный факт даёт нам основания предположить, что трудовая деятельность этих респондентов будет успешной, так как общепризнанным является мнение о том, что человек, которому нравится содержание его профессии, работает эффективнее. В сумме с группой респондентов, которая в качестве ведущего мотива отметили «возможность работать творчески, реализовывать свои возможности» (47,2 %), мы получаем 84,4 % выпускников академий, институтов и университетов, которые выбирали профессию в соответствии со своим призванием.

Оценивая влияние на профессиональный выбор молодёжи, оказываемое тем или иным способом, отметим, что влияние семьи на профессиональный выбор молодежи традиционно велико (42,9 %). Мнение семьи при выборе профессии имело важнейшее значение для студентов учебных заведений высшего профессионального образования, этот вариант ответа следует сразу же после варианта «выбор был сделан самостоятельно», который находится на первом месте (60,1 %).



На третьем месте среди факторов, влияющих на выбор профессии, находится мнение друзей (11,6 %). Надо отметить, что число молодых людей, которые прислушались к своим друзьям в момент выбора профессии, сравнительно невелико. Тем не менее, молодые люди, выбиравшие профессию по совету друзей, могут оказаться в двоякой ситуации. С одной стороны, друзья – это близкие люди, которые хорошо знают личные качества друг друга и могут дать полезный совет. С другой стороны, друзья, как правило, являются сверстниками и не обладают достаточной информацией о профессиях и рынке образования и труда, как взрослые люди с большим жизненным опытом. Также среди молодёжи достаточно распространённым вариантом является поступление в учебное заведение за компанию с тем, чтобы больше времени проводить вместе. Поэтому польза влияния друзей на выбор профессии является довольно спорным вопросом.

Весьма незначительно для молодых людей, выбирающих профессию, мнение школьных учителей и педагогов дополнительного образования (по 8,1 % соответственно) и психологов (профконсультантов) - 3,5 %. Тогда как именно эти специалисты могут оказать реальную помощь молодым людям в выборе профессии.

 

II. Сформированность профессиональных намерений студентов







Сейчас читают про: