III. Отношение учащейся молодёжи Санкт – Петербурга к рынку труда

 

Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.

Ведущей ценностью в сфере трудовой деятельности для учащейся молодёжи Санкт – Петербурга в 2010/2011 учебном году стала возможность получать хороший заработок (82,1 % студентов учебных заведений СПО, 75,2 % учащихся учебных заведений НПО, 74,5 % студентов учебных заведений ВПО).

В основном мнения по поводу ведущих профессиональных ценностей среди опрошенных групп учащейся молодёжи разделились.

Так, в тройку приоритетных ценностей в сфере трудовой деятельности для студентов учебных заведений СПО помимо возможности получать хороший заработок вошли возможность профессионального роста (73,5 %) и наличие премий по результатам работы  (66,3 %).

Для студентов учебных заведений ВПО в тройку приоритетных ценностей в сфере трудовой деятельности помимо возможности получать хороший заработок также вошла возможность профессионального роста (75,0 %), которую они поставили на первое место. Третье место у студентов вузов занимает возможность повышения квалификации (59,5 %).

В целом следует отметить, что помимо выраженной материальной заинтересованности для учащихся молодых людей имеют значение и мотивы познавательного характера, к которым относятся возможность профессионального роста и возможность повышения квалификации. Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных эти мотивы, будут более адаптированы к рынку труда.

Учащихся учебных заведений НПО оставшиеся два места в первой тройке отдали удобному графику работы   (58,9 %) и возможности работать рядом с домом (57,9 %).

Таким образом, большинство учащихся учебных заведений НПО стремятся к высокому заработку при невысокой готовности к трудностям (выбирая удобный график работы и возможность работать рядом с домом).

Говоря о перспективах трудоустройства учащейся молодежи Санкт – Петербурга по выбранной профессии, следует отметить, что большинство респондентов оценивают свои шансы на дальнейшее трудоустройству по выбранной профессии довольно высоко. Так, в сумме варианты ответов «очень высокие», «достаточно высокие» и «я уже работаю по профессии»   были отмечены 59,9 % учащихся учебных заведений НПО, 58,0 % студентов учебных заведений СПО и 49,5 % студентов учебных заведений ВПО. Отметим самое небольшое количество уверенных в своём трудоустройстве по профессии среди выпускников вузов. Наиболее уверенна в своих силах группа учащихся профессиональных училищ лицеев, знающая, что на рынке труда всегда востребованы представители рабочих профессий.

При этом существует группа респондентов, пессимистично оценивающая возможности своего дальнейшего трудоустройства по профессии. К этой группе относятся молодые люди, оценивающие шансы на трудоустройство как низкие, а также затрудняющиеся с ответом. В сумме эти пессимистичные варианты ответов были отмечены 16,0 % студентов учебных заведений ВПО, 14,9 % учащихся учебных заведений НПО и 7,0 % студентов учебных заведений СПО.

В настоящее время студенты вузов–самая неуверенная в своём будущем трудоустройстве группа молодых людей.

Оценивая уровень предпочтительной заработной платы, которую учащиеся молодые люди хотели бы получать в первый год после окончания учебного заведения, отметим, что в основном он слишком завышен.

Заработную плату в 26000 рублей и выше хотели бы получать сразу по получении диплома 47,0 % выпускников учебных заведений ВПО, 33,7 % выпускников учебных заведений НПО и 30,8 % выпускников учебных заведений СПО. У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату сразу.

Одновременно, группа молодых людей, имеющих адекватные запросы по будущей заработной плате (6000 – 15000 рублей), составляет 29,9 % среди студентов учебных заведений СПО, 20,1 % среди учащихся учебных заведений НПО и всего 6,1 % студентов учебных заведений ВПО. Данной группе респондентов будет проще адаптироваться на рынке труда. Не обладая высокими запросами по желаемой заработной плате, они будут рассматривать большее количество вакансий при поиске работы и, как следствие, быстрее трудоустроятся и начнут профессиональную карьеру.

Оценивая полученную информацию, также можно выделить группы молодых людей с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (их количество составляет 55,4 % среди учащихся учебных заведений НПО, 46,8 % среди студентов учебных заведений ВПО и 31,0 % среди студентов учебных заведений СПО). На рынке труда Санкт – Петербурга присутствуют вакансии с заработными платами в вышеозначенном диапазоне, но для получения рабочего места необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

Благоприятным фактором, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда выпускников учебных заведений профессионального образования, является их достаточная информированность об эффективных способах поиска работы. Несмотря на то, что наиболее значимыми в процессе трудоустройства  выпускников остаются друзья, знакомые и родственники, контактами с которыми собираются воспользоваться респонденты (100,0 % среди учащихся учебных заведений НПО, 100 % среди студентов учебных заведений ВПО и 79,9 % среди студентов учебных заведений СПО); ими также отмечался  интернет   (74,9 % среди учащихся учебных заведений НПО, 72,7 % среди студентов учебных заведений ВПО и 64,9 % среди студентов учебных заведений СПО). Также многие молодые люди считают эффективным способом поиска работы газеты (55,3 % среди студентов учебных заведений СПО и 53,2 % среди учащихся учебных заведений НПО, обе группы молодёжи поставили этот способ поиска на третье место).

Студенты вузов отдали третье место такому способу поиска работы, как помощь учебного заведения, отметив несколько вариантов: по рекомендации педагогов, при помощи практики, трудоустройство в своём учебном заведении, занятие научной работой при кафедре, при помощи информационных стендов, при помощи «Дней карьеры», и по направлению своего учебного заведения (29,9 %). Этот способ поиска работы может быть весьма перспективным, так как у учебного заведения и преподавательского состава всегда есть связи с профильными организациями и предприятиями.

Говоря о перспективах адаптированного поведения на рынке труда выпускников учебных заведений профессионального образования, заметим, что многие из них, вероятно, будут иметь ряд трудностей, имея в жизненных приоритетах такой мотив профессиональной деятельности, как высокий заработок, а также завышенные требования к начальной заработной плате.

При этом большинство будущих выпускников учебных заведений профессионального образования хорошо ориентируются в основных способах поиска работы и знают, из каких источников можно брать информацию о существующих вакансиях. Можно предположить, что по мере приобретения практического опыта в процессе трудоустройства молодые люди пересмотрят свои «зарплатные» ожидания в сторону уменьшения, смогут получить работу по полученной профессии, и успешно адаптируются на рынке труда.

 

IV. Отношение учащейся молодёжи Санкт – Петербурга к общественной жизни

В данном разделе мы рассматривали вопросы, позволяющие проанализировать процесс прохождения учащейся молодёжью такого важного процесса, неотделимого от профессиональной адаптации, как социальная адаптация.

Молодёжные организации выполняют важную функцию в обществе, помогая подрастающему поколению проходить процесс социальной адаптации. Также процессу социальной адаптации способствует участие учащихся учебных заведений профессионального образования в общественной жизни учебного заведения. Вопросы о том, насколько уверенно чувствуют себя в современном мире учащиеся учебных заведений профессионального образования, и о возможности оказывать влияние на события, происходящее в обществе, также позволяют оценить то, как респонденты проходят процесс социальной адаптации. Способ проведения свободного времени является индикатором интересов и ценностных ориентаций молодых людей.

Подавляющее большинство респондентов не ответили на вопрос о молодёжных организациях, что свидетельствует о том, что их деятельность неизвестна или неинтересна большинству учащихся профессиональных учебных заведений Санкт - Петербурга. Не ответили на вопрос о молодёжных организациях 75,7 % учащихся учебных заведений НПО, 58,0 % студентов учебных заведений СПО и 54,0 % студентов учебных заведений ВПО. Отметим, что более осведомлёнными о молодёжных организациях являются студенты вузов.

Учащиеся учебных заведений НПО смогли самостоятельно назвать 15 организаций, деятельность которых, по их мнению, связана с молодёжью, студенты учебных заведений ВПО – 29 организаций, студенты учебных заведений СПО – 34 организации. Таким образом, учащиеся профессиональных училищ и лицеев являются самой неосведомлённой группой молодых людей.

Единственной молодёжной организацией, знакомой представителям всех трёх групп учащейся молодёжи, является «Дом молодёжи» (12,2 % учащихся учебных заведений НПО, 4,8 % студентов учебных заведений СПО и 2,2 % студентов учебных заведений ВПО).

Большинству учащихся учебных заведений НПО знакома такая организация, как «Волонтёрское движение» (18,4 %).

Рассматривая распределение ответов на этот вопрос среди студентов учебных заведений СПО, отметим, что первое место в этом списке занимают организации «Наши» и «Россия молодая». О деятельности данных организаций которые связана с политикой, осведомлены по 8,3 % опрошенных соответственно.

Студенты вузов отдали первое место профсоюзным студенческим комитетам

(39,1 %).

       Стоить отметить, что зачастую респонденты в качестве молодёжных организаций называли неспециализированные организации, не точно определяя род их деятельности. Для большинства респондентов молодёжные организации не играют важной роли в жизни и, соответственно, не помогают в процессе социальной адаптации. Менее информированы о них учащиеся учебных заведений НПО, более информированы – студенты учебных заведений СПО и ВПО. Среди студентов вузов стоит отметить большое количество отметивших профсоюзные комитеты. Можно с уверенностью предположить, что профсоюзные комитеты играют заметную роль в жизни современных студентов вузов и поддерживают их в процессе социальной и профессиональной адаптации.

Рассматривая вопрос об участии учащихся профессионального образования в общественной жизни учебного заведения, отметим, что большинство из них дали на него положительный ответ. Но при этом 17,5 % студентов учебных заведений СПО, 13,0 % студентов учебных заведений ВПО и 10,9 % учащихся учебных заведений НПО оставили графу для ответов незаполненной, что с большой долей вероятности позволяет предположить, что у данной части выпускников учебных заведений профессионального образования общественная жизнь учебного заведения не вызывает интерес.

Итак, большинство респондентов принимает участие в мероприятиях, проводимых учебным заведением, эпизодически (57,8 % учащихся учебных заведений НПО, 40,6 % студентов учебных заведений СПО и 28,7 % студентов учебных заведений ВПО).

Большинство учащихся профессиональных учебных заведений отдают предпочтение спортивным мероприятиям (35,0 % учащихся учебных заведений НПО и 25,9 % студентов учебных заведений ВПО, отдавшим им первое место). Студенты учебных заведений СПО поставили эти мероприятия на второе место (18,8 %).

Также большой интерес у респондентов вызывает организация и проведение таких мероприятий, как праздники (24,1 % студентов учебных заведений ВПО и 23,7 % студентов учебных заведений СПО, поставивших этот вариант ответа на второе место). Учащиеся учебных заведений НПО реже интересуются праздниками или имеют такую возможность (13,9 %).

В качестве общественных мероприятий, приоритетных для учащихся учебных заведений профессионального образования, можно отметить экскурсии и походы (третье место у учащихся учебных заведений НПО – 33,9 %), конкурсы (третье место у студентов учебных заведений СПО – 12,7 %) и работу в общественных объединениях (третье место у студентов учебных заведений ВПО – 20,1 %).

Таким образом, большая часть молодых людей, обучающихся в учебных заведениях профессионального образования, вовлечена в общественную жизнь учебного заведения, участвуя в организации  и проведении развлекательных мероприятий.

Являются членами студенческого совета и заняты в работе общественных объединений только 10,6 % учащихся учебных заведений НПО, 18,2 % студентов учебных заведений СПО и 37,9 % студентов учебных заведений ВПО. Отметим самое активное участие студентов вузов в работе общественных объединений. Можно с уверенностью предположить, что данная группа респондентов занята более серьёзной общественной деятельностью. Полученный опыт поможет таким молодым людям в процессе прохождения социальной и профессиональной адаптации.

Говоря об оценке возможного влияния учащихся учебных заведений профессионального образования на события, происходящие городе, учебном заведении и в обществе, то большая их часть считает это возможным (положительно на этот вопрос ответили 37,2 % учащихся учебных заведений НПО, 49,8 % студентов учебных заведений СПО и 53,6 % студентов учебных заведений ВПО). Студенты вузов чувствуют большую уверенность в своих силах.

Обращаясь к вопросу о том, как учащиеся учебных профессионального образования проводят свободное время, отметим, что 20,3 % учащихся учебных заведений НПО, 11,5 % студентов учебных заведений ВПО и 11,0 %  студентов учебных заведений СПО не дали ответ на этот вопрос.

Большинство учащихся учебных заведений НПО и СПО ведут привычный со школьной поры образ жизни в сфере досуга, выбирая в качестве основных занятий в свободное время прогулки (44,1 % и 25,1 % соответственно) и встречи с друзьями (14,3 % и 24,6 % соответственно). Учащиеся учебных заведений НПО поставили на третье место в качестве проведения свободного времени компьютер (13,7 %), а студенты учебных заведений СПО отдали третье место спорту (17,9 %).

Заметно отличаются по способу проведения свободного времени студенты вузов, большая часть которых проводит время с пользой, отдавая его занятиям, развивающих умственные и интеллектуальные способности. В то же время данная часть респондентов помнит о развлечениях. Так, большинство респондентов отдают своё свободное время спорту (30,5 %). На втором месте в приоритетных способах проведения свободного времени у студентов учебных заведений высшего профессионального образования находятся друзья (18,1 %). Такой способ проведения свободного времени, как чтение, находится у респондентов на третьем месте (16,4 %).

Заметим, что во всех трёх группах опрошенных встречались варианты проведения досуга, способствующие социальной и профессиональной адаптации. Например, занятия  спортом; чтение, работа;  выполнение домашних заданий;  подготовка к поступлению в учебное заведение или курсы; учёба, выполнение домашних обязанностей;  занятия танцами, музыкой; посещение художественной школы, курсов, лекций, семинаров; общение с родителями, родственниками; общественная деятельность, посещение театров, походов,  церкви; рисование, экскурсии, ремонт машин. Чаще такие виды проведения свободного времени отмечались студентами учебных заведений СПО и ВПО.

Студенты вузов также более уверенно чувствуют себя в современном мире по сравнению с другими группами опрошенных. Так, положительно на вопрос «Как Вы чувствуете себя в современной жизни?» ответили 50,8 % студентов учебных заведений ВПО, студентов учебных заведений 49,0 % СПО и 41,2 % учащихся учебных заведений НПО. Наименее уверенно чувствуют себя учащиеся профессиональных училищ и лицеев, количество ответивших «неуверенно» составляет 25,8 % - это самый высокий показатель по сравнению со студентами учебных заведений СПО и ВПО (10,8 % и 10,2 % соответственно).

Безусловно, в период прохождения социальной и профессиональной адаптации поддержка со стороны семьи и других институтов общества необходима всем группам молодых людей. Такая поддержка даст возможность преодолеть возникающие трудности.

Мы можем с уверенностью предположить, что большинство учащихся учебных заведений профессионального образования будут иметь достаточно ресурсов для того, чтобы пройти социальную и профессиональную адаптацию. Но нельзя не отметить, что данная группа молодёжи нуждается во всесторонней поддержке со стороны различных институтов общества, а также в получении достоверной и актуальной информации о рынке образования и труда, которая позволит им адекватно оценить свои профессиональные возможности и место в обществе.

 

 

                         

СПИСОК ЛИТЕРАТРУРЫ:

 

 

  1.  Профессиональная ориентация учащихся. Н.И.Калугин, А.Д.Сазонов, В.Д.Симоненко: М., «Просвещение», 1983.
  2. Профессиональная ориентация школьников. Н.Н. Захаров: М., «Просвещение», 1988.
  3. Ты и твоя профессия. Как сделать карьеру в ХХI веке. М.Бендюков, И.Соломин, Д.Чернейко: Санкт – Петербург, 2000.
  4. Социология молодежи. Ответственный ред. В.Т.Лисовский: Санкт – Петербург, издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1996.
  5. Молодежь: тенденции социальных изменений. Сборник статей. Ответственный ред. В.Т.Лисовский: Санкт – Петербург, издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2000.
  6. Петербургская школа: портрет выпускника – 2000. Санкт – Петербург, Спецлит, 1999.
  7. Азбука профориентации. (Как молодому человеку преуспеть на рынке труда?). Степанов, М.Бендюков, И.Соломин: Санкт – Петербург, АОЗТ «Литера плюс», 1995 год.
  8. Рынок труда Санкт – Петербурга сегодня: анализ проблем, тенденции, перспективы: Санкт – Петербург, 2001 год.
  9. Журнал «Обучение и карьера» за 2000 - 2010 гг.
  10. Журнал «Карьера» за 2000 – 2008 гг.
  11. Журнал «Огонёк» №№ 1 – 12 за 2005 гг.
  12. www.info.gks.ru - сайт Госкомстата РФ
  13. www. rspb.ru - официальный сайт Комитета по труду и занятости Санкт - Петербурга
  14. www.mirslovarei.com – сайт словарей.
  15. www.ru.wikipedia.org – свободная энциклопедия

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: