double arrow

Учебных заведений высшего профессионального образования Санкт – Петербурга


 

Сформированность профессиональных намерений является второй важнейшей составляющей сформированности профессионального плана учащейся молодежи.

Оценку сформированности профессиональных намерений у студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт – Петербурга мы будем проводить, руководствуясь информацией, полученной в результате обработки ответов респондентов на следующие вопросы: «Достаточно ли хорошо Вы знаете о выбранной профессии: содержание деятельности, условия работы, востребованность на рынке труда, средний размер заработной платы и т.д.?», «Будет ли связана Ваша дальнейшая профессиональная деятельность с той профессией, которой Вы обучаетесь?», «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?».

Итак, большинство учащихся учебных заведений высшего профессионального образования (69,3 %) считают, что их знания о профессии, которой они обучаются, достаточны. Очень много о выбранной профессии знают 19,1 % респондентов. Можно предположить, что эта группа респондентов имеет высокую мотивацию к получению профессиональных знаний и дальнейшей работе по профессии. Респондентов, которые не имеют ни малейшего представления о выбранной профессии, меньше всего – 11,6 %. Но этот показатель говорит нам о том, что среди опрошенных существуют люди, которые, обучаясь профессии, не имеют о ней достаточного количества информации. Данная группа респондентов, вероятно, будет иметь низкую мотивацию к работе по выбранной профессии.




Обращаясь к перспективам работы по выбранной профессии, отметим, что большинство респондентов связывают свое будущее с выбранной профессией (67,1 %).

Так, 46,7 % респондентов планируют в будущем сразу приступить к работе про профессии, 11,8 % студентов академий, институтов и уриверситетов уже работают по осваиваемой в учебном заведении профессии и планируют продолжать работу после получения диплома. 5,0 % опрошенных также связывают свою дальнейшую профессиональную деятельность с выбранной профессией, собираясь поступить на краткосрочные курсы для углубления знаний. Эта группа студентов хотела бы повысить свою квалификацию по выбранной профессии с тем, чтобы иметь больше гарантий трудоустройства в будущем. 3,6 % собираются продолжить обучение по выбранному профилю в учебном заведении высшего профессионального образования.

Абсолютно не связывают свою будущую профессиональную деятельность с выбранной профессией 21,5 % ответивших, из которых 13,8 % еще не работают, но планируют работать по совершенно другой профессии по окончании учебного заведения, 4,6 % собираются поступить в вуз для обучения другой профессии, 2,1 % собираются на краткосрочные курсы для получения другой профессии, и 1,0 % уже работает по другой профессии и собирается продолжать работу по окончании учебного заведения.



11,3 % респондентов еще не знают, будет ли связана их профессиональная деятельность с той профессией, которой они обучаются (вариант ответа «выбор ещё не сделан).

Итак, большинство респондентов (67,1 %) связывают свое будущее с выбранной профессией, что говорит о сформированности их профессиональных намерений. Но в то же время доля молодых людей, сделавшая неверный выбор профессии, сформированность профессиональных намерений у которых отсутствует, достаточно значительна (21,5 %).

Что касается мнения студентов вузов о правильности сделанного профессионального выбора, то мы можем констатировать, что большинство респондентов считают, что сделали этот выбор правильно. В сумме ответы респондентов на вопрос «В процессе обучения Вы ближе познакомились с профессией, которую выбрали. Как Вы считаете, правильно ли Вы выбрали профессию?» «скорее правильно» (36,7 %) и «абсолютно правильно» (24,6 %) дают 61,3 %.

Затрудняются с ответом 18,6 % респондентов, что является показателем того, что эта часть студентов учебных заведений высшего профессионального образования не знает о своих приоритетах в трудовой сфере. Эти молодые люди выбирали профессию не вполне осознанно.



Также в распределении ответов респондентов на вышеозначенный вопрос присутствует значительная группа респондентов, имеющая недостаточно информации об особенностях и специфике избранной профессии, а также и о своих потенциальных возможностях в её освоении (20,1 %). Так, 16,1 % ответивших считают, что выбрали профессию скорее неправильно и 4,0 % - что выбрали профессию абсолютно неправильно.

 Хотя формально профессиональные намерения сформированы у большинства студентов учебных заведений высшего профессионального образования, присутствует весьма значительная доля респондентов, у которой выбор профессии был сделан неверно и у которых, соответственно, такая важная часть сформированности профессионального плана, как профессиональные намерения, отсутствуют.

 

III. Отношение студентов учебных заведений

Высшего профессионального образования Санкт - Петербурга

К рынку труда

 

       Отношение студентов учебных заведений высшего профессионального образования Санкт - Петербурга к рынку труда, мы будем оценивать, обращаясь к профессиональным ценностям и факторам, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда (оценка шансов трудоустройства, желаемый уровень заработной платы и знание способов поиска работы). Отношение учащейся молодёжи к рынку труда является важным индикатором профессиональной адаптации.    

       Профессиональные ценности рассмотрим, используя ответы на вопрос «Отметьте, пожалуйста, условия труда, важные для Вас при выборе рабочего места».

       Факторы, влияющие на адаптированное поведение на рынке труда, будем оценивать, используя информацию, полученную в результате обработки ответов респондентов на вопросы: «Каковы, по Вашему мнению, Ваши шансы устроиться на работу по осваиваемой профессии?», «На какой уровень заработной платы Вы рассчитываете в первый год после окончания учебного заведения?» и «Назовите пять эффективных способов поиска работы».

Говоря о профессиональных ценностях и факторах, влияющих на адаптированное поведение на рынке труда, отметим, что первое место (75,0 %) у опрошенных занимает вариант ответа «возможность профессионального роста». На втором месте у респондентов находится вариант «возможность получать хороший заработок». (74,5 %). Третье место молодые люди отдают возможности повышения квалификации (59,5 %). Эти три высказывания являются приоритетными для студентов учебных заведений высшего профессионального образования.

Удобный график работы в качестве желаемого условия труда был отмечен 55,0 % опрошенных и занимает четвёртое место.

Пятое место студенты учебных заведений высшего профессионального образования отдали возможности продвижения по службе (53,5 %).

Итак, для подавляющего числа респондентов при выборе будущей работы имеют значение мотивы, связанные с материальным благополучием. Но помимо выраженной материальной заинтересованности для молодых людей имеют значение и мотивы познавательного характера, к которым относятся возможность профессионального роста и возможность повышения квалификации. Можно с уверенностью предположить, что молодые люди, отметившие в качестве одного из приоритетных эти мотивы, будут стремиться к развитию в выбранной профессии.

Обращаясь к перспективам адаптированного поведения на рынке труда выпускников учебных заведений высшего профессионального образования, заметим, что их большинство, вероятно, будет иметь ряд трудностей. Менее половины респондентов оценивают свои шансы на дальнейшее трудоустройству по выбранной профессии довольно высоко 49,5 % («очень высокие» - 10,0 %, «достаточно высокие» - 34,5% , «я уже работаю по профессии» - 5,0 %), а также существует группа респондентов, которая пессимистична в оценке возможностей своего дальнейшего трудоустройства по профессии (16,0 %). К этой группе относятся молодые люди, оценивающие шансы на трудоустройство как низкие (9,5 %), а также затрудняющиеся с ответом (6,5 %). Ко всему прочему, большинство будущих выпускников академий, институтов и университетов имеют завышенные запросы по заработной плате, что отрицательно повлияет на их шансы получить рабочее место и, соответственно будет неблагоприятным фактором для адаптации на рынке труда.

Основная масса студентов учебных заведений высшего профессионального образования отличается крайне завышенным уровнем желаемой заработной платы. Так, заработную плату в 26000-30000 рублей, 31000-36000 рублей, 36000-40000 рублей и 45000 рублей и выше хотели бы получать 47,0 % респондентов. У данной группы молодёжи, очевидно, возникнут сложности при трудоустройстве по профессии, так как подавляющее большинство работодателей не готовы платить вчерашним выпускникам высокую заработную плату сразу.

Группа молодых людей, имеющих адекватные запросы по будущей заработной плате, составляет всего 6,1 % (от 6000 до 15000 рублей). Данной группе респондентов будет проще адаптироваться на рынке труда. Не обладая высокими запросами по желаемой заработной плате, они будут рассматривать большее количество вакансий при поиске работы и, как следствие, быстрее трудоустроятся и начнут профессиональную карьеру.

Отметим также группу выпускников вузов с зарплатными ожиданиями в 16000-25000 рублей (46,8 %). Этих молодых людей по окончании учебного заведения высшего профессионального образования ожидает ситуация конкуренции на рынке труда. Вакансии с такими заработными платами на рынке труда присутствуют, но для получения рабочего место необходимо максимально соответствовать требованиям работодателя и иметь отличные профессиональные навыки.

Единственным благоприятным фактором, влияющим на адаптированное поведение на рынке труда выпускников учебных заведений высшего профессионального образования, является их достаточная информированность об эффективных способах поиска работы. Хотя наиболее значимыми в процессе трудоустройства остаются друзья, знакомые и родственники (100,0 %), контактами с которыми собираются воспользоваться респонденты, ими отмечался и такой информационно насыщенный источник, как интернет (72,7 %). В тройку эффективных предпочтительных способов поиска работы респонденты включили помощь учебного заведения (29,9 %), отметив массу вариантов: по рекомендации педагогов, при помощи практики, трудоустройство в своём учебном заведении, занятие научной работой при кафедре, при помощи информационных стендов, при помощи «Дней карьеры», и по направлению своего учебного заведения. Этот способ поиска работы может быть весьма перспективным, так как у учебного заведения и преподавательского состава всегда есть связи с профильными организациями и предприятиями.

Также студентами вузов отмечались такие способы работы, как газеты (22,5 %) и Центр занятости населения (21,4 %).

Можно констатировать, тот факт, что большинство будущих выпускников вузов хорошо ориентируются в основных способах поиска работы и знают, из каких источников можно брать информацию о существующих вакансиях. Можно предположить, что по мере приобретения практического опыта в процессе трудоустройства молодые люди пересмотрят свои зарплатные ожидания в сторону уменьшения и успешно адаптируются на рынке труда.

 







Сейчас читают про: