1 | 2 | 3 |
Характеристика взаимодействия | Среднее значение (М) | Критериальное значение (N) |
Способность воспринимать состояние | 4,22 | 3,7 |
Понимание причин состояния | 3,85 | 3,2 |
Эмпатия | 3,39 | 2,8 |
Чувства родителей в ситуации взаимодействия | 3,9 | 3,3 |
Безусловное принятие | 3,84 | 3,2 |
Принятие себя в качестве родителя | 3,78 | 3,1 |
Преобладающий эмоциональный фон | 3,66 | 3,0 |
Стремление к телесному контакту | 4,03 | 3,3 |
Оказание эмоциональной поддержки | 3,47 | 2,8 |
Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия | 2,95 | 2,3 |
Умение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка | 3,8 | 3,2 |
Приложение
Опросник ОДРЭВ
Скачать опросник в pdf
Вернуться в текст
Уважаемые родители!
Инструкция. Оцените справедливость следующих утверждений, используя 5-балльную шкалу:
5 — абсолютно верно;
4 — скорее всего это так;
3 — в некоторых случаях верно;
2 — не совсем верно;
1 — абсолютно неверно.
Скачать утверждения в pdf
Утверждение | Балл |
1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен | |
2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине | |
3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль | |
4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка | |
5. Что бы ни сделал мой ребенок, я буду любить его | |
6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня | |
7. Я редко повышаю голос | |
8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его и испортить его характер | |
9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы | |
10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания | |
11. Я легко могу успокоить моего ребенка | |
12. Чувства моего ребенка для меня загадка | |
13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду | |
14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка | |
15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо себя ведет | |
16. Я многое хотел(а) бы изменить в своем ребенке | |
17. Мне нравится быть матерью (отцом) | |
18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования | |
19. Я часто глажу моего ребенка по голове | |
20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно | |
21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав | |
22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить | |
23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям | |
24. Часто я не могу понять, почему плачет мой ребенок | |
25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка | |
26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают | |
27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка | |
28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня | |
29. Мы с моим ребенком приятно проводим время | |
30. Я испытываю раздражение, когда ребенок буквально «липнет» ко мне | |
31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старание и достижения | |
32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело до конца | |
33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия | |
34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует | |
35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен | |
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его | |
37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня | |
38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы | |
39. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка | |
40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство | |
41. Мне часто хочется взять ребенка на руки | |
42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка. Это может избаловать его | |
43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал | |
44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка | |
45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение | |
46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной | |
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка | |
48. Я очень устаю от общения со своим ребенком | |
49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему | |
50. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем ожидал(а) | |
51. У меня часто складываются спокойные, теплые отношения с моим ребенком | |
52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени | |
53. Я часто хвалю своего ребенка | |
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка | |
55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие | |
56. Мне тяжело понять желания моего ребенка | |
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка | |
58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам | |
59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком | |
60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть | |
61. Мне удается научить ребенка, что и как делать | |
62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой | |
63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься | |
64. Я часто бываю строгой (строгим) со своим ребенком | |
65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе | |
66. Когда ребенок расстроен, и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)
|
|
|
|
Психологическая диагностика
Что такое большая психологическая игра
Ирина Шишкина
педагог-психолог структурного подразделения детский сад «Ягодка» ГБОУ СОШ № 10, г. Жигулевск, Самарская область
На сегодняшний день большая психологическая игра (БПИ) — один из самых популярных видов игр в психологической работе с детьми и со взрослыми. В статье мы расскажем, почему она популярна, что представляет собой и покажем один из ее вариантов — БПИ «Волшебная поляна», которая составлена на основе разработок М.Р. Битяновой для учащихся младших классов и адаптирована для детей старшего дошкольного возраста.
Большая психологическая игра представляет собой целостное, законченное действо, имеет свою внутреннюю систему целей и правил, продолжительна по времени. Игра позволяет участникам получить опыт, ценный в реальной жизни. С помощью игры можно увидеть детей в различных ситуациях, в свободной игровой деятельности. Наблюдая за детьми во время игры, можно выделить ребят, испытывающих трудности в общении со сверстниками, не умеющих свободно играть в заданном игровом пространстве, готовых к внутригрупповому взаимодействию и не готовых. Также позволяет увидеть, кто из детей пользуется наибольшей популярностью, кто с кем стремится построить отношения.
|
|
Получив данную информацию, планируйте дальнейшую работу с данной возрастной группой детей с учетом ее индивидуальных и групповых особенностей.
Особенности БПИ
по И.О. Телегиной: Особенности БПИ
по И.О. Телегиной:
• условия, дающие возможность для активного проживания не просто опыта (как в тренинге), а некоего пути трансформации своего «я»;
• относительность сюжета и ролевой игры — прожить участником не какой-то вымышленной, заданной роли, а самого себя внутри условного метафорического пространства;
• использование таких механизмов, как выбор и свобода, которые позволяют научить ребенка нести ответственность за происходящее сначала в игровом пространстве и далее в жизни
БПИ «Волшебная поляна» — это «игра-переживание», сложный вид игры для участников и ведущего. В работе с детьми она позволяет создавать условия для совместного и одновременно индивидуального освоения придуманного пространства, строить в его рамках межличностные отношения, создавать и осмысливать ценности своего существования в данной ситуации. В этой игре дошкольник чувствует себя естественно, включается в игровую деятельность интеллектуальным, эмоциональным потенциалом, жизненным опытом и творческими ресурсами. Каждый ребенок чувствует себя свободным от многих ограничений, стереотипов, шаблонов, строит новые модели поведения, учится по-другому относиться к миру и себе.
«Волшебная поляна», которую обустраивают дети, — это условно их группа, пространство повседневных взаимоотношений. Найти место каждому и создать сообщество, комфортное для всех, — главная задача участников. Игра мирит детей, ведь отношения в группе складываются непросто. Она предоставляет ребенку личное пространство, а человек, имеющий право на личный мир, терпимее относится к окружающим.
|
|
Предполагаемый результат: созданы благоприятный психологический климат в группе, позитивные отношения между детьми, каждый участник получил опыт сотрудничества и взаимодействия.
Время игры: 30–40 мин.
Место проведения: помещение с большой площадью (музыкальный зал, физкультурный зал или просторная групповая комната).
Задача: предоставить детям опыт межличностного взаимодействия в ситуации обмена информацией, научить кооперации, строить личное пространство.
Содержание и игровая цель: дети оказываются в лесу, на волшебной поляне, которую должны мысленно увидеть, реально обустроить и приспособить для себя лично и всей группы в целом. Поляна окажется такой, какой ее создадут дети. Нормы и правила взаимоотношений в новом необычном сообществе зависят от тех, кто будет на этой поляне жить.
Материалы: большой лист бумаги; цветные карандаши или мелки; наборы детской посуды; разнообразные мягкие игрушки; куклы, машинки, конструкторы; большие куски светлой ткани, например, простыни (по количеству участников); платки, различные куски ткани; колокольчик; музыкальное сопровождение.
Участники: дети 5–7 лет (от 10 до 20 человек), один ведущий (педагог-психолог) и один ассистент (воспитатель).
Педагоги-психологи и воспитатели не включены в игру, они — наблюдатели, тем самым получают диагностический материал.
Приложение
Сценарий большой психологической игры «Волшебная поляна»
Вводная часть