Как создать безбарьерную среду для детей с ОВЗ и инвалидов

Создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ и инвалидов в детском саду, который не имеет специализированной направленности, — это системная проблема.

Дошкольным образовательным организациям необходимо планировать закупки реабилитационно-коррекционной продукции и медицинских изделий, которые позволят на удовлетворительном уровне заниматься реабилитацией и образованием детей с ОВЗ. Если финансирования не хватает, то можно закупить спортивно-игровое оборудование и инвентарь, детские игры, развивающие и обучающие игрушки. Например, наборы Монтессори, которые предполагают определенный уровень прочности, возможность гигиенической обработки и несут образовательную ценность.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Также читайте статью
Т.Н. Хорошей «Семинар-практикум “Развивающая предметно-пространственная среда: потребности ребенка и педагога”» в электронной версии журнала № 11, 2016.

1 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».>>вернуться в текст

2 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049–13», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26.>>вернуться в текст

 

Консультирование

Что делать, если у ребенка энурез: рекомендации родителям

Антон Сорин
канд. психол. наук, директор психологического центра «Квартет», Москва



Одна из частых причин обращения родителей за консультацией к педагогу-психологу — энурез у ребенка. Несмотря на то что этот феномен был описан в медицинской литературе много лет назад, до сих пор идут споры о его этиологии и соответственно методах лечения. Многочисленные исследования, а также практика консультирования страдающих энурезом дошкольников говорят о том, что за данным явлением стоят психологические причины.

Для начала определимся, что считать энурезом, а что нет; когда родителям стоит тревожиться, а когда это преждевременно. В медицинской литературе о детском ночном энурезе (именно эта форма наиболее распространена) рассказывается о случаях, когда ребенок 5–6 лет писается в постель дважды в месяц, а тот, кто постарше, — один раз в месяц. Однако родители должны иметь в виду, что эти критерии индивидуальны. Часто мокрая постель 2–4 раза в месяц (особенно если рождение ребенка сопровождалось осложнениями, в раннем возрасте были заболевания или при попустительском отношении родителей) может и не быть следствием невротического явления. Надо иметь в виду, что энурез — это детский невроз, и только 1–2% детей, писавших в постель в дошкольном возрасте, к 13–16 годам продолжают это делать. Таким образом, основания для тревоги у родителей есть только в том случае, если их ребенок дошкольного возраста не может не намочить свою постель чаще одного раза в неделю.

Начиная работать с проблемой энуреза, убедитесь, что он имеет психологическую природу. Далее достигните согласия с родителями в том, что работа с энурезом, как и со всяким неврозом, требует системных, последовательных и согласованных усилий вас и их, а также всех, кто имеет отношение к воспитанию ребенка.

Расскажите родителям о медикаментозных и физиотерапевтических методах его лечения и о том, что к ним можно прибегнуть, проконсультировавшись с врачом. Как правило, данные методы вызывают большой интерес у очень тревожных родителей, т. к. представляются им более «медицинскими», а следовательно, надежными. Переубеждать их бесполезно, продуктивнее обозначить границы своей компетентности, объяснить ситуацию с точки зрения психологии и обратить внимание родителей на некоторые особенности применения лекарственных препаратов:

  • во многих случаях энурез лечится посредством антидепрессантов;
  • у детей до 10 лет признаки депрессивных состояний встречаются редко;
  • препараты дают быстрый эффект, хотя химическое влияние на депрессию они начинают оказывать только через 10 дней приема.

Как же выстраивать работу с дошкольником, страдающим энурезом? Ответ на этот вопрос включает две части — как вести консультацию с ребенком и что делать родителям дома. Начнем с последнего.

Что делать родителям

Многим детям с энурезом писаться удобно. Если такое положение вещей будет сохраняться, шансов мотивировать ребенка не писаться практически нет. Энурез должен быть для ребенка неудобен. Для этого следует переложить ответственность за последствия энуреза на самого ребенка. Если его постель оказывается мокрой, родителям нельзя самим переодевать его, перестилать кровать и класть ребенка спать с собой. Описался и проснулся от этого (или утром), он сам снимает с себя мокрые одежду и простыню, относит их в ванную, берет из шкафа чистые штаны и простыню, переодевается и застилает постель. С ответственности за то, что ребенок намочил постель и одежду, начинается его движение к свободе от энуреза. От родителей в этой ситуации требуется готовность передать ребенку часть ответственности за себя, быть терпимыми, уравновешенными, избегать грубости и наказаний.

Второй важнейший момент — диета. Строгое соблюдение режима питания. Необходимо по возможности ограничить (не исключить полностью) потребление любой жидкости после ужина, особенно напитков, содержащих кофеин и углекислый газ, а также шоколада, какао, копченостей и йогуртов. Уменьшение употребления всех этих продуктов перед сном снизит нагрузку на мочевой пузырь и поможет ребенку справиться со своей проблемой на физиологическом уровне.

Третий момент — режимный. Необходимо настаивать на посещении ребенком туалета перед сном. Затем с этой же целью следует будить его через каждые 2–3 часа.

Четвертая составляющая заботы родителей — укреплять веру ребенка в способность преодолеть энурез. «Сухие дни» можно фиксировать в календаре звездочкой, наклейкой или рисунком. Либо за каждый такой день начислять балл, а когда ребенок наберет заранее определенное количество баллов — выдавать вознаграждение, также предварительно оговоренное с ним. Это позволит создать у него дополнительную мотивацию к преодолению энуреза и придаст ему уверенности в том, что он способен справиться с ситуацией.

Энурез представляет собой разновидность системного невроза, а значит, служит тому, чтобы защищать психику ребенка от переживаний, с которыми он не может справиться на сознательном уровне, — тревогой, страхом, виной, агрессией. Важно дать ребенку возможность одолеть эти чувства другим способом. Лучше всего в этом смысле помогают групповые творческие занятия. Они должны обязательно носить регулярный характер и позволять ребенку быстро видеть свой прогресс в овладении какими-либо умениями и навыками. Если у взрослых людей есть большой арсенал культурных способов переработки своих негативных эмоций и переживаний, повседневные хобби и увлечения, в которых каждый может самореализоваться и почувствовать себя компетентным, то дети этой возможности лишены. Систематически занимаясь чем-то творческим, чувствуя в этом свою компетентность и привлекая к себе этими достижениями внимание взрослых, ребенок получит альтернативный и более удобный, чем энурез, способ совладать со своими негативными переживаниями.

Как вести консультацию с ребенком

Прежде всего вам необходимо понять, что служит причиной энуреза, что за этим явлением стоит, ведь всякий невроз — это способ адаптации, преодоления психикой деструктивных переживаний. Важно установить, какое чувство лежит в основе невротического состояния. Самый верный для этого путь — анализ жизненной и семейной ситуации.

Часто глубинные причины энуреза лежат на поверхности. Если в прошлом у ребенка произошло травмирующее событие, энурез может быть реакцией на него. Это может оказаться ситуация и внутрисемейная (рождение младшего брата или сестры), и социальная (смена воспитательницы в детском саду). Важно, что травмирующими оказываются именно системные изменения в жизни ребенка, а не просто шок или испуг. В этом случае рассмотрите вместе с ребенком его эмоции и обсудите направления возможной адаптации к новой жизненной ситуации.

В случае, например, с рождением сиблинга, следует:

  • обсудить все хитросплетения любви и ненависти, заботы и ревности, гордости и обиды по отношению к новому родственнику;
  • в игровой форме наметить возможные пути поведения в новой ситуации;
  • дать ребенку возможность во взаимоотношениях с вами пережить ситуацию обиды, конкуренции и необходимости борьбы за внимание родителей.

Нередко за проявлениями энуреза стоят манипулятивные мотивы ребенка. Дети, улавливая тревогу родителей (61% родителей считают ночной энурез дошкольника серьезной проблемой), не контролируют свое мочеиспускание ради достижения каких-либо благ во взаимоотношениях с мамой и папой. При кажущейся простоте ситуация двойственная, т. е. энурез, скорее, служит маской, чем собственно является проблемой. Очевидно это в ситуациях, когда страдающий энурезом ребенок вторую половину ночи проводит в кровати родителей. Пребывание с ними — цель такого поведения. А она может быть актуальна в связи с переживаемыми ребенком ночными страхами, в которых прямо признаться стыдно, или из-за того, что ребенок не вполне сепарировался от мамы физически и нуждается в постоянном ее присутствии. В этих ситуациях особенно важен контакт с родителями, т. к. работать предстоит именно со второй, реальной, проблемой, что может потребовать продолжительного времени.

Одна из важных составляющих работы с дошкольником, страдающим энурезом, — предоставить ему возможность для выражения чувств в приемлемой форме. Простой и естественный способ для этого — актуализация негативных переживаний в отношениях с вами.

Например: во многих случаях за энурезом стоит агрессия, вызванная конкуренцией с родившимся младшим братом или сестрой. В ходе совместной игры психолог создает модель соперничества, например из-за использования предпочитаемых ребенком игрушек. А затем направляет появившиеся у малыша переживания по пути социально приемлемой формы выражения.

В заключение отметим, что в работе с дошкольниками, страдающими энурезом, большое значение имеет ваша готовность проявлять себя творчески и динамично, ориентируясь на конкретного ребенка и его родителей.

Важно использовать игровые и художественные методы и техники, образность и символизм при минимальном вербальном взаимодействии. «Лобовой» подход в решении проблемы энуреза часто несостоятелен из-за сильной тревоги родителей и стыда ребенка.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте www.e.psihologsad.ru)

 

Коррекционная и развивающая работа

Как использовать мультимедийную презентацию в работе с детьми с ОНР

Валентина Командирова
педагог-психолог МБДОУ детский сад № 45, г. Белгород

Анна Городова
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 45, г. Белгород





Современного ребенка, который с раннего возраста включен в аудио- и видеопространство, трудно увлечь деятельностью традиционными средствами наглядности. Чтобы оптимизировать психолого- педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями, используйте мультимедийные презентации.

Мультимедийная презентация — информационно-коммуникационная технология (ИКТ), удобный и эффективный способ представить информацию с помощью компьютерных программ. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение — факторы, которые привлекают ребенка дошкольного возраста, долго удерживают его внимание, вызывают интерес. Это актуально для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Особенности детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте. Часто ОНР сопровождается задержкой психического развития.

У детей с речевыми нарушениями ограничен словарный запас, трудности в связной речи. Они не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картинок, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Ограниченные возможности речевой деятельности создают проблемы для своевременного развития психических процессов, поэтому для дошкольников данной категории характерны недостаточная устойчивость и распределение внимания; снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания; отставание в развитии словесно-логического мышления, в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У них могут возникать аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Это закрепляет психологическое состояние неуверенности и неспособности к общению, формирует чувство неполноценности. Дети с ОНР часто бывают тревожными, раздражительными, необщительными, конфликтными. Они обидчивы, ранимы, испытывают страхи, чувство угнетенности, состояние дискомфорта.

Психолого-педагогическое сопровождение таких детей должно быть направлено на формирование и развитие коммуникативных навыков, способности извлекать информацию из речевого контакта.

Необходимо создавать мотивацию общения — моделировать такие ситуации, при которых у них возникало бы желание рассказать о себе, своих друзьях, поделиться впечатлениями об увиденном.

Решить эту задачу поможет мультимедийная презентация и созданные на ее основе развивающие упражнения, задания и игры, которые можно интегрировать на занятиях с другими методами.

Преимущества мультимедийной презентации

Развивающие занятия с дошкольниками с ОНР должны содержать методические приемы, которые позволят им задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. Благодаря этому они лучше усваивают новые знания, представления и понятия о мире, правилах поведения, взаимоотношениях между людьми
и т. д. Мультимедийная презентация совмещает в себе звук и красочное изображение, несет образную информацию — это помогает дошкольникам, для которых характерно наглядно-образное мышление, легче воспринимать и запоминать материал и делает процесс осмысленным и долговременным.

За счет смены изображений, цвета фона, возникновения и исчезновения анимированного персонажа, разнообразия заданий дети дольше удерживают внимание, тренируют память, активно пополняют словарный запас, расширяют кругозор, развивают воображение и творческие способности.

Выполняя на компьютере игровые задания, они рано начинают понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а их знаковая форма (картинки, схемы, слова или числа). Таким образом развивается знаковая функция сознания, понимание многоуровневости окружающего мира. Кроме того, чтобы выполнить задания, ребенок должен уметь пользоваться клавиатурой или мышкой — а это полезно для моторики, следовательно — развивает интеллект.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: