Портрет идеального педагога

Идеальный педагог:

• обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;

• признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их помощника;

• стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

• обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

• в общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность, другие профессионально значимые качества;

• владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

• учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;

• умеет планировать предстоящее общение — подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;

• обладает развитыми коммуникативными навыками.

Вернуться в текст

Обсудите примерный кодекс общения:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Вопросы для обсуждения:

1. Согласны ли вы с данными тезисами?

2. В каких случаях вы испытываете затруднения?

3. Какие качества педагога вы считаете наиболее важными во взаимодействии с родителями?

Упражнение «Три “Я”»

Слово педагога-психолога: «Воспитатель несет ответственность за содержание своей речи, за последствия сказанного — речь может помогать продуктивному общению или, напротив, препятствовать ему. Чтобы речь способствовала положительному воздействию на родителей, нужно прежде всего выбрать тональность, соответствующую тактике общения. Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке “живут” три “Я”: родитель, ребенок, взрослый.

В общении могут использоваться все три позиции с учетом ситуации и того, что позиция “взрослого” является наиболее диалогичной. Рассмотрим таблицу (таблица раздается участникам)».

Скачать таблицу в pdf

Типы позиций и их характеристики

Критерии Родитель Ребенок Взрослый
Общее поведение Автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное. Доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое Не заботясь о реакции окружающих, игривое, любознательное, творческое, хитрое, злорадное, излучающее избыток энергии, мечтательное. Ощущение стыда, чувство вины, осторожное, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, скромное, неуверенное, жалующееся, придерживающееся правил. Протест против более сильных и авторитетных, капризное, своенравное, непослушное, агрессивное Раскрепощено, по-деловому, объективно, внимательно, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь
Типичные фразы «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это не по силам», «Я могу вас понять», «Иди, я сделаю за тебя» «Я хочу», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!», «Мне без разницы», «Так тебе и надо». «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я попробую», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!» Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту
Интонация, манера говорить Громко или тихо, твердо, высокомерно, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. Тепло, успокаивающе, сочувственно Громко, быстро, захлебываясь, печально. Тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно. Гневно, громко, упрямо, угрюмо Уверенно (без высокомерия), по-деловому (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко
Жесты Поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены. Поглаживание по голове Напряженный или расслабленный корпус, рассеянность. Опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, дружелюбен, мил. Напряженность, угрожающая поза, упрямство, опущенная голова Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед

Проведем упражнение на изменение ролевой позиции в общении. Произнесите каждую фразу как родитель, ребенок, взрослый:

  • «Однажды вы поймете, что мои требования к вашему ребенку были правильными»;
  • «Я хочу поговорить о вашем ребенке»;
  • «Конечно, вы знаете об успехах вашего ребенка в математике».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: