Психологические основы ценностно-смысловых ориентаций личности

Психологической основой ценностно-смысловых ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности.

По мнению большинства авторов, ценностно-смысловые ориентации, определяя центральную позицию личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к окружающему миру и самому себе, придают смысл и направление деятельности человека, определяют его поведение и поступки [20, c. 51].

Ценностно-смысловые ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного и институированного воспитания и обучения, профессиональной деятельностью, естественно-историческими условиями, и в случае аномального развития личности таким фактором может выступать психотерапия (целенаправленное психологическое воздействие).

Психологическими механизмами формирования и развития ценностно-смысловых ориентаций выступают индивидуально-психологические ценности протекания психических процессов и, прежде всего мышления, памяти, эмоций и воли, существующие в форме интериоризации, идентификации и интернализации социальных ценностей.

Ценностно-смысловым ориентациям присущ динамический характер. Если их существование не поддерживается человеком, если они не создаются, не реализуются и не актуализируются, то они постепенно теряются.

Принятие и освоение ценностей - долгий и длительный процесс, знание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов.

Ценностно-смысловые ориентации, как устойчивые свойства личности, формулируются и развиваются в процессе трудовой деятельности. По мнению Б.Г. Ананьева, с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности строится общественный статус человека [7, c. 13]. Этот статус существенно связан с самооценкой и статусом семьи, из которой человек вышел.

В частности, это касается ценностей профессионального самоопределения. Так, ряд исследователей этой проблемы подтверждают, что характер связанных с выбором профессии ценностно-смысловых ориентаций и предпочтений детерминирован социальным и профессиональным статусом семьи. Однако под влиянием обстоятельств жизни и исторического времени, ценностные ориентации и смысловые представления могут все более отдаляться от прежнего статуса и преодолевать старый уклад жизни, сохраняя наиболее ценные традиции.

Ценностно-смысловые ориентации личности проявляются, закрепляются и корректируются в профессиональной деятельности индивида. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и профессиональная деятельность взаимодетерминирован:

1 с одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде детерминируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в системе ценностей и ценностных ориентаций,

2 с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает действие на систему ценностных ориентаций личности [1, c. 12].

В процессе профессиональной деятельности человек неизбежно попадает в определенные общественные отношения с другими людьми Профессиональная деятельность стимулирует развитие личности и ценностных ориентаций через новые связи, сосредоточением которых является прежде всего коллектив. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные в основном через личностные взаимоотношения.

В процессе профессиональной деятельности при положительной мотивации формируется профессиональная пригодность, которая накладывает заметный отпечаток на весь облик человека, его психомоторику, на формирование стереотипов речи и мышления, на его установки и ценностные ориентации.

По мнению Е.А. Климова, для каждой определенной профессиональной группы характерен свой смысл деятельности, своя система ценностей [13, c. 15]. Если избранная профессия и реализуемый жизненный смысл, достигаемая жизненная ценность составляют ценностно-смысловое единство для субъекта, то профессиональная деятельность приобретает целостный, смысложизненный характер. Однако если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, то она является лишь средством реализации этих ценностей [19, c. 43].

Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени и результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие определенного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою яркость. Одним из факторов изменения системы ценностей являются культурно-исторические условия, на фоне которых развивается личность.

Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей общества, групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей проявляется и который является их отражением [20, c. 14].

Переоценка ценностей и переориентировка смыслов - закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В этом, по мнению Р.С. Немова, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующим за юностью [8, c. 44].

Таким образом, мы можем отметить, что принятие, освоение, коррекция и закрепление ценностей является длительным и сложным процессом, которому присущ динамический характер. Большое значение для формирования ценностных ориентаций имеют процесс социализации, профессиональная и трудовая деятельность.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: