Описание и анализ результатов исследования

 

В результате исследования половозрастных особенностей ценностных ориентаций у подростков нами были получены следующие показатели. Наиболее существенные различия на этом возрастном рубеже прослеживаются относительно следующих аспектов: жизненных ценностей и жизненной сферы, которые представлены в таблицах.

 

Жизненные ценности юноши (9 класс) девушки (9 класс) юноши (11 класс) девушки (11 класс)
Саморазвитие 8,0 7,6 7,7 8,4
Духовное удовлетворение 7,7 5,2 6,7 8,1
Креативность 6,3 6,6 7,1 9,1
Активные социальные контакты 7,6 7,8 7,7 7,9
Собственный престиж 6,8 6,0 5,9 7,8
Достижения 8,0 7,6 8,2 8,6
Высокое материальное положение 7,4 9,5 8,9 8,5
Сохранение собственной индивидуальности 7,1 5,2 8,0 8,1

 

Из таблицы видно, что ответы отличаются не только по возрастным показателям, но и между юношами и девушками.

Наиболее важными ценностями в жизни 11-классники (юноши) считают: креативность (9,1), достижения (8,6), высокое материальное положение (8,1), саморазвитие (8,4). Девушки (также 11 класс) наиболее важными ценностями считают: высокое материальное положение (8,9), достижения (8,2). U-критерий Манна-Уитни показал, что значимые различия между девушками и юношами 11-классниками были выявлены по показателям духовного удовлетворения (Uэмп=23, при р≤0,05) и обучения и образования (Uэмп=23, при р≤0,05), что отражено в таблице (Приложение 4).

Для 9-классников наиболее важны следующие ценности: юноши - саморазвитие (8,0), достижения (8,0), духовное удовлетворение (7,7); девушки - высокое материальное положение (9,5), активные социальные контакты (7,8), саморазвитие (7,6). U-критерий Манна-Уитни показал, что значимые различия между девушками и юношами 9-классниками были выявлены по показателям высокого материального положения (Uэмп=5, при р≤0,05) и профессиональной жизни (Uэмп=19, при р≤0,05), что отражено в таблице (Приложение 4).

Из этого также следует, что подростки 11 классов по более ориентированы на такие качества как сохранение собственной индивидуальности и участие в общественной жизни, в то время как учащиеся 9 классов более ориентированы на высокое материальное положение и профессиональную жизнь.


Диаграмма 1. Сравнительная характеристика жизненных ценностей юношей

 

U-критерий Манна-Уитни показал, что значимые различия между юношами 9-классниками и юношами 11-классниками выявлены не были, что отражено в таблице (Приложение 4).

Важно отметить, что такие ценности как саморазвитие, достижения и активные социальные контакты в обеих возрастных группах не имеют существенных различий.

Диаграмма 2. Сравнительная характеристика жизненных ценностей девушек

 


С переходом в 11 класс у учащихся, по сравнению с 9 классом, возрастает значимость у девушек духовного удовлетворения (5,2 - 9 класс, 8,1 - 11 класс) и собственного престижа (6,0 - 9 класс, 7,8 - 11 класс); креативность и сохранение собственной индивидуальности как у девушек, так и юношей имеет возрастающую динамику. Важной и не теряющей своей значимости остаются социальные активные контакты у всех опрашиваемых.

U-критерий Манна-Уитни также показал, что значимые различия между девушками 9 класса и девушками 11 класса имеются по показателям духовного удовлетворения (Uэмп=19, при р≤0,05), собственного престижа (Uэмп=21, при р≤0,05), сохранения собственной индивидуальности (Uэмп=18, при р≤0,05) и участие в общественной жизни (Uэмп=16, при р≤0,05) (Приложение 4).

Как видно из обработки результатов тестирования, наименее важными ценностями 9-классники считают: юноши - креативность (6,3), девушки - духовное удовлетворение и сохранение собственной индивидуальности (5,2). Учащиеся 11-классов юноши и девушки определили менее существенными такие жизненные ценности, как собственный престиж (5,9).

Следует отметить, что для учащихся 11-х классов более значимыми оказываются удовлетворенность от труда в данной области, творческий и интеллектуальный характер профессии; мотивационная доминанта, связанная со стремлением к творческой самореализации, определяет их профессиональные ориентации.

Все более важное место у 11-классников начинают занимать развлечения. Одновременно с этим меняется и отношение к социально одобряемым занятиям, которые оцениваются ими как уже не соответствующие их возрасту. Происходит отказ от педагогически организованных форм проведения досуга: заметно увеличивается доля, не занимающихся в каких-либо кружках. Иными словами, структура досуга все менее контролируется.

Также следует отметить, что резко сокращается число школьников, считающих, что им хватает тех денег, которые дают им родители. На этом возрастном рубеже (11 класс) существенно увеличивается значимость такой мотивации, как «стремление быть материально независимым».

Таким образом, конфликт, связанный с переживанием своего материального статуса, выступает в качестве одного из важных смысловых конфликтов учащихся 11 классов. Именно на желании «материальной независимости», неудовлетворенности своим материальным положением проявляется особая коллизия переживания «чувства взрослости» в этот возрастной период.

Рассмотрим подробнее половозрастные особенности жизненной сферы подростков. Обработанные результаты проведенного тестирования представлены в таблице.

 

Жизненные сферы Юноши (9 класс) девушки (9 класс) юноши (11 класс) девушки (11 класс)
Профессиональная жизнь 4,8 6,4 5,9 6,0
Обучение и образование 4,6 5,1 4,5 5,4
Семейная жизнь 5,6 5,4 5,5 5,6
Общественная жизнь 4,9 4,2 5,8 6,4
Увлечения 5,3 5,6 5,9 6,1
Физическая активность 5,7 3,9 5,4 4,4

 

Полученные данные свидетельствуют о различии ценностных ориентаций среди 9-класников и 11-классников, девушек и юношей в данной исследуемой школе.

Так наиболее важным для 9-классников являются физическая активность (посещение спортивных секций, тренировок в спортзале, участие в школьных и городских соревнованиях) (5,7), а также увлечения, не связанные с учебной деятельностью (5,3). Общественная (5,8 у юношей и 6,4 у девушек) и профессиональная жизнь (5,9-6,0) преобладает в жизненных интересах 11-классников.

Характерно, что высокий уровень интереса к физической активности проявляется у юношей как 9, так и 11 классов. И, наоборот, в ответах девушек спортивные занятия занимают последнее место.

Диаграмма 3. Сравнительная характеристика жизненных сфер юношей

 

Динамический рост показателей отвечающих заметен в таких ценностных ориентациях жизненной сферы как общественная жизнь (от 4,9 до 5,8 у юношей и от 5,6 до 6,1 у девушек) и увлечения (от 5,3 до 5,9 у юношей и от 5,6 до 6,1 у девушек).

 

Диаграмма 4. Сравнительная характеристика жизненных сфер девушек


Наименее ценными для учащихся 9 и 11 классов юношей является обучение и образование (4,5-4,6), а среди девушек, как отмечалось выше - физическая активность (3,9, 4,4). Эти данные свидетельствуют о том, что учащиеся старших классов общеобразовательных школ более ориентированы на общечеловеческие ценности (любовь, здоровье, семейная жизнь, материально обеспеченная жизнь), а не на ценности обучения и образования.

Анализируя данные по результатам методики, можно сделать вывод о том, что для большинства испытуемых характерна гуманистическая направленность. Это значит, что центральным мотивом поведения и критерием нравственной оценки для них является положительное отношение к себе. Большей ценностью для старшеклассника является он сам, его потребности, интересы. Его поведение определяет стремление к самореализации и самоутверждению в самых различных социальных ролях и социальных ситуациях. Школьник с такой направленностью не игнорирует общество, напротив, общество для него является очень значимым, так как именно в нем он стремится занять позицию, соответствующую его уровню притязаний.

Следует заметить, что для старшеклассника с таким типом направленности очень важно признание обществом его личной значимости, ценности, неповторимости. Самоутвердиться он стремиться через деятельность, через ее результаты, ценные для него самого и других людей.






Выводы

Ценностные ориентации - это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.

Во второй главе мы осветили, как происходит изменение показателей тестирования у школьников в зависимости от возраста. У старшеклассников происходит сдвиг в системе ценностных ориентаций с внутренних на внешние. Внутренние - основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, а внешние - на ценностях материального благополучия, социального признания и физической привлекательности. Следует заметить, что стремление к здоровью и привязанности имеют смысл и как факторы личностного развития, и как факторы видимого благополучия.

Проведенный анализ указывает на то, что в исследуемых классах существует разница в определении особенностей ценностных ориентаций. Например, если юноши уделяют большое значение таким ценностям, как физическая подготовка и увлечения, то девушки предпочитают высокое материальное положение и общественную жизнь.

Данное сравнение указывает на такую закономерность: чем сильнее человек ориентирован на внутренние стремления в противовес внешним, тем выше у него показатели личностной и социальной зрелости, и, наоборот, чем выше он оценивает важность внешних стремлений в сравнении с внутренними, тем ниже его уровень зрелости.

По результатам данного исследования обнаружено, что учащиеся старших классов общеобразовательных школ характеризуются низким уровнем личностной и социальной зрелости.

Заключение

 

Таким образом, при изучении ценностных ориентаций у подростков, отмечается изменение показателей тестирования у школьников в зависимости от возраста, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. У старшеклассников происходит сдвиг в системе ценностных ориентаций с внутренних на внешние. Внутренние - основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, а внешние - на ценностях материального благополучия, социального признания и физической привлекательности. Следует заметить, что стремление к здоровью и привязанности имеют смысл и как факторы личностного развития, и как факторы видимого благополучия.

Проведенный анализ указывает на то, что в исследуемых классах существует разница в определении особенностей ценностных ориентаций, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу. Например, если юноши уделяют большое значение таким ценностям, как физическая подготовка и увлечения, то девушки предпочитают высокое материальное положение и общественную жизнь.

Итак, мы видим, что формирование и развитие ценностных ориентаций сложный, длительный и динамичный процесс, который в свою очередь зависит от многих факторов, например, таких как социализация и средового фактора (подробно описанного в третьем параграфе первой главы работы).

По результатам данного исследования обнаружено, что учащиеся старших классов общеобразовательных школ характеризуются низким уровнем личностной и социальной зрелости. Отсюда следует, что одной из ответственных задач, которые должна решать сегодня школа, является разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных на формирование у учащихся стойкой установки постоянного совершенствования самих себя, на нравственно-положительное восприятие окружающей действительности и построение смысла своего Я в соответствии с общечеловеческими высоконравственными нормами отношений.

В заключение хотелось бы отметить, что существует много путей формирования активной, интеллектуально развитой личности, но самое важное, и, пожалуй, самое сложное - это формирование в сознании человека чувства ответственности за последствия своих действий, а также бездействий. Одной из целей образования на нынешнем этапе должна стать активизация ценностно-смыслового компонента сознания и личности учащихся, побуждение их к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции, собственных ценностных ориентаций. Современное образование должно быть призвано обеспечивать развитие личности, способной к самоопределению в социуме и культуре, к многоаспектной творческой деятельности.

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что многие вопросы, затронутые в ней, требуют специального изучения и составляют, на наш взгляд, перспективу исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: