Ценностные ориентации как фактор социальной адаптации подростков

Одной из характерных особенностей современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес ученых к изучению проблемы социального воспитания молодежи, под которым мы понимаем процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, системы ценностных ориентаций, необходимых ему для успешной социальной адаптации в тех условиях и микросредах, в которых протекает его жизнедеятельность.

Существуют различные подходы к изучению проблем молодежи, в том числе учащейся молодежи школьного возраста. Во-первых, это стратификационный подход (молодежь рассматривается как общность, определенная социально-демографическая возрастная группа), во-вторых, институционально-функциональный (анализирует молодежь как социальный институт, молодежное движение), в-третьих, ресурсный (молодежь - это потенциал социального развития), в-четвертых, тезаурусный (изучение социальных реальностей молодежи на уровне повседневности) и, в-пятых, аксиологический или ценностный (изучение образа жизни, системы ценностей, установок, норм поведения, стилей жизни и мировоззрения молодежи).

Аксиологический подход является методологическим для нашего исследования. Применяя его, мы обращаемся к категории «несовершеннолетняя молодежь». Несмотря на большой диапазон возрастных границ данной категории, мы для решения задач нашего исследования определили конкретные возрастные группы учащейся молодежи школьного возраста, а именно: подростки и молодые люди, находящиеся на юношеском этапе возрастного развития [13, c. 12].

Выбор детей подросткового возраста обусловлен тем, что именно в подростковом возрасте вследствие открытия собственного «Я», формирования рефлексивной позиции, осознания собственной индивидуальности начинает складываться собственная система ценностных ориентаций. Выбор молодежи, находящийся на этапе юношеского развития обусловлен тем, что именно в данном возрасте осуществляется переход от конвенционной (ориентированной на внешние нормы) морали к морали автономной (ориентированной на внутреннюю, автономную систему принципов).

Анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы в ходе нашего исследования позволил прийти к следующему пониманию ценностных ориентации школьников: это усвоенные и принятые ими ценности и нормы той социальной среды, в которой протекает жизнедеятельность человека, ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и являющиеся основными регуляторами поведения данной личности в условиях среды.

На формирование ценностных ориентаций школьников влияют две группы факторов: эндогенные (действие данных факторов обусловлено внутренними причинами: пол, возраст, наследственность, болезни и травмы), экзогенные (действие данной группы факторов определяется внешними причинами, к которым относится влияние на человека макро-, микро- и мезосреды). Методологическим обоснованием выделения макро-, мезо- и микросред жизнедеятельности школьников является концепция социализации человека А.В. Мудрика, в которой в качестве основных факторов социализации он выделяет макро-, мезо- и микрофакторы. Макросреда - это экономика, общественные институты, общественное сознание и культура. Мезосреда - это тип поселения и этнокультурные условия. Микросреда включает непосредственное окружение человека. И, прежде всего это люди, объединенные в разные группы, с которыми каждый человек находится в специфических общественных отношениях в сложно организованной и разнообразной системе общения и взаимодействия. Как мезосреда, так и микросреда оказывают свое специфическое влияние на личность человека, но важнейшей для него все-таки остается микросреда. Именно в микросреде человек формируется и именно здесь он реализует себя как личность.

Под влиянием макросреды формируются базовые ценности школьников. Микросреда влияет на формирование индивидуальной системы ценностных ориентаций молодых людей [15, c. 22].

Наиболее близкими и определяющими процесс формирования индивидуальной системы ценностей являются такие микросреды, как семейная, образовательная, общение со сверстниками в группе. Приоритетное влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка оказывают его семья, стиль и характер семейных взаимоотношений и отношений к самому ребенку.

В психолого-педагогической литературе все семьи условно делят на благополучные и неблагополучные, несмотря на то, что данный критерий является весьма условным.

Благополучная семья, по мнению профессора Н.В. Вострокнутова, - здоровая семья, характеризующаяся сильной родительской позицией с четкими семейными правилами, гибкими, открытыми взаимоотношениями между младшими и взрослыми членами семьи с определенными моделями отношений и поведения, эмоционально теплыми связями между поколениями. Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности у детей. Для неблагополучных семей мы предлагаем следующую классификацию:

псевдоблагополучная семья, применяющая неправильные методы воспитания;

проблемная семья, характеризующаяся постоянной конфликтной атмосферой;

1аморальная семья, имеющая алкогольную, аморально-сексуальную тенденцию в жизнедеятельности;

2криминальная семья.

Согласно статистическим данным, число неблагополучных семей составляет в Беларуси большую долю, по сравнению с благополучными. Эти семьи являются факторами риска формирования у детей негативных ценностных ориентаций с приоритетом жестокости, насилия, агрессии, равнодушия во взаимоотношениях с окружающими, употребления различных психоактивных веществ, в том числе наркотического характера, которые проявляются в делинквентном и преступном поведении [5, c. 28].

Усиливают негативный характер формирующихся в такой среде ценностных ориентаций взаимодействие таких факторов, как психологические особенности родителей (опекунов), динамика семейных отношений, характер семейного климата, жестокое обращение с ребенком.

Образовательное учреждение - это следующая микросреда, в которую включен ребенок. В зависимости от того, как сложатся отношения ребенка со взрослыми, со сверстниками в учебном процессе, образовательная среда будет выполнять либо нейтрализующую функцию, способствующую формированию адекватной оценки в процессе усвоения (интериоризации), идентификации и интернализации тех или иных ценностей, в случае если ребенок воспитывается в условиях неблагоприятной семейной среды, либо будет способствовать усилению негативного влияния семейной среды на формирующуюся систему его ценностных ориентаций [17, c. 26].

В случае, когда ребенок воспитывается в условиях благоприятной и оказывающей на него положительное влияние семейной среды, образовательная среда либо будет способствовать усилению позитива, либо служить препятствием его формированию.

Группа сверстников - это еще одна микросреда, под влиянием которой происходит формирование индивидуальной системы ценностных ориентаций. Группы сверстников - это та среда, ценности которой либо принимаются и разделяются ребенком и являются основой формирования его индивидуальной системы ценностных ориентаций, либо отвергаются, в данном случае ребенок не будет связывать свою жизнедеятельность с этой группой.

В зависимости от сложившихся у ребенка базовых ценностей и сформировавшейся системы индивидуальных ценностных ориентаций будет проходить процесс адаптации молодого человека к тем условиям, в которых протекает его жизнедеятельность.

Адаптация наступает при достижении оптимального взаимоотношения между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация - неспособность оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

Если не устанавливается оптимального взаимоотношения личности и среды, то имеет место дезадаптация данной личности в условиях среды, в первую очередь в условиях тех микросред, в которых протекает ее жизнедеятельность, а именно - семейной, школьной, группы сверстников.

Можно наблюдать дезадаптацию ребенка в одной или нескольких микросредах, а можно наблюдать процесс дезадаптации ребенка к жизнедеятельности в обществе в целом. В этом случае говорят об общей социальной дезадаптации.

Адаптация человека всегда происходит в конкретных ситуациях, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих на него то или иное влияние и требующих от него определенного поведения и активности. Эти обстоятельства можно назвать факторами, влияющими на адаптацию человека. Фактор - это одно из необходимых условий того или иного процесса. В качестве одного из необходимых условий адаптации школьников к социальной среде выступает сформированная у молодых людей система индивидуальных ценностных ориентаций.

Поскольку социальная адаптация протекает в условиях социального взаимодействия людей, то степень адаптации конкретного человека будет определяться тем, насколько молодой человек или девушка принимает базовые ценности данной среды и насколько они соотносятся с системой их базовых ценностей, с одной стороны, и, с другой стороны, насколько сложившаяся у них система индивидуальных ценностных ориентаций принимается средой, теми людьми, которые включены в процесс взаимодействия в условиях данной среды [18, c. 342].

Сформированные ценностные ориентации школьников определяют стержень их личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, общий подход к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Они выступают в качестве связующего звена между объективной социальной средой и индивидуальным сознанием человека, с одной стороны, а с другой - между его сознанием, деятельностью и поведением.

Итак, мы рассмотрели различные подходы, изучающие проблемы школьников подросткового возраста, а именно: концепция социализации, стратификационный и аксиологический подходы. Большое значение, по-нашему мнению, имеет средовой подход в воспитании личности, предполагающий микро-, мезо- и макросреды. Знание этих подходов позволяет учитывать условия и факторы наиболее благоприятствующие развитию личности подростка.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: