Краткая характеристика подросткового возраста

 

Все течет - все изменяется, и сегодня подростки совсем не такие, как пятьдесят, тридцать или даже десять лет назад. Их развитие в большей степени определяется конкретным временем и конкретным пространством.

Подростковый период - период активной адаптации человека к социуму. Однако микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или в гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней [21, c. 27].

На протяжении развития психологии как науки существовал ряд характеристик подросткового возраста, определяемые как отечественными так и зарубежными психологами. Остановимся на одной из них.

А. Гезел, американский психолог, описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (с 11 до 16).

10лет - ребенок. Уравновешен, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь.

11лет - ребенок. Импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры со сверстниками.

12лет - ребенок. Вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, растет автономия от семьи, растет влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу.

13лет - подросток. Обращенность внутрь (интровертность), самокритичность, чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе.

14лет - подросток. Экстраверсия, энергичен, общителен, уверенность в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями.

15лет - подросток. «Приобретаются» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям.

16 лет - подросток. Равновесие. Мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность [18, c. 151].

Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он «смазывает» индивидуальные различия и социальные условия восприятия.

Подростковый возраст (девочек с 13 до 19 лет, мальчиков с 14 до 22 лет) - это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир (Э. Шпрангер).

Л.С. Выготский подростковый период делил на две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет) [21, c. 29].

Согласно теории Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностъю) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости [18, c. 155].

Подростки во все времена отличались и отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью и активностью. Их неуравновешенность, чрезвычайная чувственность к оценке, неадекватная самооценка или ее колебания, чувство самоуверенности или, наоборот, сомнения в своих силах и чувство неуверенности, подавленности или робости будоражат самих детей и их ближайшее окружение. И не только потому, что они сами создают массу проблем окружающим их взрослым (родителям, педагогам и т.д.) и формируют конфликтные ситуации, но и, прежде всего, потому, что проблемы задевают сознание подростка, вызывают серьезные эмоциональные переживания и потребность в разрешении сложных жизненных противоречий.

Наблюдения показывают, что личностные проблемы подростков с каждым годом становятся все более и более острыми. Процесс социализации осуществляется достаточно сложно и требует пристального внимания со стороны педагогов, психологов и родителей.

Диагностические материалы, экспертные оценки, наблюдения и мнения самих подростков позволяют утверждать, что семья, как для маленьких детей, так и для подростков является одной из самых значимых детерминант их личностного развития [22, c. 66]. Дети продолжают активно присваивать моральные ценности и модели поведения родителей.

Личностные характеристики подросткового возраста достаточно динамичны и противоречивы. Дети в одиннадцать-двенадцать лет своим поведением и чертами отличаются от пятнадцатилетних: с возрастом снижается уровень внутренней конфликтности, несогласованности, тревожно-депрессивных состояний с переживанием чувства вины, одновременно возрастают не только самоуверенность и аутосимпатии, но и несогласие с самим собой.

Мотивационно-потребностная сфера современных подростков характеризуется значительным преобладанием мотивов поддержания жизнеобеспечения (потребности в комфорте, материальном достатке, высоком социальном статусе) над развивающими мотивами, выраженными в потребности быть активными и полезными обществу, развивать творческий потенциал и самореализацию. Это свидетельствует о низких прогрессивных тенденциях личностного развития или об их отсутствии. Однако с приближением к юношескому возрасту развивающие мотивы находят большую выраженность в «рабочей», связанной с основным видом деятельности (учебной) сфере. Это направление определяет и определяется изменениями на уровне ценностных ориентаций и переоценкой собственных жизненных позиций - взрослеющие дети пытаются найти свое место во взрослом обществе, определить свой дальнейший путь развития и завоевать доверие социума [22, c. 65].

Таким образом, подростковый возраст является самым трудным в воспитательном отношении. Сильно выраженная потребность в самостоятельности и «взрослости», самоутверждении и общении - все это необходимо учитывать при работе со школьниками подросткового возраста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: