Горизонтали профессий

Слесарь, сельский механизатор, инженер, врач и многие другие профессии — это широчайшие области, внутри которых есть свои границы.

О том, насколько широка профессия слесаря, мы уже имели повод поговорить. Добавим только, что наладчик, сборщик, ремонтник, лекальщик, инструментальщик, сантехник и другие разновидности — это разные специальности одной профессии. А если взять любую из них, можно выявить и специализацию: например, ремонтник химического оборудования, ремонтник станков, ремонтник двигателей.

Можно легко представить себе специальности и области специализации сельского механизатора — все вы знаете, насколько разнообразна сельскохозяйственная техника.

Около трехсот пятидесяти специальностей насчитывает профессия инженера, поэтому сказать, что вы хотите стать инженером,— значит, почти ничего не сказать. Лучше, примерно, так: «Буду инженером-энергетиком, хочется заниматься турбогенераторами». Тут уже есть и профессия—инженер, и специальность—энергетик, и направление специализации — эксплуатация турбогенераторов.

Врач-стоматолог и врач-радиолог только поначалу изучают одни и те же основы медицины, а потом их пути расходятся очень далеко. Окажись радиолог перед пациентом, сидящим в зубоврачебном кресле, он так же беспомощен, как если бы и не был врачом вовсе. А стоматолог, в свою очередь, может иметь весьма смутное представление о радиологии, и никто его за это не упрекнет. Видите, как далеко отстоят друг от друга разные специальности одной профессии.

А специализация? Возьмем ту же стоматологию. Три зубных врача могут заниматься разным делом: один лечит зубы, другой удаляет, третий протезирует. В больших поликлиниках так оно и бывает. И хотя зубной врач должен уметь и лечить, и рвать, и вставлять, практика и опыт дают свои результаты: что-то получается все лучше и лучше, а что-то забывается.

Есть разные специальности и в журналистике: литературный работник газеты, радиожурналист, телерепортер, фотокорреспондент. А специализация... Один очень интересный человек, заведующий промышленным отделом республиканской газеты, сознательно пошел учиться не на факультет журналистики, а в политехнический институт, на вечернее отделение. Странно? Нисколько, если разобраться в мотивах этого поступка. Просто он с самого начала подошел к специализации серьезно. Нет универсальных журналистов, каждый исследует определенную область жизни — науку, искусство, быт, спорт, транспорт, торговлю и так далее—и пишет о ней. Причем эту область журналист должен знать очень хорошо, иначе читатель сразу же заметит белые нитки в его материалах. Вот почему теперешний заведующий промышленным отделом здраво рассудил, что политехнический институт и несколько лет работы в машиностроении позволят ему потом с большим знанием дела разрабатывать в печати промышленные темы.

Конечно, это исключение, когда сознательно выбирается учебное заведение, не имеющее на первый взгляд никакого отношения к будущей профессии. И все же, прежде чем выбирать, куда пойти учиться, постарайтесь узнать всю горизонталь профессии, все специальности, которые в нее входят, а потом познакомьтесь с факультетами институтов, техникумов, с отделениями профтехучилищ, со специальностями, которые там преподают. Сделать это не трудно: каждый год издаются, продаются и поступают в библиотеки справочники для абитуриентов вузов и техникумов.

Если такое детальное знакомство состоится, выбор, конечно, будет точнее. В городе десяток профтехучилищ, где готовят слесарей, и вроде бы можно идти в любое, но если вы узнаете о специальностях, то выберете одно. Не лишним будет узнать попутно, на какое предприятие посылает своих выпускников то или иное училище, то есть какая будет потом специализация.

ВЕРТИКАЛИ РАБОТЫ

Заметьте — работы, а не профессии, потому что по вертикали располагаются хоть и родственные, но разные по уровню образования профессии.

Слесарь, техник-механик, инженер-механик.

Чертежник, техник-конструктор, инженер-конструктор.

Медсестра, фельдшер, врач.

Вот вам три примера вертикалей работы. Область деятельности одна и та же, даже конкретный объект труда может быть один, так что и работают люди рядом, только уровень квалификации у них разный.

Сделаем существенную оговорку: разный уровень квалификации по образованию, а не по опыту работы, потому что встречаются в жизни хорошие слесари и не очень хорошие инженеры, отлично знающие свое дело медсестры и... плохие врачи. Бывает, конечно, и наоборот: хороший инженер, и плохой слесарь, хороший врач и плохая медсестра. Но мы берем идеальный вариант: каждый хорошо делает ту работу, которую сам для себя избрал, и благодаря этому бесперебойно и слаженно действует вся вертикаль.

Такие вертикали есть во многих других работах, и их тоже нужно знать, потому что выбираете вы все-таки в первую очередь работу, а не уровень образования. И если не выходит, скажем, с поступлением в желаемый институт, можно пойти в соответствующий техникум или сходное профтехучилище — объект работы все равно будет тот же.

Но не только для этого желательно знать вертикали работы. В беседах с мастерами, если помните, явственно сквозила мысль: каких бы высот ни хотели достичь, начинать лучше с основ. Поработать слесарем, прежде чем стать инженером-механиком. Поработать медсестрой или фельдшером, прежде чем стать врачом. Поработать чертежником, прежде чем стать конструктором. А значит, и учиться идти не сразу в институт, а на курсы, в училище, учеником на завод. Кстати, лауреат Ленинской и Государственной премий инженер-конструктор Константин Ефимович Бавыкин именно так начинал свой трудовой путь — был чертежником в авиационных мастерских.

И конечно, у истоков профессии тоже нужно работать, изучать дело, а не считать его лишь трамплином для будущего. Только тогда будет заложен камень в фундамент мастерства. А то сейчас наметилось не очень приятное явление: некоторые выпускники школ работают на заводах и фабриках только для того, чтобы облегчить себе потом поступление в институт. При таком подходе к делу пользы, естественно, мало, и уж воистину этот год-другой можно считать потерянным.

ВО ИМЯ ЧЕГО.

К любой нестандартной задаче, прежде всего, нужно найти подход. Задача выбора профессии — не исключение, здесь тоже нужно заранее определить, с каких позиций за нее приниматься.

Почему вообще вы идете работать? Наверное, это и есть исходный вопрос.

Говорила о том, что психологи тщательно изучили профессии. Выявили самые характерные признаки и по ним разбили все профессии на группы. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от человека силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности.

Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, их и объединили в группы, Например, профессия слесаря по ремонту автомобилей, слесаря механосборочных работ и слесаря-сантехника различают только с точки зрения производственных задач и условия труда, но никак не с точки зрения предъявляемых к человеку требований. Поэтому их смело можно помещать в одно и то же место на психологической карте профессий.

Тип профессии указывает на то, чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий.

  • Предметом профессий первого типа является другие люди. Поэтому их называли профессиями типа «человек-человек». Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
  • Тип «человек-техник» включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройство, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
  • Тип «человек-знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
  • Тип «человек художественный образ» предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
  • Тип «человек-природа» включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

 

                                       КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

                                              (материал для беседы)

В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, спо­собные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на меди­цинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго - это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной - близкий человек, которому надо помочь, для второго толь­ко нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй - разбитый и сердитый, он долго не мо­жет отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач при­несет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.

Как не ошибиться в выборе профессии? Прежде всего, изучайте профессии. Существует более 40 тыс. профессий. Для ознакомления возьмите более близкие - те, которым посвятили свою жизнь ваши родители, знакомые. Вам может показаться, что эти профессии вы хорошо знаете, но это не так. Попробуйте глубже познакомиться с профессией, и вы увидите в ней много нового и интересного. Вот примерная программа изучения профессии:

1) место и значение данной профессии в народном хозяйстве страны, района; потребность в людях этой профессии;

2) основное содержание деятельности работников данной профессии, применение техники, связь с людьми других профессий;

3) требования, которые предъявляет данная профессия к че­ловеку: какими способностями, знаниями, умениями и навыками, чертами характера должен обладать специалист;

4) что дает эта профессия для духовного и физического разви­тия человека;

5) где и как овладеть этой профессией;

6) спросите честно самого себя: "Чем меня привлекает данная профессия?".

Возможны ответы: творчество в работе, интерес к делу, работа в коллективе, романтика профессии, значение ее для народного хо­зяйства, возможность трудоустроиться, высокая зарплата. Человек растет в соответствии с целью, выше цель - большего достигнешь. Не соблазняйтесь материальными выгодами от профессии. Творче­ство - вот что достойно человека. Недаром М. Горький писал,чторабота только тогда и может доставлять истинное наслаждение, ко­гда она становится творчеством.

Не обманывайтесь и внешнейстороной профессии. У некоторых ребят сложилосьпредставление оботдельных профессиях как о лег­ких и романтичных.О профессиях врача, летчика онисудят по успе­хам, операциям, открытиям, виртуозным полетам,которые видели вкино или о которых читали.

Будничный, чаще всего тяжелый труд людей этой профессии им неизвестен. Некоторых просто привлекает модное слово, и тогда де­ло доходит до смешного: "Хочу стать кинематографом"; "Где нужно учиться, чтобы стать дальтоником"; "Мы с подругой твердо решили стать интуристами"; "Решил всю жизнь сниматься в многосерийных кинокомедиях. Скажите, с кем поговорить?"; "Решила уехать из по­селка. Хочу стать горным инженером. Я не виновата, что родилась далеко от гор". Это строки из писем ребят в газеты.

Не разделяйте профессии на модные и не модные, почетные и второстепенные. К первым относят, например, профессии компьютерщика, экономиста, бухгалтера, врача, юриста. Ко вторым -профессии продавца, портнихи, кассира, прачки, обувщика, телефо­нистки, почтальона. Это предрассудок, и его надо преодолеть. Неко­торые выпускники школ считают позорным для себя работать в сфере обслуживания. А ведь, честно говоря, в наше время трудно уста­новить грань сферы обслуживания. Разве только почтальон обслу­живает врача? А сам врач в больнице кого обслуживает?

В книге Е, Пермяка "Кем быть?" рассказывается о том, как один известный артист на примерке костюма спросил своего школьного товарища - портного:

- Володя, скажи по совести, доволен ли ты своим портновским делом?

- Вполне, - ответил тот.

- А тебя не унижает, что ты шьешь, что тебе приходиться при­мерять на меня? Все-таки, что не говори, носить костюм куда прият­нее, чем его шить...

На это портной ответил своему школьному товарищу-артисту:

- Вася, а тебя не унижает, что приходиться надевать забавные парики, наряжаться в невесть какую одежду, говорить не своим голо­сом, разыгрывать разных прощелыг и смешить меня, когда я сижу в театре? Не унижает ли тебя то, что тебе приходится развлекать ме­ня? Ну, не стесняйся, скажи!

Артист обнял своего товарища и сказал:

- Прости меня, Володя,за то, что я задалтебе такой подлый вопрос.

Некоторые считают, что есть профессии интеллектуальные и неинтеллектуальные. Многие, например, думают, что профессия слесаря не требует особого напряжения ума. А при ближайшем зна­комстве с этой профессией оказывается, что 70% рабочего времени у слесаря-ремонтника приходится на умственный труд. А возьмите механизатора широкого профиля в сельском хозяйстве - разве ему не надо знать основ агротехники, зоотехники, не говоря уже просто о механике?

К современному рабочему предъявляют такие требования, как умение выполнять необходимые расчеты, читать чертежи, вносить предложения по усовершенствованию техники, технологии и органи­зации труда. Все дело в отношении человека к своему труду, его любви к своей профессии, стремления больше знать и лучше тру­диться. Недаром еще В.Г. Белинский писал, что честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет ремеслом, выше плохого генерала, выше дурного стихотворца.

Изучите свои способности и возможности. Разные профессии требуют от человека не любых, а строго определенных качеств. Ко­нечно, если человек стремится к строго определенной профессии, которая не соответствует его задаткам, темпераменту и способно­стям, он может в определенной мере преодолеть свое несоответст­вие. Но выбор профессии по способностям облегчает овладение мастерством. Каждая профессия требует нового комплекса качеств. Так, квалифицированный продавец должен обладать общительно­стью, доброжелательностью к людям, хорошо развитым эстетиче­ским вкусом, энергичностью, аккуратностью, отличной памятью (осо­бенно зрительной), выдержкой, тактом, способностью принимать бы­стрые и правильные решения. Ясно, что медлительность, нереши­тельность и излишняя застенчивость помешают стать отличным ра­ботником прилавка.

Телефонистка, например, должна обладать другими качествами:

хорошим зрением и слухом, надежными голосовыми связками, чет­кой дикцией, а также выдержкой и вежливостью и т.д.

Выбирая профессию необходимо учитывать состояние своего здоровья. Существует около 3 тыс. профессий, по которым имеются медицинские противопоказания. Профессии противопоказаны не по­тому, что человек не сможет выучиться или работать по той или иной профессии, а потому что эта работа может усугубить недостатки его здоровья. Ни обществу, ни человеку это не нужно. Имеются справоч­ники, содержащие сведения о том, какие профессии противопоказа­ны при тех или иных особенностях организма. Указанные справочни­ки предназначены для врачей, а не для массового читателя. Поэто­му, выбирая профессию важно проконсультироваться с врачом. Ме­дицинская профессиональная консультация проводится заблаговре­менно, чтобы дать возможность человеку самостоятельно подойти к правильному выбору профессии, исходя из рекомендаций врача.

Не откладывайте решение вопроса "кем быть?" на потом. Гово­рят, что нет ничего случайнее этого выбора. Если вы не нашли себе труда по душе, учась в школе, то после ее окончания можете попасть под влияние случая: пойдете работать или учиться "за компанию", устроитесь на предприятие потому, что туда удобно ездить и т. д.

Из сказанного следует вывод: идите работать или учиться туда, где вы нужнее и где наиболее полно раскроются ваши способности. Но уже в школе найдите возможность испытать свои силы в избран­ной профессии. Если хотите стать механизатором - поработайте на комбайне или тракторе, шофером - его помощником, врачом - сани­таром в больнице, геологом - поработайте летом в экспедиции.

Главное же заключается в том, чтобы полюбить работу, познать ее и стать ее мастером.

Для самовоспитания старшеклассникам полезно рекомендовать, следующее:

1. Составьте перечень желательных для себя профессий.

2. По литературе и беседам со специалистами составьте описа­ние 2-3 профессий, установите, что требуют от человека эти профес­сии.

3. Самокритично изучайте свои способности и возможности (ин­тересы, достижения в учебе и труде, здоровье и пр.) и сопоставляйте их с требованиями выбираемой профессии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: