Характеристика форм безналичных расчетов

(платежные поручения и аккредитивы)

При расчетах платежными поручениями банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную сумму средств на счет другого юридического лица в этом или другом банке в установленный срок. Поручение плательщика выполняется банком при наличии средств на его счете, если иное не предусмотрено договором. Поручение исполняется банком с соблюдением очередности списания денежных средств.

Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) может произвести поставщику платеж или предоставить такое право другому банку. Если банк, выставивший аккредитив, по поручению плательщика переводит средства в другой банк, то в этом банке открывается счет «аккредитивы». Аккредитивы могут быть покрытые (депонированные) или непокрытые, а также отзывные и безотзывные.

Покрытыми считаются аккредитивы, при которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика на счет «аккредитивы» в исполнительном банке.

В случае непокрытых аккредитивов в банке-исполнителе открывается счет «аккредитивы», но деньги или средства на этот счет не перечисляются, а только бронируются в банке-эмитенте.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с банком-исполнителем.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласования с поставщиком или банком-исполнителем.

Характеристика форм безналичных расчетов (чек и инкассо)

При расчетах по инкассо (инкассирование) банк-эмитент обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению средств от плательщика или по получению акцепта платежа (подтверждения). Банк-эмитент, имеющий поручения клиента, вправе привлекать для исполнения другой банк, т.е. банк-исполнитель.

Порядок выполнения расчетов по инкассо регулируется законом, банковскими правилами, а также обычаями делового оборота. Инкассированные суммы должны быть немедленно переданы банком-исполнителем в распоряжение банку-эмитенту, который должен перечислить их на счет клиента. Исполняющий банк имеет право удержать из инкассированных сумм причитающееся ему вознаграждение и возмещение расходов.

Если платеж или акцепт не были получены, банк-эмитент должен немедленно информировать об этом клиента с целью получения указаний о дальнейших действиях.

Чеком признается ценная бумага, содержащая распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства.

Факт выдачи чека не устраняет долгового обязательства чекодателя.

В качестве участников чековых отношений выступают три лица: чекодатель, чекодержатель (лицо, владеющее чеком) и плательщик-банк, производящий платеж по данному чеку.

 

Тема 15. Правовое регулирование бухгалтерской оценки хозяйственной деятельности

 

Учет и оценка хозяйственной деятельности осуществляется в основном в форме бухгалтерского учета. Правовое регулирование данных отношений осуществляется:

Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» в редакции от 1998 г;

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ от 1998 г;

Приказом Министерства Финансов РФ о годовой бухгалтерской отчетности организации от 1998 г;

Значение бухгалтерского учета состоит в следующем:

обеспечение контроля за движением и наличием имущества, а также использованием всех видов ресурсов в соответствии с утвержденными нормами;

своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности;

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия.

Исходным положением в ведении бухгалтерского учета является его обязательность для предприятий и предпринимателей. Предприятие имеет право самостоятельно устанавливать организационную форму бухгалтерской работы, исходя из конкретных условий (например, принимать собственные формы учета материальных ценностей). При этом должны соблюдаться общие методологические принципы учетной работы, к ним относятся требования сплошного, непрерывного и документального учета, а также взаимосвязанного отражения фиксированных операций. В положении «О бухгалтерском учете и отчетности» установлены требования денежной оценки имущества и любых хозяйственных операций.

Правовое регулирование представления бухгалтерской отчетности

Представление бухгалтерской отчетности является завершением учетного процесса и, с одной стороны, служит предприятию средством легитимации его хозяйственной деятельности (признанием законности), с другой стороны, базой для самоанализа. В случае признания отчетных данных достоверными, они становятся юридической базой для налоговых отношений.

В бухгалтерской отчетности отражается нарастающим итогом имущественное и финансовое состояние предприятия, а также результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал, полугодие, год).

Типовые формы и положения в заполнении бухгалтерской отчетности разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. Порядок и сроки предоставления бухгалтерской отчетности внутри предприятия устанавливаются самим предприятием исходя из необходимости своевременного предоставления бухгалтерской отчетности всего предприятия вышестоящим органам.

Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется:

собственникам предприятия в соответствии с учредительными документами;

государственной налоговой инспекции;

другим государственным органам, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность проверки отдельных сторон деятельности предприятия.

Предприятия обязаны представлять годовую финансовую отчетность не позднее 1 апреля следующего за отчетным года, а квартальную - не позднее 30-ти дней по окончании отчетного периода. Предприятие с иностранными инвестициями представляет годовую финансовую отчетность не позднее 15 марта. Годовая отчетность до её представления утверждается и подписывается руководителями предприятия и главным бухгалтером.

Ненадлежащим исполнением обязательств по бухгалтерскому учету является искажение бухгалтерских данных. Ответственность за ненадлежащее исполнение регламентируется Налоговым Законодательством. Помимо административно-правовых мер, применяемых в отношении должностных лиц, закон предусматривает санкции и меры ответственности непосредственно для предприятия.

 

Тема 16. Правовое регулирование предотвращения банкротства и ликвидации несостоятельных предприятий

 

Несостоятельность (банкротство) предприятия - это неспособность удовлетворить требования кредиторов, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Порядок и условия объявления предприятия несостоятельным, и правовые основы ликвидационной предприятия устанавливаются ФЗ «О несостоятельности» от 1998 г. Внешним признаком несостоятельности является приостановление всех текущих платежей и если предприятие не в состоянии выполнить требования кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Несостоятельность предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней при добровольной ликвидации.

По отношению к должнику могут быть приняты определенные процедуры преодоления банкротства или меры, направленные на повышение финансовой устойчивости предприятия. Эти процедуры осуществляются по результатам анализа финансового состояния. Различают три вида процедур:

1. Мировое соглашение - это процедура договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки или рассрочки платежей кредитором или скидки долгов.

2. Реорганизационные процедуры - это процедуры, направленные на поддержание деятельности или оздоровления предприятия-должника в целях предотвращения его ликвидации.

Различают:

·   санацию - реорганизационная процедура, когда собственником предприятия-должника, кредиторами или иными лицами оказывается финансовая поддержка предприятию-должнику;

·   внешнее управление имуществом должника - реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника и назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника или кредиторов и осуществляемая на основе передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.

3. Ликвидационные процедуры, направленные на прекращение деятельности предприятия-должника.

Различают:

·   принудительную ликвидацию (осуществляется по решению арбитражного суда);

·   добровольную ликвидацию (внесудебная процедура, осуществляемая по соглашению между собственником и кредиторами).

Внешнее управление имуществом должника - это реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению самого должника, собственника или кредиторов. Внешнее управление существенно отличается от доверительного управления. Доверительный управляющий, допустивший банкротство, обязан восполнить убытки. Арбитражный управляющий такой ответственности не несет. Если арбитражный управляющий не в состоянии достичь целей внешнего управления, то он обязан сообщить об этом арбитражному суду. Арбитражный суд либо продляет внешнее управление, либо объявляет предприятие банкротом.

При внешнем управлении сохраняется преемственность, поскольку арбитражный управляющий лишь в особых случаях отстраняет руководителя и берет все функции на себя. Внешнее управление является коллегиальным, в нем принимают участие кредиторы. Проект проведения внешнего управления разрабатывается арбитражным судом и утверждается собранием кредиторов.

Санация - это реорганизационная процедура, когда собственник предприятия-должника, кредитор или иные юридические лица оказывают финансовую помощь предприятию-должнику. Состав участников санации определяется на конкурсной основе. Преимущества на право участия в санации имеют собственник, кредиторы и члены трудового коллектива. Если кандидатами на санацию являются собственник, кредиторы или члены трудового коллектива, то конкурс может не объявляться, во всех остальных случаях проводиться конкурс.

В соглашении участников санации должно содержаться обязательство удовлетворения требований всех кредиторов в установленные сроки. За принятые обязательства участники санации несут солидарную ответственность. В процессе проведения санации вышеперечисленные юридические лица могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о неэффективности санации. Арбитражный суд должен принять соответствующее решение.

Принудительная ликвидация - это процедура ликвидации несостоятельного предприятия, осуществляемая по решению арбитражного суда. Арбитражный суд признал должника несостоятельным, принимает решение о его ликвидации и об открытии конкурсного производства.

Цель конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов. Об этом решении уведомляется коллектив предприятия, органы местного самоуправления, местные финансовые органы, банки и другие учреждения. Это решение публикуется в вестнике арбитражного суда.

Конкурсный управляющий управляет имуществом должника - созывает собрание кредиторов и проводит ликвидацию. В этот период запрещена передача и другое отчуждение имущества должника сторонним лицам. При этом платежи кредиторам, а также внеочередные платежи не приостанавливаются.

Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его с государственного реестра на основе решения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

Внесудебное решение о несостоятельности предприятия может быть в виде:

·   договоренности между должником и кредиторами об отсрочке или рассрочке причитающихся платежей с целью продолжения деятельности предприятия-должника;

·   добровольной ликвидации предприятия должника под контролем кредиторов и официального объявления о банкротстве. Такое решение принимает руководитель предприятия совместно с кредиторами и утверждает собственник. Они же назначают конкурсного управляющего, который управляет имуществом, созывает собрания и отчитывается о ходе ликвидации. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его с государственного реестра.

·   продажа государственного предприятия-должника, находящегося в государственной собственности. В этом случае предприятие-должник продается на основе коммерческого или инвестиционного конкурса без ограничения состава участников. Объектом продажи является весь имущественный комплекс предприятия, т.е. основные средства, оборотные средства, активы и пассивы. Не подлежат продаже объекты социальной инфраструктуры.

 

Тема 17. Организация правовой работы на предприятии

 

Содержание данной темы составляют следующие вопросы: понятие правовой работы в хозяйственной деятельности, юридическая служба на предприятии, правовое положение юридического отдела (бюро), старшего юрисконсультанта, юрисконсультанта предприятия, организация работы по заключению хозяйственных договоров и претензионно-исковой работы; нормативные акты, регулирующие организационно-правовую работу на предприятии.

Студентам рекомендуется изучить вышеперечисленные вопросы на практике, обратившись в юридический отдел предприятия, на котором они работают.

В результате студенты должны знать организацию юридической службы на предприятии, а также уметь составлять отдельные хозяйственно-правовые документы (претензии, иски, ответы и отзывы).

С целью проверки знаний по основным вопросам студентам предлагается последующие контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

 

1. Что понимается под хозяйственной (предпринимательской) деятельностью.

2. Какой законодательный документ дает определение и признаки предпринимательской деятельности.

.   Основные источники хозяйственного права.

.   Основные субъекты хозяйственного права.

.   Предприятие как субъект хозяйственного права.

.   Право собственности как основа хозяйственной деятельности.

.   Вещные права.

.   Обязательственные права.

.   Понятие и признаки доминирующего положения.

.   Понятие и формы недобросовестной конкуренции.

.   Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

.   Что такое сертификация.

.   Правовое регулирование сертификации.

.   Что такое стандартизация.

.   Правовое регулирование стандартизации.

.   Понятие и виды инвестиций.

.   Субъекты инвестиционной деятельности.

.   Объекты инвестиционной деятельности.

.   Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

.   Особенности иностранного инвестирования.

.   Что такое биржевая торговля.

.   Виды биржевых сделок.

.   Кто относится к естественным монополиям.

.   Способы обеспечения выполнения договорных операций.

.   Основные виды договоров.

.   Каким путем может быть увеличен (уменьшен) уставной капитал акционерного общества.

.   какие нормативные документы регламентируют стандартизацию.

.   Виды сертификации.

.   Что может быть предметом договора аренды.

.   Что такое финансовый лизинг.

.   Кто является третьим участником договора финансовой аренды.

.   Особенности финансовой аренды.

.   Пути осуществления биржевой торговли.

.   Кто может быть иностранным инвестором.

.   Правовые аспекты предотвращения банкротства и ликвидации несостоятельных предприятий.

.   Что такое реорганизационные процедуры.

.   Реорганизационные процедуры, применяемые к предприятию - должнику.

.   В каком случае проводится принудительная ликвидация предприятия - должника.

.   Что предполагает внесудебное решение о несостоятельности предприятия - должника.




double arrow
Сейчас читают про: