Особенности отраслевой структуры хозяйства

       За последние два десятилетия стратегия отраслей корейской экономики подверглась значительной модернизации. Это стало возможным благодаря индустриализации, которая идет в Южной Корее полным ходом. Создание отраслевой структуры промышленности – одна из генеральных задач, которая решается в ходе индустриализации. Именно в структуре наиболее четко отражается характер производства и его экономический потенциал, а также специфика внутренних и внешних факторов, определяющих основные направления индустриального потока. Сложившаяся в результате индустриализации отраслевая сеть промышленного производства представляет собой довольно жесткий каркас, сохраняющий свою целостность на долгие годы.

       В Южной Корее в первой трети последнего десятиления уходящего ХХ века сложились следующие отрасли промышленности: добывающая промышленность, энергетика, черная металлургия, цветная металлургия, тяжелое, среднее и тонкое машиностроение, автомобильная промышленность, производство электротехники, судостроение, химическая индустрия, производство стройматериалов, легкая (текстильная, швейная, обувная) и пищевая инудстрии и некоторые другие.

       О горнодобывающей промышленности и энергетике мы говорили выше в рамках природоресурсного потенциала.

       Создание черной металлургии в качестве самостоятельной южнокорейской промышленности стало ключевым моментом и индустриализации экономики и вылилось в создание базы, поставляющей металл для остальных отраслей тяжелой индустрии. В 60-х годах в Республике не было черной металлургии с полным производственным циклом. Отрасль представляли: небольшой чугунолитейный завод в Самчхоке, завод передельной металлургии в Инчхоне с мартеновской печью, работавшей на импортируемом металлоломе, блюмингом и прокатным станом мощностью 18 тысяч т. А к началу 90-х годов по производству стали, своей главной продукции, черная металлургия вывела в Южную Корею на восьмое место в мире.[17]

       Предприятия черной металлургии варят разные сорта стали – от черновых до высококондиционных, в том числе холодный и горячий прокат. Сейчас же Южная Корея выпускает и чугун в чушках, и крупно- и малогабаритные готовые стальные конструкции, применяемые в сооружении заводов, электростанций, судоверфей и т.д.

       Крупнейшим производителем стали в стране является Пхоханский металлургический комплекс (ПОСКО), располагающий десятками прокатных станов и несколькими заводами.[18]

       Цветная металлургия пережила в Южной Корее не столь бурный подъем, как черная, но тем не менее она выполняет важные функции, производя металлы, необходимые для создания компонентов и запчастей, применяемых в электротехнике, добавки, которые используются при варке стали, упаковочные материалы для пищевой промышленности.

       Отечественная сырьевая база цветной металлургии весьма узка и она, как и черная металургия, находится в зависимости от импорта сырья, а также лимитов на электроэнергию, расход которой в отрасли по технологическим причинам стабильно высок.

       Машиностроение, ставшее в 80-е годы ведущей отраслью тяжелой индустрии Южной Кореи, постоянно модернизируется. Оно способно сегодня обеспечивать как нужды своей экономики, так и запросы экспорта. Высокие темпы расширения ее мощностей гарантирует довольно стабильное повышение удельного веса продукции машиностроения в валовой продукции всего промышленного производства страны.

       Общее машиностроение производит широкий спектр средств производства для других отраслей – токарные и фрезерные станки, в том числе с программным управлением, прецизионные станки, а также газовые турбины, двигатели внутреннего сгорания, оборудование для текстильной промышленности, силовые устройства, автомобильные запчасти, строительное, горнорудное и тяжелое энергетическое оборудование, конвейерное оборудование, модули и т.д. Оно выпускает и сельскохозяйственные машины, а также разнообразные измерительные приборы (тонкое машиностроение).

       Большую роль в подъеме машиностроения сыграла политика государства. Южнокорейские власти направленно предоставляли льготы тем местным фирмам, которые отдавали предпочтение отечественной продукции перед зарубежной, в том числе шестипроцентную скидку по налогообложениям на инвестиции.

       Велико значение отрасли во внешнеторговом обороте страны. В 1992 году стоимость машинного экспорта по неполным данным вплотную приблизилась к 4,4 млрд. долл. США.[19]

       Автомобилестроение в Южной Корее входит в комплекс отраслей, обеспечивающих завоевание новых позиций на внешних рынках. Стратегия формирования автомобильного экспорта строилась с учетом основных тенденций мирового производства автомашин. Южной Корее предстояло прежде всего столкнуться там с таким мощным конкурентом, как Япония, захватившей в конце 90-х годов одну пятую часть автомобильного рынка в США. Япония стала серьезным соперником не только для корейских фирм, но и для западных, которые в этом случае оказались вынужденными кооперироваться с автопроизводителями развивающихся стран, способных обеспечить выпуск качественных запасных частей и компонентов по возможно более низким ценам[20]. В обойму таких производителей вошла и молодая автомобильная промышленность Южной Кореи.

       В индустриальной политике государства поддержка этой отрасли занимала важное место.

       Электротехническая промышленность – одна из наиболее динамичных, высокотехнологичных отраслей южнокорейской промышленности, сыгравшей основную роль в ее индустриализации и подъеме экспорта.

       В 1992 году Южной Корее принадлежало второе место в мире по выпуску валовой электротехнической продукции, третье – по производству полупроводников. Она производит также 40% мирового выпуска электротехнических изделий, предназначенных для самого широкого применения в быту. Стоимость электротехнической продукции в 1992 году составила 35 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 20 млрд. долл. Структура ее производства включала в себя: 30% – полупроводники, 40% – бытовая электроника и 30% – электронные изделия для промышленного применения. Электронике принадлежит 34,3% в валовом объеме всего южнокорейского экспорта.[21]

       Судостроение, его высокий технологический уровень и надежность, большие производственные мощности превратили Южную Корею во вторую судостроительную страну в мире.

       Быстрое становление судостроительной индустрии в Южной Корее началось не тем давно, в 70-е годы, со строительством фирмой “Хендэ Хэви индастрис”, крупной судоверфи.

       Эксперты считают, что уже к концу века главные мощности судостроительных верфей Кореи вплотную подойдут к 4,5 млн. б/рт и могут увеличиться до 5 млн. – за счет улучшения их эксплуатации.[22]

       Химическая промышленность Южной Кореи занимается преимущественно переработкой нефти, ввозимой из-за рубежа. Стимулирование развития отрасли началось параллельно с интенсификацией машиностроения, и ее достижения стали важным успехом индустриализации страны.[23]

       Экономическое значение сельского хозяйства в стране определяется прежде всего его функциями в воспроизводящем процессе. Оно представляет собой важную сферу приложения рабочей силы, несмотря на то, что численность сельскохозяйственного населения в Южной Корее неуклонно уменьшается, сельское хозяйство остается важнейшим источником продовольствия, обеспечивающим приблизительно 38% потребностей населения Южной Кореи в продуктах питания. Сельское хозяйство является также и поставщиком сырья для промышленности, необходимого в пищевой, мелкоткацкой и других отраслях.[24]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: