Направления установления целей

 

Пространства определения целей Показатели цели
Положение на рынке Доля на рынке в целом и по продуктам по сравнению с конкурентами, объем продаж и др.
Доходность (прибыльность) Прибыль, рентабельность, доход на акцию и др.
Результативность Производительность, эффективность управления, фондо­отдача и др.
Финансовые ресурсы Структура капитала, движение денег в организации, вели­чина оборотного капитала, ликвидность и т.п.
Человеческие ресурсы Текучесть кадров, повышение квалификации, уровень ра­бочей силы, число прогулов и др.
Технологии Фондовооруженность, качество продукции, затраты на НИОКР, сроки внедрения новых технологий производства и управления и т.д.
Покупатели и поставщики Скорость обслуживания клиентов, динамика числа жалоб и др.
Социальная ответственность Уровень благотворительности, расходы на рекламу, уча­стие в решение острых социальных проблем и др.

Направления, по которым устанавливаются цели, ориенти­руют менеджеров на балансирование интересов участников, с которыми они связаны при достижении целей. Следует подчеркнуть, что координа­ция векторов интересов и, соответственно, целей имеет не линейную за­висимость, а более сложную, которую трудно формализовать. Каждая ор­ганизация характеризуется множеством целей, ценностей и интересов. Увязать цели каждого индивида с целями других и более общими целями организации — задача, решение которой осложняется многими трудно­стями. Политические дискуссии, разъяснительная работа, убеждение, переговоры, согласование мнений, компромиссы — таков длительный и сложный путь преодоления разногласий и залог успешной работы орга­низации. Все это требует от менеджеров не только знания современных технологий управления, но и интуиции, искусства управлять.

Может быть предложена следующая классификация целей:

По длительности достижения целей:

стратегические (долгосрочные) цели;

тактические (среднесрочные) цели;

оперативные (краткосрочные) цели.

По содержанию целей:

экономические;

социальные;

организационные;

технические;

научные.

По количеству целей:

одноцелевые;

многоцелевые.

В зависимости от лиц, принимающих решения:

индивидуальные;

групповые.

По глубине воздействия:

одноуровневые;

многоуровневые.

При построении функциональной структуры следует иметь в виду, что функциональными подсистемами являются: производственное руко­водство, научно-техническое руководство, экономическое руководство, руководство внешнеторговыми связями, руководство кадрами и социаль­ным развитием производства, руководство совершенствованием системы управления. Функциональные подсистемы сочетаются с подсистемами линейного руководства: управление процессом выполнения договорных поставок и производства продукции, управление финансами, управление ресурсами, управление подготовкой производства, управление социаль­ным развитием коллектива, управление охраной окружающей среды, управлением развитием производства.

Подсистемами обеспечения выступают информационное обеспече­ние, методическое, нормативное, правовое, техническое, аналитическое, кадровое обеспечение и делопроизводство.

В настоящее время актуальным для большинства предприятий явля­ется упрощение функциональной структуры. В частности, актуальным является создание единой экономической службы, единого технологиче­ского отдела, централизации технических и экономических служб с пере­дачей специалистов из отделов в соответствующие службы, усиление ро­ли гибких матричных структур.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: