Пространства определения целей | Показатели цели |
Положение на рынке | Доля на рынке в целом и по продуктам по сравнению с конкурентами, объем продаж и др. |
Доходность (прибыльность) | Прибыль, рентабельность, доход на акцию и др. |
Результативность | Производительность, эффективность управления, фондоотдача и др. |
Финансовые ресурсы | Структура капитала, движение денег в организации, величина оборотного капитала, ликвидность и т.п. |
Человеческие ресурсы | Текучесть кадров, повышение квалификации, уровень рабочей силы, число прогулов и др. |
Технологии | Фондовооруженность, качество продукции, затраты на НИОКР, сроки внедрения новых технологий производства и управления и т.д. |
Покупатели и поставщики | Скорость обслуживания клиентов, динамика числа жалоб и др. |
Социальная ответственность | Уровень благотворительности, расходы на рекламу, участие в решение острых социальных проблем и др. |
Направления, по которым устанавливаются цели, ориентируют менеджеров на балансирование интересов участников, с которыми они связаны при достижении целей. Следует подчеркнуть, что координация векторов интересов и, соответственно, целей имеет не линейную зависимость, а более сложную, которую трудно формализовать. Каждая организация характеризуется множеством целей, ценностей и интересов. Увязать цели каждого индивида с целями других и более общими целями организации — задача, решение которой осложняется многими трудностями. Политические дискуссии, разъяснительная работа, убеждение, переговоры, согласование мнений, компромиссы — таков длительный и сложный путь преодоления разногласий и залог успешной работы организации. Все это требует от менеджеров не только знания современных технологий управления, но и интуиции, искусства управлять.
|
|
Может быть предложена следующая классификация целей:
По длительности достижения целей:
стратегические (долгосрочные) цели;
тактические (среднесрочные) цели;
оперативные (краткосрочные) цели.
По содержанию целей:
экономические;
социальные;
организационные;
технические;
научные.
По количеству целей:
одноцелевые;
многоцелевые.
В зависимости от лиц, принимающих решения:
индивидуальные;
групповые.
По глубине воздействия:
одноуровневые;
многоуровневые.
При построении функциональной структуры следует иметь в виду, что функциональными подсистемами являются: производственное руководство, научно-техническое руководство, экономическое руководство, руководство внешнеторговыми связями, руководство кадрами и социальным развитием производства, руководство совершенствованием системы управления. Функциональные подсистемы сочетаются с подсистемами линейного руководства: управление процессом выполнения договорных поставок и производства продукции, управление финансами, управление ресурсами, управление подготовкой производства, управление социальным развитием коллектива, управление охраной окружающей среды, управлением развитием производства.
|
|
Подсистемами обеспечения выступают информационное обеспечение, методическое, нормативное, правовое, техническое, аналитическое, кадровое обеспечение и делопроизводство.
В настоящее время актуальным для большинства предприятий является упрощение функциональной структуры. В частности, актуальным является создание единой экономической службы, единого технологического отдела, централизации технических и экономических служб с передачей специалистов из отделов в соответствующие службы, усиление роли гибких матричных структур.