В современной юридической литературе существует мнения нескольких ученых, которые выделяют характерные признаки исполнительной власти.
Так, например, К. С. Бельский в своих работах выделяет следующие признаки исполнительной власти: внешний, организационный фактор, который свидетельствует о наличии системы органов государственного и муниципального управления; внутренний, который свидетельствует о наличии государственной службы; использование органами и должностными лицами государственно-властных полномочий; использование мер административного принуждения; опора на финансовые, информационные ресурсы управления; универсальность исполнительной власти, то есть ее постоянное, повсеместное и всеобъемлющее осуществление на всей территории государства.[7]
В свою очередь Ю. А. Тихомиров отмечает, что в связи с тем, что исполнительная власть, являясь одной из разновидностей государственной власти, характеризуется рядом специфических признаков, которые дают ей возможность осуществлять от имени государства большой объем функций управления и регулирования. А именно, оперативная и специализированная деятельности, которая осуществляется постоянно на профессиональной основе штатным аппаратом. Это система, которая обладает необходимыми властными полномочиями и распоряжается ресурсами. Кроме того, представляет собой иерархически построенную и функционально согласованную действующую систему, которая ориентирована на исполнение законов.[8]
Исходя из различных подходов, можно выделить следующие отличительные признаки органов исполнительной власти:
- исполнительная власть обусловлена существованием государственной власти и необходимостью разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Из этого следует, что исполнительная власть является обязательным признаком современного правового государства и находится в постоянном взаимодействии с другими вервями власти;
- исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, которые наделены исполнительной компетенцией. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти РФ. Такие четко определенные конституционные границы, необходимы для понимания субъективной характеристики исполнительной власти;
- единство исполнительной власти в РФ. Это означает, что исполнительная власть, как один из видов государственной власти формируется в РФ в соответствии с конституционным принципом федерализма. Принцип федерализма заключается в том, что законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации;
- исполнительная власть выступает как вторичная по отношению к законодательным органам, которые определяют ее структуру, полномочия органов исполнительной власти. Это также проявляется в том, что носители исполнительной власти, например, Президент, губернатор, выбираются непосредственно народом. Акты, которые издаются органами исполнительной власти, в том числе и акты Президента РФ, являются подзаконными, так как они уточняют, детализируют, законодательный акт, который применяется в конкретной обстановке. Действия органа исполнительной власти не могут противоречить закону и являются его исполнением;
- исполнительная власть, как и другие ветви государственной власти, является властью подзаконной. Это означает, что ее организация и функционирование должны быть основаны на нормах действующих законодательных актов. Кроме того, деятельность органов исполнительной власти должна проводиться в целях реализации положений законодательных актов при неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан, а также прав и законных интересов всех участников управленческих отношений;
- ответственность за управленческие действия, которые совершаются органами исполнительной власти, а также за принятые административные акты;
- планирование выступает также одним из признаков исполнительной власти;
- осуществляет правоохранительную деятельность. Это означает, что в рамках своей компетенции органы исполнительной власти имеют право самостоятельно оценивать правомерность действий субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать споры, которые между ними возникают, а также применять, предусмотренные законодательными актами меры принуждения;
- в распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти, а именно, финансы, армия и другие воинские формирования, милиция, средства коммуникации, а также другие атрибуты.
При этом исполнительная власть не может отождествляться с административной властью, так как, административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий административного принуждения. Однако административное принуждение является одним из способов достижения целей, которые стоят перед исполнительной властью.[9]
Таким образом, можно сделать вывод, что исполнительная власть является необходимым атрибутом государственно-властного механизма, который построен на разделении властей.
Глава 2. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации