Понятие исполнительной власти Российской Федерации

Введение

Государственная власть, в любом правовом государстве, является одним из эффективных способов организации общества. Она представляет собой управленческую основу государства, то есть есть способом руководства обществом. Такое руководство осуществляется по средствам органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Сильная государственная власть обеспечивает достойный уровень благосостояния населению государства, проведение эффективной экономической политики, защиту прав и свобод граждан, защиту от внешних посягательств. Для выполнения этих задач государство создает целесообразно структурированную государственную власть, с четко обозначенными функциями государственных органов управления.

Каждый государственный орган, который осуществляет одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, целью которой является  организация исполнения законов, а также возможность различными правовыми способами влияет на законодательный процесс, например, право законодательной инициативы. При этом возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Глава 1. Понятие и признаки исполнительной власти в Российской Федерации

Понятие исполнительной власти Российской Федерации

В соответствии с положениями ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и в своей деятельности независимы друг от друга.[1]

Таким образом, исполнительная власть, является одной из самостоятельных ветвей единой государственной власти.

Согласно ст. 77 Конституции РФ определено, что в пределах ведения РФ и субъектов РФ органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. В соответствии с положениями данной нормы впервые появляется конституционное, упоминание об органах исполнительной власти.[2]

Исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, целью деятельности которых является осуществление предоставленных полномочий по управлению государственными делами.

Основным назначением исполнительной власти в государстве является организация практического исполнения Основного Закона РФ, а также законов РФ в процессе управленческой деятельности, которая направлена на удовлетворение интересов, запросов, как общества в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

Исполнительная власть осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

В теории административного права нет единого подхода к понятию термина орган исполнительной государственной власти.

Так, например, Л. Л. Попов, считает, что орган исполнительной власти является структурой государственного властного механизма, которая создается специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью воплощения в жизнь законов в ходе регуляции экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.[3]

Другой ученый – А. А. Демин, добавляет к признакам органа исполнительной власти обеспечение указаний государственного органа государственным принуждением.[4]

Основными функциями, которыми наделены исполнительные органы, являются следующие:

- правоприменительная функция, которая заключается в непосредственном выполнении Основного Закона государства, а также законодательных актов государства;

- правозащитная функция, которая заключается в защите прав и свобод человека и гражданина;

- социально-экономическая функция, которая заключается в создании условий для развития социально-культурных, административно-политических условий жизнедеятельности человека и общества в целом;

- функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в государстве;

- регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления, а именно, руководство, контроль, прогнозирование, учет;

- нормотворческая функция, которая заключается в том, что органы исполнительной власти, в установленном законом порядке, осуществляют деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ;

- охранительная функция, которая заключается в том, что органы исполнительной власть, в соответствии с законодательными нормами, наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер административного принуждения. Это возможно, в том случае, если лицом нарушены нормы законодательства.[5]

В теории административного права применяются различные классификации органов исполнительной власти.

Согласно критериям, которые предложены  А. П. Кореневым, классификация органов исполнительной власти производит по следующим критериям:

- основания и порядок образования. Согласно такому критерию органы исполнительной власти делятся на образованные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, например, администрация Президента РФ, правительство субъектов РФ; созданные на основе положений действующего законодательства, а также подзаконных актов, например, федеральные министерства;

- характер компетенции. Согласно этому критерию органы государственного управления разделяются на следующие органы. Органы, которые действуют в рамках общей компетенции и ведают каждой из отраслей и сфер управления, например, Правительство РФ. Те, которые действуют в рамках отраслевой компетенции и ведают отдельной конкретной отраслью управления, например федеральные министерства, а также, те, которые действуют в рамках специальной компетенции и ведают управленческими вопросами, имеющими межотраслевую значимость, например, органы статистики;

- порядок разрешения подведомственных вопросов. Согласно такому критерию органы исполнительной власти разделяются на: коллективные, то есть те, которые обсуждают и разрешают подведомственные вопросы коллегиально, например, Правительство РФ, а также те, которые принимают решение в лице руководителя органа, например, министерство;

- территория деятельности. Согласно такому критерию органы исполнительной власти разделяются на следующие. Федеральные, то есть те, которые действуют по всей территории РФ, например, администрация Президента РФ, федеральные министерства. Также на региональные, то есть те, которые действуют в нескольких объединенных территориально регионах страны. Субъектные, то есть те, которые действуют в отдельном субъекте Федерации;

- источник финансирования. По этому критерию органы исполнительной власти рассматриваются только как бюджетные, то есть те, которые финансируются за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.[6]

Правовой статус органов исполнительной власти, характеризуется тем, что они являются самостоятельными и независимыми в осуществлении полномочий, которые им предоставлены действующими законодательством. При этом превышение пределов, установленной компетенции, означает незаконное присвоение властных полномочий.

Таким образом, орган исполнительной власти представляет собой государственную организацию, которая является целостной самостоятельной структурой госаппарата и представляет собой организованный коллектив людей, наделенных компетенцией решения разносторонних вопросов, стоящих перед государством и обществом задач, а также уполномочен на исполнение функций исполнительной власти в условиях современного государства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: