Структура органов исполнительной власти в Российской Федерации

Под термином структура понимается: строение, внутреннее устройство.[15]

Структура органа исполнительной власти представляет собой внутренняя форма организации системы органа власти со взаимосвязанными, между собой элементами.

В Конституции РФ закреплены основные положения системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которыми установлено, что в ведении РФ находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности, а также возможность формирования федеральных органов государственной власти.

Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», предусмотрено, что систему федеральных органов исполнительной власти составляют:

- Правительство РФ;

- федеральные министерства;

- федеральные службы;

- федеральные агентства.[16]

Федеральные органы исполнительной власти возглавляет Правительство РФ. Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ и является высшим исполнительным органом государственной власти в государстве. Председателя Правительства назначает Президент РФ при согласии Госдумы.

Основными функциями, которые распределяются  Правительством РФ, между федеральными органами исполнительной власти являются:

- функции по принятию нормативных актов;

- функции по контролю и надзору;

- функции по управлению государственным имуществом;

- функции по оказанию государственных услуг.

Правительство РФ осуществляет руководство работой федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти, а также контролирует их деятельность.

Для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц этих органов.

Председатель Правительства возглавляет Правительство РФ. К основным функциям Председателя Правительства относится определение в соответствии с Конституцией РФ, а также законодательными актами государства, основных направлений деятельности Правительства и организовывает его работу.

В случае избрания нового Президента РФ, Правительство РФ слагает свои полномочия. Правительству РФ принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании. Это право реализовывается посредством внесения законопроектов в Государственную Думу.

В случае необходимости, Правительство РФ имеет право создавать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

С целью предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, создаются совещательные органы, которые называются советами. Решения, принятые совещательным органом, носят рекомендательный характер.

Обязательными для исполнения для всех органов исполнительной власти, являются решения, которые принимаются координационными органами, если другое не установлено федеральными законами или актами Правительства РФ.

Для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения, создаются межведомственные комиссии и советы.[17]

Расходы на содержание Правительства РФ предусмотрены в федеральном бюджете и прописываются в нем отдельной строкой.

Федеральное министерство это федеральный орган исполнительной власти. Основной функцией федерального министерства является  осуществление  государственной политики по выработке и нормативно-правовому регулированию сферы деятельности министерства. Что осуществляется в порядке и в соответствии с установленной нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральное министерство возглавляет министр, который входит в состав Правительства РФ. Министр действует в рамках принципа единоначалия, это означает, что он лично отвечает за выполнение поставленных задач, а также предусмотренных функций, которые возложены на возглавляемое их ведомство.

По тем вопросам, которые входят в сферу деятельности органа, которым руководит министр, он имеет право издавать приказы, распоряжения, инструкции.

Таким образом, министр устанавливает правила поведения, которые обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также гражданами. Полномочия федеральных министров достаточно обширны.[18]

Совещательным органом в министерстве является коллегия. Правительство РФ назначает каждого из участников коллегии. По итогам работы коллегии принимаются решения, которые оформляются в виде протоколов. На основании решения коллегии издается приказ о результатах работы коллегии.

Структура министерства состоит из руководящего звена, а именно, министра, его заместителей, департаментов, главных управлений, управлений, отделов, а также других подразделений.

Структура министерства по общему правилу, утверждается министром, кроме тех министерств, которые находятся в ведении Президента РФ, например МВД РФ.

Министерство является отдельным юридическим лицом, которое имеет собственный баланс, печать.

На сегодняшний день в РФ министерства подразделяются на две группы:

- те, которые находятся под руководством Президента РФ, например, МВД, Минобороны, МИД;

- те, которые находятся под руководством Правительства РФ, например, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти. Основными функциями федеральной службы являются: контроль и надзор в установленной сфере деятельности, а также выполнение специальных функций в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель или директор федеральной службы. Может иметь статус коллегиального органа, федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности.

Федеральная служба действует на основании Конституции РФ и в пределах своих полномочий, может  издавать индивидуальные правовые акты. Федеральная служба, в соответствии с направлениями своей работы, может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Федеральное агентство возглавляет руководитель или директор. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральные органы действуют на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, могут издавать индивидуальные правовые акты.

Территориальные органы министерств и ведомств РФ это органы исполнительной власти, которые создаются министерствами и другими федеральными органами.

Территориальные структурные подразделения федеральных органов именуются  главными управлениями или управлениями. Возглавляет их начальник, которого назначает и освобождает от должности руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти, по согласованию с главой исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации.

В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, а также правовыми актами управления соответствующего федерального органа исполнительной власти. В свою очередь, Правительство создает и организует деятельность территориальных органов.

Центральные органы исполнительной власти создают профильные территориальные органы, которые действуют в сфере ведения Федерации и подчиняются только им.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, а именно, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов:

- правительства республик и других субъектов Федерации;

- администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.

В системе органов исполнительной власти субъектов Федерации нет единообразия. Это выражается в том, что в субъектах Федерации есть президенты, главы субъектов Федерации или главы администраций субъектов Федерации.[19]

При этом все главы исполнительной власти субъектов РФ подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.

В его компетенцию глав субъектов РФ входят следующие полномочия:

- в соответствии с Уставом субъекта РФ определение внутренней политики по вопросам исключительных полномочий субъекта Федерации;

- представление интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

- внесение предложений и предоставление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации, бюджета, а также обеспечение его исполнения;

- согласование решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, федеральных министерств и ведомств, назначения их руководителей.[20]

Таким образом, наличие единой вертикали исполнительной власти в РФ не исключает наличие создания различных вариантов организации исполнительной власти в субъектах Федерации. Это вызвано тем, что они отображают специфику деятельности государственной администрации субъектов РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: