Система органов исполнительной власти в Российской Федерации

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти.

Органом исполнительной власти является государственная организация, составляющая часть системы органов государственной власти РФ, которая создается государством для исполнения и обеспечения исполнения законодательных и нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества.

Деятельность органов исполнительной власти осуществляется посредством использования специальных форм и методов управленческих действий. Работа органа исполнительной власти осуществляется на основании утвержденной структуры, в соответствии с предоставленными полномочиями, штатом государственных служащих.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан, в этой связи они являются важнейшими субъектами административного права.

Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, федеральные законодательные акты, положения об органах исполнительной власти, а также их конкретное назначение, местом и ролью в системе управления, определяют конкретный административно-правовой статус органов исполнительной власти.

 

Все органы исполнительной власти обладают рядом характерных взаимосвязанных признаков. При этом основной их чертой является то, что они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность, властные полномочия в отношении других организаций, а также граждан.

В РФ существует достаточно большое количество органов исполнительной власти, которые различаются по различным критериям, например, по сферам и отраслям управления, способу их образования, характеру компетенции и полномочий. В зависимости от критерия, который лежится в основу классификации, можно разделить органы исполнительной власти на отдельные  виды.

Для классификации органов исполнительной власти применяются следующие критерии:

- в соответствии с федеральным государственным устройством разделяются на федеральные органы исполнительной власти, к ним относятся те органы, деятельность которых распространяется на территорию всей  РФ, например, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства.  Система деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствии с положениями ст. 112 Конституции РФ, определяется Указом Президента РФ.[10]  

Региональными федеральными органами исполнительной власти являются те органы, деятельность которых происходит на территории определенных регионов, то есть, на, определенной части территории РФ. Кроме того, к органам исполнительной власти, относятся органы исполнительной власти субъектов федерации, которые осуществляют свою деятельность, соответственно, в пределах территории республик, краев, областей, городов федерального значения. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства;[11]

- в зависимости от объема и характера компетенции органы исполнительной власти разделяются на органы общей компетенции, к ним относятся те органы, которые ведают всеми отраслями и сферами управления, например, правительства, администрация краев, областей. 

К органам исполнительной власти относятся органы отраслевой компетенции, то есть те органы, которые ведают определенной отраслью управления, например, министерства. Кроме того, к ним относятся межотраслевые органы, то есть органы специальной компетенции, которые ведают вопросами управления, имеющими межотраслевое значение, например, органы стандартизации, служба занятости населения;

- по видам в зависимости от организационно-правовой формы. В современной системы органов исполнительной власти разделяют: на федеральном уровне: Правительство РФ, федеральные министерства, службы, агентства. На региональном уровне: правительства, администрации, советы министров, а также министерства, департаменты, управления, а также другие разновидности органов;

- по порядку разрешения вопросов органы исполнительной власти разделяются на коллегиальные органы, то есть те органы, которые обсуждают и принимают вопросы, которые имеют наиболее важное значение для государства, например, Правительство РФ, правительства субъектов федерации. А также органы исполнительной власти, которые принимают решения единолично, то есть органы, в которых руководитель единолично принимает решение по подведомственным данному органу вопросам, например, министерства, ведомства.[12]

При этом в таких органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. Это проявляется в том, что, например, в министерствах, образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители, руководящие работники, а также специалисты. В этом случае, принятие наиболее важных вопросов управления определенной отраслью принадлежит именно коллегии;

- по основаниям правового образования органы исполнительной власти разделяются на те, образование которых предусмотрено конституциями, например, президенты и их администрации; а также те, которые создаются на основании действующих законодательных и подзаконных нормативных актов, например, министерства, комитеты, департаменты, а также другие ведомства;[13]

- по способу и процедуре формирования органов разделяются на органы, руководители которых избираются населением на соответствующей территории; органы, которые формируются в установленном порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.[14]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: