СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ж
- З
- И
- I
- К
- Л
- М
- m
- Н
- О
- П
- С
- Т
- Х
- Ц
- Ч
- Ш,Щ
A
Абiе
- тотчас, скоро, вдруг, кстати, благоприятно
Агiасма
- святая вода, освященная церковью накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня.
Агiосъ
- греч. - святый; это слово подписывалось на древних иконах. Также в древней церкви на орарях аггиос нашивалось по тем местам, где ныне кресты стоят.
Агнецъ
- лат. agnуs (ягненок) и греч.
Agnoz
(чистый) - 1) ягненок, 2) ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа, 3) Иисус Христос, 4) Часть просфоры с печатью Ис. Хс. Ин. Ка, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса.
Азъ
- 1) др.рус. Язъ - я (местоимение 1 лица единств. числа, 2) название первой буквы славянской азбуки
Аки
- ст.слав. Акы - как.
Аллилуiя
- греч.
Allеloуia
из евр. Hallelу jaе (хвалите Господа) - песнь в честь Триединого Бога, поющаяся или читаемая при богослужении по трижды, с присоединением славословия Богу: Слава Тебе, Боже!
Алкати
- быть голодным, хотеть пищи.
Aлтарь
(от лат. alta и ara - возвышенный жертвенник - алтарь, восточная, возвышенная часть св.храма, в которой находится св.престолъ. От остальной части храма отделяется особой перегородкой или стеной, в которой устраиваются особые места для икон, почему эта стена называется иконостасом. В алтарь ведут трое, а по нужде и двое из дверей, из коих средняя, или ведущая прямо к престолу, называется царскими вратами, а боковые: одни - южными или диаконскими, а другие - северными или пономарскими. В алтаре кроме престола, устраиваемого посреди него, на северной стороне его помещается жертвенник, а на восточной, в храмах, где служит епископ - горнее место. Алтарь означает небо, где находится особенное присутствие Божие, а потому есть место священное, доступное только для лиц освященных на служение церкви, а для мирян, особенно для женщин, недоступное.
Аминь
- amen - подлинно, истинно; аминь перешло к христианам от евреев. Как в синагогах, так и у первых христиан, молившиеся после благословения произносили в подтверждение "аминь". Употребляется для большей силы утверждения. Встречается в Евангелии 26 раз.
Амо
- аможе, амоуже - греч.
Dpoу
- куда.
Антiминсъ
- греколат. - шелковый плат с частицей св.мощей, полагаемы на престоле. Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства, когда христиане, подвергаясь частым и внезапным нападениям сначала от язычников, а после от своих еретиков, не только не могли устраивать в своих храмах престолов твердых, постоянных, из дерева, камня и металла, но и мало имели постоянных храмов. Впоследствии же и доселе антиминсы удержались потому, что, по правилам святых отцов, каждый храм должен был освящен непременно епископом, а за множеством храмов в епархии и ее обширностью один епископ не может этого сделать, - потому то и предоставлено епископу право рассылать в ново устраиваемые храмы предварительно освященные антиминсы.
Апа
- надежда, ожидание.
Артосъ
- греч. - хлеб квасной в отличие от опресноков иудейских. Этот хлеб освящается особенною молитвою в день Св.Пасхи. Он всю светлую седмицу хранится в храме на аналое перед иконостасом, а в субботу пасхальную раздробляется и раздается верующим, как святыня. Артос напоминает верующим о пребывании с нами воскресшего Спасителя.
Ароу
- др.рус. - если бы.
Аmе
- cт.слав. аште, др.рус. аче, иногда аци, редко аце 1) если, 2) когда, 3) так как, 4) что не, 5) хотя, 6) ли, 7) может быть 8) ни (эта частица ставится на 2 месте). Например "аможе аще - куда бы ни". "Иже аще - кто бы ни".
Б
Багряница
- пряжа, багряною краскою окрашенная, т.е. пурпурного цвета. Иногда берется и за одежду такого же цвета, т.е. порфиру.
Балiй
- волшебник, ворожея.
Балованiе
- врачевание, лекарство.
Балтина
- лужа, водосточная яма.
Баня пакибытiя
- святое крещение, в воде которого мы омываем первородный грех и возрождаемся к новой благодатной, христианской жизни.
Бара
- болото.
Баралиmе
- место битвы.
Барило
- бочка, большой деревянный сосуд.
Бармы
- (barеma) накладное ожерелье, которое великим государям царям на рамена сверх одежды возлагали во время их венчания царским венцом. На бармах вокруг изображены честные иконы Христа, Богоматери и святых.
Баскакъ
- татар. - воевода, властелин города.
Басманъ
- казенный хлеб, который пекли дворцовые басманники. Басма на турецком и татарском языках значит оттиск, отпечаток, отсюда басмить - делать оттиск, отпечаток на чем-либо; отсюда и басманъ, круглый хлеб на верхней корке которого басмились разные фигуры.
Батати
- др.рус. - колотить.
Батман
- единица веса восточных народов, употреблявшаяся в России и заключавшаяся в разных местностях разнообразные количества. Нижегородские крестьяне в 1663 г. за бортный урожай обязались платить оброка ежегодно по 20 больших казанских батманов меда. Этот батман заключал в себе 14 фунтов нынешних. Но на заводах поташных оренбургской и казанской губернии батман золы весил 10 пудов; вообще казанский батман равнялся восьми или четырем пудовым мерам. В Турции батман большой весил 25 фунтов, средний - 19 фунт., в Бухарии - 7 пудам и 32 рус.фунт. и т.д.
Бахматъ
- др.рус. - конь.
Баяльство
-
Баальство
- врачевание, состав врачебный.
Бдение
- ст.слав.
Бъдение
- бодрствование.
Всеноmное бденiе
- служба накануне праздника, состоящая из вечерни, утрени и 1-го часа, с присоединением литии и благословения. хлебов. Бдений в году полагается 52 воскресных, 16 на другие праздники; но аше изволитъ настоятель, то их может быть и более.
Безадmина
- выморочное наследство. По уставам св.Владимира и Ярослава такое наследство людей церковных должно было переходить к епископу или митрополиту.
Безблазенъ
- не подверженный соблазну.
Безбедный
- греч.
Asуloz
- безопасный.
Безгласный
- греч.
Ajwnoz
- безмолвный, не имеющий значения, немой.
Бездна
- пучина морская, не имеющая дна, безъ дна, бездонная 1) начало вод земных, 2) источники, обильно текущие, 3) тяжкие беды, 4) темница или место осужденных на вечные муки бесов, грешников и отверженных.
Беззаконiе
- дело, противное закону Божию.
Безлетный
- не имеющий ни начала, ни конца бытию своему, вечный, бесконечный.
Безместие
- греч.
Atopia
- нелепость, нелепое слово или дело.
Безмолвникъ
- уединенный пустынник, пустынножитель, отшельник, удалившийся от мирских сует.
Безнадежно
- неожиданно, сверх чаяния.
Безответный
- не имеющий оправдания и права отвечать, оправдываться.
Безплотный
- не имеющий тела, дух; бесплотные силы - ангелы.
Безпредстательственный
- беззащитный
Безприкладный
- беспримерный, несравненный.
Безродьно
- малодушно.
Безсловесный
- лишенный разума, бессмысленный, глупый.
Безсоветiе
- греч.
Aboуlia
- безрассудство, безумие.
Безчинiе
- беспорядок, неустройство, смешение.
Безъименник
- не имеющий ничего, скудный, убогий.
Беседникъ
- поучающий беседами.
Благая
- благосостояние, благоденствие
Благоволенiе
- 1) любовь, расположение, 2) добро, добродетель, 3) любовь, доброжелательство, 4) решение, 5) несчастие, бедствие (Пс.140, 5)
Благовонiе
- греч.
Eуwdia
- благоухание.
Благовестъ
- добрый вестник.
Благогласникъ
- проповедник.
Благодаренiе
- греч.
Eуcaristia
- причащение святых тайн.
Благоже
- (обыкновенно с повторением произносимое) - весьма, хорошо. Иногда с оттенком иронии.
Благозрачiе
- красота.
Благонарочитый
- особенно знаменитый.
Благоподчинный
- находящийся в совершенной зависимости от кого- то.
Блажити
- называть или почитать блаженным; прославлять, возвеличивать; уважать; делать счастливым или блаженным; благодетельствовать, благотворить, обогащать; утучнять, делать вкусным.
Ублажатися
- радоваться, веселиться.
Блуженiе
- неверность Богу истинному, служение идолам (Исх. 34, 15; Суд.8, 33), так именуемое обыкновенно в Святом Писании потому, что союз (завет) народа иудейского с Богом представляется под образом союза мужа и жены, жениха и невесты (Песня песней). Как нарушение брачного союза есть блудодеяние, так в духовном смысле и нарушение союза с Богом, служение идолам, хождение во следе богов иных - является блужением, тем более, что некоторые виды служения идолам сопровождались и в собственном смысле блудом (напр. служение Астарте). А затем, так как идолослужение имело своим последствием умножение всяких пороков, - в дальнейшем, более широком смысле, блужением называется иногда в Св.Писании и вообще нечестие, как совокупность преступлений против воли Божией.
Блюсти
- наблюдать, присматривать, хранить, беречь. Блюсти (Быт. 3, 15) имея в виду соответствующий евр. глагол "сотрет", как и переведено под строкой в славянской Библии (евр. sеуt- разить, поражать, раздавить, жалить). Обетованное семя, Христос освободит людей от власти диавола и смерти. (1 Иоан. 3, 8), хотя и диавол будет стараться "поражать" его в пяту, но это поражение не существенное. Блаженъ бдяй и блюдый ризы своя (Апок.16, 15) - эти слова написал св.Иоанн Богослов, желая возбудить христиан к духовному бодрствованию и хранению души своей от пламени греховного и намекая на древний обычай, существовавший в храме Соломоновом: там по ночам стояли в разных местах стражи из левитов; обходившие их дозором надсмотрщики, заметив, что кто-нибудь из стражей спит, зажигали у него одежду, чтобы жар дошел до его тела и пробудил его от сна. Блюсти ветра - выжидать хорошей погоды, не приступая к посеву или жатве, ожидать и не делать (Еккл. 11, 4-6). Блюсти христиан - жалеть, щадить, чтобы не погибли от войны. (Ипат.лет.). Блюсти, абы ся не снял - сторожить, чтобы не соединился с кем. (Ипат.лет.)Блюсти Переяславля - бояться, опасаться за Переяславль, чтобы его не взял неприятель. (Ипат.лет.)
Богоизрядный
- греч.
Qearestoz
- по превосходству угодный Богу.
Богоименстбо
- участие, сродство, прикосновенность к божественному имени.
Боголепный
- греч.
Qeoprepеz
- достойный Бога.
Богоявленникъ
- сподобившийся быть свидетелем откровений, явлений Божиих.
Брашно духовное
- манна: вси тожде брашно духовное ядоша (1 Кор. 110, 3). Это была телесная пища, а называется она духовною: 1) потому что особенным даром Божиим она чудесно сходила с неба; 2) для означения Христа, новозаветной пищи (Иоан. 6, 55)
Бремя
- 1) всякая тяжесть, 2) корабельный груз, 3) все носимое в руках, ноша.
Брезгъ
- рассвет.
Буйство
- 1) простота; 2) невежество; 3) пустословие; 4) смелость.
Бука
- шум, смятение;
Бучить
- производить звук, отсюда слово бука, которым пугают детей.
Бумажникъ
-(набитая хлопчатою бумагою) постель, подкладываемая под пуховик.
В
Вадьба
- клевета, спор.
Варваръ
- греч.
Barbaroz
- иноплеменник, иноземец, санскр. Barbaras выражает однообразие чужой непонятной речи; греч.
Barbarew
- говорю вздор. Отсюда видно, что варварами первоначально назывались народы, язык которых был непонятен.
Вареникъ
- др.рус. - дорогой камень.
Варъ
- 1) зной, 2) пожар, 3) кипяток, 4) смола.
Василокъ
- кропило.
Вдаянiе
- впечатление, след.
Ведро
- ясная погода, засуха, жар.
Велеречiе
- многословие, многоглаголание.
Величанiе
- на утрене поется в праздники перед евангелием и на 9-ой песне, которая есть конец и завершение канонов, как исполнение законов и пророков. Иисус Христос величается в это время, также и преблагословенная Его Матерь славословится на этой песне, в честь Ее особенно посвященной.
Величая величаю
- в высшей степени превозношу, сильно прославляю.
Вереи
-запоры, затворы; крепость, сила.
Вериги
- ручные или ножные железные оковы, узы; согнутая обручем железная полоса, носимая некоторыми подвижниками.
Вертоградъ
- сад огороженный, огород, содержащий в себе плодовитые деревья и разные знаки.
Верху
- вверху, на; взимаетъ Господь господина твоего верху главы твоея отъ тебе. Это выражение указывает на обыкновение учеников сидеть у ног учителя.