Безпредстательственный

СЛОВАРЬ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • I
  • К
  • Л
  • М
  • m
  • Н
  • О
  • П
  • С
  • Т
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш,Щ

A

Абiе

- тотчас, скоро, вдруг, кстати, благоприятно

Агiасма

- святая вода, освященная церковью накануне праздника Богоявления (Крещения) Господня.

Агiосъ

- греч. - святый; это слово подписывалось на древних иконах. Также в древней церкви на орарях аггиос нашивалось по тем местам, где ныне кресты стоят.

Агнецъ

- лат. agnуs (ягненок) и греч.

Agnoz

(чистый) - 1) ягненок, 2) ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа, 3) Иисус Христос, 4) Часть просфоры с печатью Ис. Хс. Ин. Ка, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в Тело Господа Иисуса.

Азъ

- 1) др.рус. Язъ - я (местоимение 1 лица единств. числа, 2) название первой буквы славянской азбуки

Аки

- ст.слав. Акы - как.

Аллилуiя

- греч.

Allеloуia

из евр. Hallelу jaе (хвалите Господа) - песнь в честь Триединого Бога, поющаяся или читаемая при богослужении по трижды, с присоединением славословия Богу: Слава Тебе, Боже!

Алкати

- быть голодным, хотеть пищи.

Aлтарь

(от лат. alta и ara - возвышенный жертвенник - алтарь, восточная, возвышенная часть св.храма, в которой находится св.престолъ. От остальной части храма отделяется особой перегородкой или стеной, в которой устраиваются особые места для икон, почему эта стена называется иконостасом. В алтарь ведут трое, а по нужде и двое из дверей, из коих средняя, или ведущая прямо к престолу, называется царскими вратами, а боковые: одни - южными или диаконскими, а другие - северными или пономарскими. В алтаре кроме престола, устраиваемого посреди него, на северной стороне его помещается жертвенник, а на восточной, в храмах, где служит епископ - горнее место. Алтарь означает небо, где находится особенное присутствие Божие, а потому есть место священное, доступное только для лиц освященных на служение церкви, а для мирян, особенно для женщин, недоступное.

Аминь

- amen - подлинно, истинно; аминь перешло к христианам от евреев. Как в синагогах, так и у первых христиан, молившиеся после благословения произносили в подтверждение "аминь". Употребляется для большей силы утверждения. Встречается в Евангелии 26 раз.

Амо

- аможе, амоуже - греч.

Dpoу

- куда.

Антiминсъ

- греколат. - шелковый плат с частицей св.мощей, полагаемы на престоле. Антиминсы получили свое начало еще в первые века христианства, когда христиане, подвергаясь частым и внезапным нападениям сначала от язычников, а после от своих еретиков, не только не могли устраивать в своих храмах престолов твердых, постоянных, из дерева, камня и металла, но и мало имели постоянных храмов. Впоследствии же и доселе антиминсы удержались потому, что, по правилам святых отцов, каждый храм должен был освящен непременно епископом, а за множеством храмов в епархии и ее обширностью один епископ не может этого сделать, - потому то и предоставлено епископу право рассылать в ново устраиваемые храмы предварительно освященные антиминсы.

Апа

- надежда, ожидание.

Артосъ

- греч. - хлеб квасной в отличие от опресноков иудейских. Этот хлеб освящается особенною молитвою в день Св.Пасхи. Он всю светлую седмицу хранится в храме на аналое перед иконостасом, а в субботу пасхальную раздробляется и раздается верующим, как святыня. Артос напоминает верующим о пребывании с нами воскресшего Спасителя.

Ароу

- др.рус. - если бы.

Аmе

- cт.слав. аште, др.рус. аче, иногда аци, редко аце 1) если, 2) когда, 3) так как, 4) что не, 5) хотя, 6) ли, 7) может быть 8) ни (эта частица ставится на 2 месте). Например "аможе аще - куда бы ни". "Иже аще - кто бы ни".

 

Б

Багряница

- пряжа, багряною краскою окрашенная, т.е. пурпурного цвета. Иногда берется и за одежду такого же цвета, т.е. порфиру.

Балiй

- волшебник, ворожея.

Балованiе

- врачевание, лекарство.

Балтина

- лужа, водосточная яма.

Баня пакибытiя

- святое крещение, в воде которого мы омываем первородный грех и возрождаемся к новой благодатной, христианской жизни.

Бара

- болото.

Баралиmе

- место битвы.

Барило

- бочка, большой деревянный сосуд.

Бармы

- (barеma) накладное ожерелье, которое великим государям царям на рамена сверх одежды возлагали во время их венчания царским венцом. На бармах вокруг изображены честные иконы Христа, Богоматери и святых.

Баскакъ

- татар. - воевода, властелин города.

Басманъ

- казенный хлеб, который пекли дворцовые басманники. Басма на турецком и татарском языках значит оттиск, отпечаток, отсюда басмить - делать оттиск, отпечаток на чем-либо; отсюда и басманъ, круглый хлеб на верхней корке которого басмились разные фигуры.

Батати

- др.рус. - колотить.

Батман

- единица веса восточных народов, употреблявшаяся в России и заключавшаяся в разных местностях разнообразные количества. Нижегородские крестьяне в 1663 г. за бортный урожай обязались платить оброка ежегодно по 20 больших казанских батманов меда. Этот батман заключал в себе 14 фунтов нынешних. Но на заводах поташных оренбургской и казанской губернии батман золы весил 10 пудов; вообще казанский батман равнялся восьми или четырем пудовым мерам. В Турции батман большой весил 25 фунтов, средний - 19 фунт., в Бухарии - 7 пудам и 32 рус.фунт. и т.д.

Бахматъ

- др.рус. - конь.

Баяльство

-

Баальство

- врачевание, состав врачебный.

Бдение

- ст.слав.

Бъдение

- бодрствование.

Всеноmное бденiе

- служба накануне праздника, состоящая из вечерни, утрени и 1-го часа, с присоединением литии и благословения. хлебов. Бдений в году полагается 52 воскресных, 16 на другие праздники; но аше изволитъ настоятель, то их может быть и более.

Безадmина

- выморочное наследство. По уставам св.Владимира и Ярослава такое наследство людей церковных должно было переходить к епископу или митрополиту.

Безблазенъ

- не подверженный соблазну.

Безбедный

- греч.

Asуloz

- безопасный.

Безгласный

- греч.

Ajwnoz

- безмолвный, не имеющий значения, немой.

Бездна

- пучина морская, не имеющая дна, безъ дна, бездонная 1) начало вод земных, 2) источники, обильно текущие, 3) тяжкие беды, 4) темница или место осужденных на вечные муки бесов, грешников и отверженных.

Беззаконiе

- дело, противное закону Божию.

Безлетный

- не имеющий ни начала, ни конца бытию своему, вечный, бесконечный.

Безместие

- греч.

Atopia

- нелепость, нелепое слово или дело.

Безмолвникъ

- уединенный пустынник, пустынножитель, отшельник, удалившийся от мирских сует.

Безнадежно

- неожиданно, сверх чаяния.

Безответный

- не имеющий оправдания и права отвечать, оправдываться.

Безплотный

- не имеющий тела, дух; бесплотные силы - ангелы.

Безпредстательственный

- беззащитный

Безприкладный

- беспримерный, несравненный.

Безродьно

- малодушно.

Безсловесный

- лишенный разума, бессмысленный, глупый.

Безсоветiе

- греч.

Aboуlia

- безрассудство, безумие.

Безчинiе

- беспорядок, неустройство, смешение.

Безъименник

- не имеющий ничего, скудный, убогий.

Беседникъ

- поучающий беседами.

Благая

- благосостояние, благоденствие

Благоволенiе

- 1) любовь, расположение, 2) добро, добродетель, 3) любовь, доброжелательство, 4) решение, 5) несчастие, бедствие (Пс.140, 5)

Благовонiе

- греч.

Eуwdia

- благоухание.

Благовестъ

- добрый вестник.

Благогласникъ

- проповедник.

Благодаренiе

- греч.

Eуcaristia

- причащение святых тайн.

Благоже

- (обыкновенно с повторением произносимое) - весьма, хорошо. Иногда с оттенком иронии.

Благозрачiе

- красота.

Благонарочитый

- особенно знаменитый.

Благоподчинный

- находящийся в совершенной зависимости от кого- то.

Блажити

- называть или почитать блаженным; прославлять, возвеличивать; уважать; делать счастливым или блаженным; благодетельствовать, благотворить, обогащать; утучнять, делать вкусным.

Ублажатися

- радоваться, веселиться.

Блуженiе

- неверность Богу истинному, служение идолам (Исх. 34, 15; Суд.8, 33), так именуемое обыкновенно в Святом Писании потому, что союз (завет) народа иудейского с Богом представляется под образом союза мужа и жены, жениха и невесты (Песня песней). Как нарушение брачного союза есть блудодеяние, так в духовном смысле и нарушение союза с Богом, служение идолам, хождение во следе богов иных - является блужением, тем более, что некоторые виды служения идолам сопровождались и в собственном смысле блудом (напр. служение Астарте). А затем, так как идолослужение имело своим последствием умножение всяких пороков, - в дальнейшем, более широком смысле, блужением называется иногда в Св.Писании и вообще нечестие, как совокупность преступлений против воли Божией.

Блюсти

- наблюдать, присматривать, хранить, беречь. Блюсти (Быт. 3, 15) имея в виду соответствующий евр. глагол "сотрет", как и переведено под строкой в славянской Библии (евр. sеуt- разить, поражать, раздавить, жалить). Обетованное семя, Христос освободит людей от власти диавола и смерти. (1 Иоан. 3, 8), хотя и диавол будет стараться "поражать" его в пяту, но это поражение не существенное. Блаженъ бдяй и блюдый ризы своя (Апок.16, 15) - эти слова написал св.Иоанн Богослов, желая возбудить христиан к духовному бодрствованию и хранению души своей от пламени греховного и намекая на древний обычай, существовавший в храме Соломоновом: там по ночам стояли в разных местах стражи из левитов; обходившие их дозором надсмотрщики, заметив, что кто-нибудь из стражей спит, зажигали у него одежду, чтобы жар дошел до его тела и пробудил его от сна. Блюсти ветра - выжидать хорошей погоды, не приступая к посеву или жатве, ожидать и не делать (Еккл. 11, 4-6). Блюсти христиан - жалеть, щадить, чтобы не погибли от войны. (Ипат.лет.). Блюсти, абы ся не снял - сторожить, чтобы не соединился с кем. (Ипат.лет.)Блюсти Переяславля - бояться, опасаться за Переяславль, чтобы его не взял неприятель. (Ипат.лет.)

Богоизрядный

- греч.

Qearestoz

- по превосходству угодный Богу.

Богоименстбо

- участие, сродство, прикосновенность к божественному имени.

Боголепный

- греч.

Qeoprepеz

- достойный Бога.

Богоявленникъ

- сподобившийся быть свидетелем откровений, явлений Божиих.

Брашно духовное

- манна: вси тожде брашно духовное ядоша (1 Кор. 110, 3). Это была телесная пища, а называется она духовною: 1) потому что особенным даром Божиим она чудесно сходила с неба; 2) для означения Христа, новозаветной пищи (Иоан. 6, 55)

Бремя

- 1) всякая тяжесть, 2) корабельный груз, 3) все носимое в руках, ноша.

Брезгъ

- рассвет.

Буйство

- 1) простота; 2) невежество; 3) пустословие; 4) смелость.

Бука

- шум, смятение;

Бучить

- производить звук, отсюда слово бука, которым пугают детей.

Бумажникъ

-(набитая хлопчатою бумагою) постель, подкладываемая под пуховик.

 

В

Вадьба

- клевета, спор.

Варваръ

- греч.

Barbaroz

- иноплеменник, иноземец, санскр. Barbaras выражает однообразие чужой непонятной речи; греч.

Barbarew

- говорю вздор. Отсюда видно, что варварами первоначально назывались народы, язык которых был непонятен.

Вареникъ

- др.рус. - дорогой камень.

Варъ

- 1) зной, 2) пожар, 3) кипяток, 4) смола.

Василокъ

- кропило.

Вдаянiе

- впечатление, след.

Ведро

- ясная погода, засуха, жар.

Велеречiе

- многословие, многоглаголание.

Величанiе

- на утрене поется в праздники перед евангелием и на 9-ой песне, которая есть конец и завершение канонов, как исполнение законов и пророков. Иисус Христос величается в это время, также и преблагословенная Его Матерь славословится на этой песне, в честь Ее особенно посвященной.

Величая величаю

- в высшей степени превозношу, сильно прославляю.

Вереи

-запоры, затворы; крепость, сила.

Вериги

- ручные или ножные железные оковы, узы; согнутая обручем железная полоса, носимая некоторыми подвижниками.

Вертоградъ

- сад огороженный, огород, содержащий в себе плодовитые деревья и разные знаки.

Верху

- вверху, на; взимаетъ Господь господина твоего верху главы твоея отъ тебе. Это выражение указывает на обыкновение учеников сидеть у ног учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: