Возможности, предоставляемые внешней средой

Введение

 

В своей работе я выбрала компанию ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», потому что она является лидером воздушных перевозок в РФ, на ее примере можно подробно изучить авиаиндустрию.

Не смотря на то, что эта компания является флагманом нашей экономики, у нее тоже есть свои проблемы, слабые стороны. В этой отрасли последнее время происходят значительные изменения, многие компании уходят с рынка, другие объединяются и образуют альянсы, появляются новые методы видения бизнеса, изменяется законодательство. Все эти новшества характерны не только для России, но и для других стран.

Основные проблемы авиакомпаний:

)   Дорогое авиатопливо;

)   Дорогостоящее обновление авиапарка;

)   Низкая покупательная способность населения России;

)   Недостаточная поддержка государством данной отрасли.

Основные проблемы компании Аэрофлот:

)   Нехватка летного персонала;

)   Проблема подготовки и переподготовки кадров;

)   Слишком сложная и запутанная система контроля и информации;

)   Долгое принятие решений.

Цель данной работы:

Изучить авиационную отрасль на примере компании ОАО «Аэрофлот»

Задачи:

o Собрать необходимый материал;

o Изучить тенденции и проблемы воздушных перевозок;

o Выявить сильные и слабые стороны организации;

o Определить воздействие внешней среды на деятельность организации;

o Выработать рекомендации для компании Аэрофлот.


Краткое описание организации

 

Название: ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии»

Руководство: Савельев Виталий Геннадьевич - Генеральный директор

Отрасль: Воздушный транспорт

Аэропорт базирования - Шереметьево.

Капитализация - 55,5 млрд. руб.

Акционеры:

o Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом - 51.173%

o Закрытое акционерное общество «Депозитарно-Клиринговая Компания» - 23.004%

o Открытое акционерное общество Акционерный коммерческий банк «Национальный Резервный Банк» - 8.953%

o Общество с ограниченной ответственностью «Аэрофлот-Финанс» - 5.53%

Компания является стратегически важной, поэтому больше 50% акций принадлежит Правительству РФ.

Число сотрудников: 14 500 (в том числе около 2000 летных специалистов)

Аэрофлот - участник глобального альянса Sky Team. Аэрофлот осуществляет собственные рейсы в 97 пунктов 46 стран (по России - 28 пунктов). В России авиакомпания имеет 6 филиалов: в Санкт-Петербурге, Сочи, Магадане, Красноярске, Калининграде и Владивостоке. Приоритетное значение придает развитию внутреннего рынка, прежде всего присутствию в Сибири и на Дальнем Востоке.

Миссия Аэрофлота - помогать пассажирам осуществлять свои жизненные планы и мечты - эффективно работать, приятно отдыхать, встречаться с родными и близкими, открывать для себя новые страны и города.

Долгосрочная цель Аэрофлота - построение глобальной сетевой компании, что предполагает:

o достижение ведущих позиций по объему перевозок;

o наличие эффективной системы транспортных узлов, включая крупный конкурентоспособный хаб в аэропорту «Шереметьево»;

o доминирование на внутреннем рынке;

o наличие развитой дальнемагистральной сети;

o лидирующие позиции по качеству продукта.

Дочерние авиакомпании:

«Джеталлианс Восток» (ранее «Аэрофлот Плюс»): 100% акций, чартерные и VIP-перевозки.

«Аэрофлот-Карго»: 100% акций, является банкротом.

«Донавиа»: с 2007 года 100% акций.

В ноябре 2011 года «Аэрофлот» завершил сделку по приобретению у «Ростехнологий» акций пяти авиакомпаний:

«Владивосток Авиа» - 52,1%

«Сахалинские авиатрассы» - 100%

«Россия (авиакомпания)» - 75% минус 1 акция

«Оренбургские авиалинии» - 100%

Совет директоров «Аэрофлота» уже решил, что с учетом значительного расширения группы понадобятся мероприятия по их ребрендингу. Но будет ли разработан единый бренд, пока не определено.

Аэрофлот имеет на балансе 113 авиалайнеров, большую часть которых составляют самолеты семейства А320, А330 и В767

 

Возможности, предоставляемые внешней средой

 

.   Потребители

·   Увеличение потребности в авиаперевозках в России (на 13% по сравнению с прошлым годом)

·   Сезон отпусков, т.к. скоро начнется лето, и многие пассажиры собираются в отпуск, то компания получит неплохую прибыль;

·   Перевоз пассажиров Сочи-2014, Аэрофлот стал победителем конкурса на звание Генерального партнера Игр 2014 года в категории «Пассажирские авиаперевозки», на него придется основной поток пассажиров. Аэрофлот уже сейчас осуществляет перевозки делегаций и комиссий в рамках подготовки к олимпиаде.

 

Конкуренты

  Аэрофлот АК Трансаэро Авиакомпания ЮТэйр (UTair Aviation JSC) Авиакомпания Сибирь (S7 Airlines) Авиалинии Кубани
Капитализация, млн. $ 1660.56 775.07 390.46 112.7 2.1
Выручка, млн. $ 5078.9 1127.45 1568.88 1540.25 150.75
EBITDA (прибыль до уплаты налогов, амортизации), млн. $ 734.8 201.95 213.81 - -
Операц. прибыль (EBIT), млн. $ 522.6 110.43 108.09 117.28 -23.51
Чистая прибыль, млн. $ 372.1 -62.2 18.52 24.96 -26.66
Период 3 кв. 2010 - 3 кв. 2011 4 кв. 2008 - 4 кв. 2009 2 кв. 2010 - 2 кв. 2011 4 кв. 2010 - 4 кв. 2011 3 кв. 2010 - 3 кв. 2011

 

Согласно данным приведенным в таблице можно сказать, что Аэрофлот занимает пока лидирующие положение среди остальных авиакомпаний. Он имеет наибольшую капитализацию и чистую прибыль. Но следует опасаться конкуренции, т.к. S7 развивался довольно быстро, и при довольно низкой капитализации получает неплохую выручку и прибыль, это говорит об эффективных методах управления и экономии.

Некоторые другие конкуренты Аэрофлота, такие как Трансаэро и Авиалинии Кубани, имеют отрицательный баланс. Но даже с учетом этого не стоит списывать их со счетов.

Рассмотрим основных конкурентов в динамике.

 

Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок

N Наименование Страна регистрации Объем проданных услуг, млрд. руб.

Доля на рынке, %

        2006 2007 2008 2009 2010 2011*
1 Аэрофлот Россия 87,6 (2009) 19,1% 18,1% 18,6% 19,4% 19,8% 21,8%
2 ТРАНСАЭРО Россия 35,8 (2009) 5,6% 7,2% 9,7% 11,1% 11,7% 13,2%
3 S7 + Глобус Россия 31,9 (2008) 12,9% 12,6% 13,0% 12,5% 10,4% 10,2%
4 UTair Россия 33,1 (2009) 6,4% 6,6% 6,5% 7,8% 7,8% 8,9%

 

В динамике Аэрофлот медленно увеличивает свое присутствие на рынке, но увеличение доли его ближайшего конкурента Трансаэро происходит гораздо быстрее. Если тенденция сохранится, то возможно через некоторое время они будут основными конкурентами.

В предыдущей таблицы Трансаэро имел отрицательную прибыль, такое расхождение можно объяснить тем, что для расширения своего присутствия данная компании обновляет свои основные средства, в том числе авиапарк.

S7 пока снижает свою долю присутствия на рынке на 0,2% по сравнению с прошлым годом, а UTair увеличивает на1,1%.

В целом, Аэрофлот имеет некоторый отрыв от других компаний, что делает его лидером национальных перевозок, но не абсолютным лидером. Эти четыре компании контролируют 54,1% международных пассажирских перевозок.


 

Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе грузовых перевозок на международных направлениях и на внутренних рейсах

N Наименование Страна регистрации Объем проданных услуг, млрд. руб.

Доля на рынке, %

 
        2006 2007 2008 2009 2010 2011*
1 Аэрофлот Россия - 22,7% 20,0% 19,5% 20,0% 17,7% 16,2%
2 Air Bridge Cargo Россия 39,8 (2009) - - 16,8% 27,8% 33,7% 37,4%
3 Волга-Днепр Россия   24,2% 17,4 17,5% 11,8% 9,2% 6,2%

 

Аэрофлот уступает свои позиции быстро растущей компании Air Bridge Cargo, которая уже имеет 37,4% рынка. Доля компании Волга-Днепр снижается еще быстрее. В такой ситуации Аэрофлоту необходимо срочно пересмотреть свои основные позиции, улучшить менеджмент и контроль за качеством произведенной услуги. При сохранившейся тенденции Аэрофлот через 5 лет будет иметь 10-12% рынка, Волга-Днепр либо 2-3%, либо полностью уйдет с рынка.

.   Поставщики

Возможность взятия основных средств (самолетов) в лизинг, что значительно упрощает работу компании, уменьшает налоги, расходы на ремонт. В последнее время почти вся авиаиндустрия не покупает самолеты, а берет их в лизинг. В связи с упрощенным налогообложением это даже дешевле, чем покупать их на собственные финансовые ресурсы.

В 2007 году Аэрофлот подписал крупные контракты на приобретение 22 дальнемагистральных самолетов Boeing B787 Dreamliner с началом поставок с 2016 года и 22 лайнеров Airbus A350 - с 2018.

.   Технологии, научно-технический прогресс

Аэрофлот делает особую ставку на новые информационные технологии, включая электронный билет (с 2006 г.), как мощное средство повышения качества обслуживания клиентов и экономической эффективности. Компания развивает услугу интернет-продаж, предоставляет возможности веб-бронирования, самостоятельной регистрации на рейсы.

Аэрофлот развивает сотрудничество в рамках соглашений о код-шеринге с участниками альянса SkyTeam. Это позволяет расширять географию полетов и предлагать пассажирам дополнительные возможности путешествий.

 

План работ по разработке и внедрению инновационных решений и участию в НИОКР ОАО «Аэрофлот» на 2011-2013 гг.

Наименование темы Цель темы Ожидаемый результат Исполнитель
  Управление      
1. Разработка системы оптимизации управления воздушным движением в зоне аэропорта «Шереметьево». Увеличение количества взлетно-посадочных операций. Достижение уровня пиковых показателей выше существующего на 20-30% в соответствии с лучшей мировой практикой. (В настоящее в Шереметьево осуществляется время 36 ВПО, потребность к 2015 г. - 62, 2020 - 76, 2025 - 85). - Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации (Москва) - Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)
2. Разработка системы глобального управления полетами воздушными судами (ВС) ОАО «Аэрофлот» на основе системы ГЛОНАСС. Разработка двухсистемных навигационных устройств Обеспечение точности и устойчивости системы управления полетами. Дублирование системы по отказоустойчивости, повышение уровня безопасности полетов и движения ВС на ВПП. Сокращение издержек за счет случаев повреждения ВС на перроне. - Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА) Москва - Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА)

 

.   Состояние экономики

год был самым убыточным для авиакомпаний, в 2010 наблюдался бурный рост этой отрасли, сейчас идет умеренный рост. Пока тенденция сохраняется.

.   Финансовая система

Возможность заключить с банком договор относительно цен на топливо. Аэрофлот реализует программу «Тенкеринг», согласно которой цена может колебаться лишь в определенном коридоре, при превышении этого коридора банк выплачивает компании издержки, при снижении Аэрофлот выплачивает из сэкономленных денег разницу банку. Сделка рассчитана на три года с выплатами один раз в полгода.

.   Действия властей (правовая система и нормативно-технические требования)

·   Гармонизация работы московских аэропортов

·   Передача Шереметьево и Внуково одному оператору, что соответствует процессам глобализации

·   Новые правила полетов по увеличению пропускной способности аэропортов

·   Стимулирование региональных перевозок

·   Принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма в 2011 г., что поможет развить качество региональных перевозок

.   Природные ресурсы и экология

Законодательство относительно экологии в РФ слабое, что дает возможность Аэрофлоту не тратить дополнительные средства на предотвращения загрязнений и выхлопов реакторов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: