Оценка отрасли авиаперевозок

конкурент возможность угроза рынок

Прошедший 2011 год стал удачным для мировой авиации. В целом, отрасль продолжила постепенную трансформацию в сторону новой глобальной структуры, основу которой составят транснациональные авиационные группы. Это проявилось в сделках либо планах сделок M&A, а также в создании новых joint-business проектов между крупнейшими авиакомпаниями мира. По предварительному прогнозу IATA доходы отрасли выросли на 9,1% до 596 млрд. $, количество пассажиров, перевозимых регулярными рейсами, возросло на 5,9%, а перевозимых грузов практически не изменилось - сократилось на 0,7 процента. Существенным моментом, повлиявшим на размер грузопотоков, стала турбулентность экономик США и ЕС, а также события связанные с последствиями крупного землетрясения в Японии. Турбулентность рынков вселяла тревожное ожидание сокращения потребительского спроса из-за вероятности возникновения нового экономического кризиса, а также из-за мер по сокращению бюджета ряда стран мира.

Для российской авиации год оказался также благоприятным. По предварительным расчетам российские авиакомпании перевезли около 64 млн. пассажиров. Это на 12% выше показателей 2010 года (что практически в два раза превысило прогноз ИАТА в среднем по рынку).

Помимо значительного количественного роста пассажиропотока, в отрасли происходили существенные качественные изменения. Эти изменения ведут к переходу российской отрасли на новый этап развития, позволяющий ей использовать преимущества глобализации и уйти от существующей модели развития крупного, но второстепенного региона для мировой отрасли. Ключевыми тенденциями, усиливающими российский рынок стали: продолжение консолидации отрасли, значительные изменения в управлении аэропортами. Группа «Аэрофлот» стала одним из локомотивов положительных изменений российской отрасли.

В сфере консолидации рынка продолжились две положительные тенденции: усиление основных игроков и очистка рынка от малоэффективных небольших авиакомпаний. Доля четырех ведущих российских игроков рынка в первые десять месяцев 2011 года составила 68%, в то время как год назад этот показатель составил лишь 55 процентов. Именно эти участники показали значительный рост пассажиропотока. У остальных участников рынка, за исключением «Уральских авиалиний» и чартерной туристической компании Nordwind, абсолютный прирост пассажиропотока оказался незначительным.

Помимо значительного увеличения пассажиропотока, лидеры рынка проводили внутренние изменения, определяющие их долгосрочное развитие. Среди них выделяются Группа «Аэрофлот» и Группа UTAIR. Группа «Аэрофлот» консолидировала авиакомпании - активы «Ростехнологий» и первой в России перешла к новому качественному этапу развития - мультибрендовой и мультихабовой стратегий. На эту стратегию развития перешли практически все ведущие авиационные Группы мира. Группа UTAIR начинает сотрудничество со Star Alliance. Опыт участия в этом альянсе авиакомпаний масштаба UTAIR означает, что авиакомпания будет придерживаться стратегии крупным региональным перевозчиком. Это входит в благоприятный сценарий развития российского рынка для Группы «Аэрофлот». Усиление крупных игроков и повышение качества конкуренции способствовали дальнейшему исчезновению авиакомпаний, применявших малоэффективные бизнес-модели. Наиболее заметным на рынке стало прекращение работы авиакомпаний «Дагестанские авиалинии» (N2), «Континент» (LK), «Кавминводыавиа» (KV), псевдо low-cost авиакомпании «Скай-экспресс» (XW) и low-cost авиакомпании «Авианова» (AO). Государство также рекомендовало объединиться авиакомпаниям «Татарстан» (U9) и «Акбарс-аэро» (2B), базирующимся в Татарстане.

Происходившие в 2011 году изменения в области управления российскими аэропортами способствовали повышению эффективности российской инфраструктуры, а через это - делали среду работы авиакомпаний на российском рынке более благоприятной. Изменения касались как московского авиаузла, так и крупных по российским масштабам региональных аэропортов.

Центральным событием 2011 года стало начало гармонизации работы московских аэропортов. Она была утрачена еще в начале 90-х годов, что отразилось на качестве конкуренции и способности российских авиакомпаний использовать возможности глобального рынка. В прошлом году государство решило передать управление аэропортами «Шереметьево» и «Внуково» единому оператору. Это соответствует давно установившейся практике развития аэропортов в глобальных городах и способствует развитию глобальных авиакомпаний.

Решение о переходе Star Alliance во «Внуково» выводит конкуренцию на российском уровне на новый уровень развития, но при этом это решение стратегически выгодно Группе «Аэрофлот». Она стимулирует усиление глобальной конкурентоспособности ведущих российских авиакомпаний за счет дальнейшей внутренней консолидации российской отрасли. В области конкуренции за московские пассажиропотоки ситуация значительно не изменится, однако возможности пассажиров российских авиакомпаний, использующих «Домодедово» в качестве транзитной площадки заметно снизятся. Тем самым завершается этап развития московского рынка по схеме противостояния «Аэрофлот» (Шереметево) - пул ведущих авиакомпаний, летающих в «Домодедово».

Кроме того на повышение конкурентоспособности московских аэропортов повлияло изменение правил полетов. Оно позволило увеличить пропускную способность аэропортов. Для Аэрофлота это означает увеличение возможностей по работе с транзитными пассажирами. Ситуация в российских регионах также изменялась в положительную сторону. Управление рядом крупных российских аэропортов перешло к специализированным операторам. Среди них были как российские: «Ренова», «Базел», «Новапорт». Продолжилось проникновение ведущих мировых операторов на российский рынок. Вслед за Fraport (аэропорт Пулково - Санкт Петербург), в России начал работать корейский Incheon International (IIAC). Он стал совладельцем аэропорта Хабаровска и разработчиком плана его дальнейшего развития. Российская отрасль медленно уходит от неэффективной модели регионального развития, образовавшейся в 90-х годах. Тогда, в силу глубокого экономического кризиса в стране исчезли межрегиональные пассажиропотоки и около 70-75% пассажиропотока теперь приходится на московский авиаузел. Постепенно начинает расти прямой пассажиропоток, минующий Москву.

Это означает, что через некоторое время Россия получит несколько площадок для развития хабов, а через них региональной деловой активности. Это дополнительный мощный генератор пассажиропотоков. Переход Группы «Аэрофлот» к мультибрендовой стратегии - подготовка к такому развитию событий.

Рост пассажиропотока вне Москвы стимулировался в 2011 году в основном с помощью туристических потоков. Крупные российские туроператоры переходят к сетевой модели развития. Они организуют прямые перелеты на курорты уже из целой серии городов России. Хотя пока большинство из этих маршрутов носит характер нерегулярных полетов. Активное участие в развитии таких маршрутов принимает авиакомпания «Оренэйр», входящая в Группу «Аэрофлот».

Кроме того, государство намерено наращивать поддержку межрегионального сообщения в малонаселенных регионах. Это соответствует общемировой практике. В то же время, к стимулированию региональных перевозок начали подключаться операторы аэропортов. Кроме того, в 2011 году была принята Федеральная целевая программа по развитию внутреннего туризма. Через некоторое время она также окажет благоприятное воздействие на российские межрегиональные туристические потоки.



Заключение

 

Подведем выводы проделанной работы.

Компания ОАО «Аэрофлот» является лидером воздушных перевозок. Она обладает большим потенциалом. У нее имеется огромный запас ликвидности, новый авиапарк, своя школа подготовки летного персонала, разветвленная инфраструктура, соглашения с альянсом SkyTeam, что дает ей дополнительные преимущества.

В перспективе компанию не ждут серьезные потрясения. Ее основной конкурент Трансаэро развивается стремительно, но он вряд ли сможет догнать Аэрофлот. Компании не стоит слишком опасаться конкуренции, даже не смотря на то, что РФ входит в ВТО, Аэрофлот останется национальным перевозчиком. Это связано со спецификой отрасли, очень сложно будет новым компаниям или уже действующим получить воздушные линии, место в аэропорту, т.к. существуют уже договора и сложились определенные устойчивые связи между существующими авиакомпаниями и аэропортами. Получить новые линии означает вытеснить другую компанию из аэрофлота, а это представляет определенную трудность, особенно вследствие того, что некоторые компании являются акционерами крупных аэропортов.

Даже появление лоу-костов на рынке перевозчиков не создало конкуренции, и эти компании быстро разорились. Это связано с тем, что такого рода организации базируются на отдаленных аэропортах, которых крайне мало в нашей стране. В отдаленных аэропортах плата за обслуживание гораздо ниже, чем в обычных, на этом и экономят авиакомпании по всему миру. Но специфика нашей инфраструктуры не позволяет им существовать долго.

Проанализировав угрозы и возможности внешней среды, можно сказать, что в целом среда благоприятна, отсутствуют ограничения ведения бизнеса, строгие запреты, недоступность ресурсов. Компания может свободно развиваться. Большую поддержку ей оказывает государство.

Проанализировав слабые и сильные стороны деятельности организации, можно сказать, что компания Аэрофлот имеет некоторые внутренние противоречия и проблемы, которые тормозят ее деятельность, мешают развиваться. Но есть и сильные стороны, благодаря которым она и является лидером на авиарынке. К основным ее сильным качествам относят хорошую структуру и грамотное ведение бизнеса.

В данный момент компания считается стратегически важной, поэтому она выполняет определенную социальную роль. Проводит политику поддержания отечественного спорта, социальную помощь детям и ветеранам.

Я считаю, что эта работа помогла мне лучше понять специфику ведения бизнеса в РФ, изучить отрасль авиаперевозок, что поможет мне в профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: