Ценностные ориентации журналиста: история и современность

 

Имея разные взгляды на журналистику, старшее и молодое поколения разделяют разные ценности в профессии. Так, советские практики ценят журналистику за преимущества, которые она дает в сравнении с другими профессиями, а именно: возможность занимать позицию сверху над происходящим в обществе, что обеспечивается привилегией владеть информацией, общаться с персонами любого ранга, оказывать помощь людям, влиять на общественное мнение и формировать его, быть автономным в рабочем расписании. Воспринимая ценности как преимущества, журналисты обнаруживают, с одной стороны, намерение служить людям и обществу, а с другой стороны, стремление к власти над ними. Такая ориентация делает их похожими на профессионалов других профессий. С другой стороны, то, что среди них большинство советские практики, свидетельствует, что именно старшее поколение сохраняет советскую концепцию журналистики как инструмента власти и сохраняет желание воздействовать на общественное сознание и текущую политику.

Большинство постсоветских журналистов воспринимают ценности профессии как обязанность журналиста быть объективным и честным перед аудиторией, коллегами, перед собой, делать высококачественную работу. Однако на практике журналисты вынуждены действовать согласно политике их издания, проводимой в интересах властей и других влиятельных групп в обществе. Текущая практика навязывает журналисту другую обязанность - служение политической власти, экономической элите общества. Это принимается без сопротивления. Молодежь пришла в журналистику, имея прагматические персональные цели: заработать, найти лучшие жизненные перспективы, удовлетворить творческие амбиции. И поэтому она принимает те правила игры, которые существуют. Молодое поколение считает себя ответственным прежде всего перед нанимателем за те результаты, которые от него ожидаются. Часть из них считает, что в журналистской профессии нет ценностей, как таковых, а понятие морали едва ли к ней применимо.

Многие советские практики больше обеспокоены журналистскими методами, которые ведут к насилию над личностью: вторжением журналиста в частную жизнь, диффамацией, неуважением чести и достоинства человека, причинением вреда здоровью, жизни и собственности. Постсоветские практики, наоборот, больше обеспокоены качеством информирования, тем, что часто в основе журналистского сообщения лежит дезинформация. То есть, молодежь «голосует» скорее за объективное освещение событий, тогда как старшее поколение «болеет» больше за этическое поведение журналиста. Однако оба поколения проявляют достаточную лояльность ко лжи. По их оценкам, ложь - временный и постоянный атрибут журналистской работы. Как временное явление журналисты оправдывают ложь в период выборных кампаний и в других ситуациях, требующих лжи. Как элемент профессии, ложь оправдывается творческой природой журналистики.

Журналисты высоко ценят дружбу. Они, например, никогда бы не написали негативный материал о своих друзьях. В работе они часто используют друзей и знакомых как источники информации и публикуют материал по их просьбе или в их интересах. Это вполне адекватно тому, что сами медиа развивают приятельскую журналистику для своих политических и экономических «друзей». Практика приятельской журналистики стала распространенной, особенно с начала 1990-х годов, когда редакции получили свободу от партийного и государственного контроля за направленностью и содержанием материалов и могли формировать повестку самостоятельно. С потерей цензуры медиа практически лишились и финансовой поддержки государства, а с началом шоковых реформ в экономике они вынуждены были искать новые источники финансирования, чтобы выжить. Практика заказных статей и выступлений стала обычным делом. С одной стороны, это была прагматическая стратегия выживания медиа и журналиста. С другой стороны, это было частью естественных неформальных связей и отношений, пронизывающих общество, чья культура остается больше коллективной, нежели индивидуальной, основанной на тесных разносторонних связях семьи, родственников, знакомых, друзей, коллег, их близких и знакомых.

Журналисты практически единогласно оправдывают коррупцию в профессиональной работе и в обществе в целом. Большинство считает продажность и профессионализм вещами одного порядка. Их главный аргумент - что все вокруг коррумпировано и зависимо и просто нет другого пути, чтобы выйти из бедности. Журналистика и сами журналисты стали товаром, а непрофессионала не купит никто. Время изменилось, старые прогосударственные приоритеты заменяются новыми рыночными, где во главу угла ставится получение материального достатка. Журналистика остается второй древнейшей профессией, поэтому, по мнению респондентов, нет никакой беды, что она продажна. Оба поколения идентифицируют профессионализм как техническое мастерство, не включая в эту характеристику этические нормы. Продажность - товарность журналиста они рассматривают как оценку его профессионализма на рынке труда.

Два поколения имеют разные надежды на будущее. Советские профессионалы смотрят более пессимистически на будущее российской журналистики, поскольку они не верят, что политические и экономические условия существенно изменятся. Постсоветские практики более оптимистичны. Они надеются на новый порядок в стране, который будет способствовать укоренению западной модели журналистики.

Сегодня при характеристике «настоящего» журналиста незаслуженно отодвигаются на задний план нравственные ориентиры прошлых лет. Но многие из них по-прежнему актуальны. И лишь самые достойные из журналистов соответствуют этим качествам: это ответственность за факт и каждое слово, грамотность, честность, наличие собственной гражданской позиции и внутренней культуры, нравственных и профессиональных ориентиров, способность к самокритике.

Репортеры XXI в. наглядно показали, что может случиться, если гордыня возьмет верх над профессиональным и нравственным долгом и если журналист возомнит себя высшим судьей, обладателем истины в последней инстанции, которому позволено вмешиваться во все и вся, в том числе в личную жизнь других людей. Причем - любыми средствами и при любых обстоятельствах. Примером может служить инцидент с Джасинтой Салдана, медсестрой клиники, где проходила лечение герцогиня Кембриджская Кейт Миддлтон. Диджеи австралийской радиостанции 2DayFM дозвонились до медсестры и под видом родственников герцогини, расспросили ее о здоровье королевской особы. Запись разговора диджеи передали в эфир. Салдана, по некоторым версиям, не выдержав ответственности, покончила с собой. Этот эпизод наглядно показывает, как примерившие на себя роли высших судей журналисты превысили полномочия и вторглись в личную жизнь людей, оказавшись косвенными виновниками смерти человека.

Журналисты ориентируются на вкусы аудитории, но одновременно и дистанцировались от нее, часто воспринимая ее не как равноправного, активного партнера в диалоге, а как пассивный объект восприятия текстов средств массовой информации.

Нравственному образованию журналиста в таких условиях следует уделять особое внимание. Но нравственное образование имеет свою специфику, что порождает определенные проблемы в обучении журналистов.

Ю.А. Огородников отмечает, что проблема образования журналистов вписывается в общие проблемы подготовки специалиста, она носит в большей мере практический, а не теоретический характер.

Проблемы практического характера заключаются в следующем:

духовно-нравственное состояние общества деформирует образовательный процесс, - важно знать, как противостоять ему в обучении журналистов;

политика государства в области журналистики (средств массовой информации) отрицательно влияет на подготовку журналистов, - важно определить, как в этих условиях воспитать нравственного журналиста;

нет действенных методов нравственного и патриотического воспитания журналистов, они нуждаются в разработке;

Что сделать в рамках вуза, чтобы заложить устойчивые мировоззренческие принципы, - одна из основных проблем современного профессионального образования.

«Журналист, как правило, имеет о себе неоправданно высокое мнение и весьма поверхностно разбирается в явлениях, которые он пытается оценить и разъяснить своей аудитории. Уровень нравственного и эстетического развития массового журнализма низок, забота о Родине, как правило, отсутствует», - подчеркнул Огородников.

Несмотря на сложность «предмета», существуют методы информирования и привития моральных норм журналистам. Среди них можно выделить три метода: научный, метод социальной мотивации и метод «от противного».

Научный метод. Деонтология журналистики - это одна из самых молодых дисциплин, история которой насчитывает всего лишь два столетия. А вместе с тем, если рассмотреть некоторые отрицательные тенденции современной журналистики через призму деонтологии, можно увидеть их ярче, в более неприглядном свете, с возможностью принятия верных с точки зрения этики решений.

«Деонтология - это раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения, актуальность этих проблем для журналистики фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности, - такое определение дает составитель «Энциклопедического словаря средств массовой информации» А.А. Князев.

Ключевые понятия этой дисциплины - «долг», «честь», «право», «должное». Безусловно, эта дисциплина имеет место быть в учебных планах у журналистов. Но есть и другие возможные меры воспитания в журналистах морали.

К ним можно отнести способы социальной мотивации, метода «от противного» и популяризации.

Социальная мотивация - это не что иное, как выраженное в соответствующих формах общественное одобрение или общественное порицание профессиональных действий журналиста. Очевидно, что одобрению подлежат положительные действия работника, а порицанию - отрицательные. В чем эта социальная мотивация заключается? Образуя единое сообщество, журналисты, так или иначе реагируют на поступки своих коллег: как в профессиональном плане, так и коллег по редакции. На конференции в МГУ в феврале 2013 г. Московские журналисты признались, что их коллега, не проверивший факты, подвергается всеобщему порицанию. Момент порицания заключается в том, что провинившемуся коллеге не подают руки. Воспитательный аспект практического порицания как правило действует сильнее, чем теоретические заявления о том, что нравственно, а что аморально в профессии.

Есть две точки зрения, когда возникла профессиональная мораль в журналистике. По одним оценкам, она появилась в середине XX столетия, когда профессия «стала массовой, а журналисты осознали себя единой общностью». Другие исследователи утверждают, что мораль в журналистике старше самой журналистики. Так или иначе, способ социальной мотивации в отличие от введения в учебный план определенных дисциплин, посвященных мораль, более всеобъемлющий. Он подходит к настоящему времени и был актуален задолго до XXI столетия.

Способ «от противного» был наглядно продемонстрирован на той же февральской конференции в Москве, когда заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин заявил, что журналисты априори будут работать на директора, который будет определять, как и о чем писать. Нет смысла в рамках доклада обсуждать и осуждать слова Волина. Важен процесс консолидации журналистского сообщества: шокированное, оно ополчилось против замминистра и, как ни странно, стало больше обсуждать мораль, нравственность, высокое предназначение журналиста. Неоднократно в дальнейшем под влиянием ярко негативных примеров журналисты будут вспоминать о моральном долге и чести и прочих понятиях, которые станут понятнее на практике, нежели на бумаге.

Нравственность в журналистике можно и популяризировать. Следуя современным тенденциям, стоит сделать из морали и чести некий тренд, который будет практически понят всеми до единого и применяться на практике большинством.

ценностный ориентация мотивация журналист


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: