ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Интерпретация понятия «ценность»
Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Ценностные ориентации журналиста: история и современность
Ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста
Профессионально-этические ценности российского журналиста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.
Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Эти изменения привели к дестабилизации общества и многообразию, противоречивости жизненных приоритетов людей, что отразилось на формировании ценностных ориентации единиц различных профессий, в том числе и журналистики.
|
|
Сегодня востребован не просто компетентный специалист в сфере масс-медиа, способный решать профессиональные задачи, владеющий современными информационными технологиями, а журналист, с четко выраженной профессиональной позицией. Поэтому возрастают требования к университетской подготовке будущих журналистов. Ведь прежде чем стать представителем профессии по должности, студенту-журналисту необходимо стать им по мироощущению, способу восприятия профессиональной деятельности и себя в профессиональной среде.
Цель исследования состоит в изучении ценностных ориентаций современного российского журналиста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
. дать интерпретацию понятия «ценность»;
. изучить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций
.проанализировать историю и современность ценностных ориентаций журналиста;
. рассмотреть ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста;
. изучить профессионально-этические ценности российского журналиста.
Объект исследования: современный российский журналист.
Предмет исследования: психологические и нравственные качества журналиста.
|
|
Различные аспекты журналистской деятельности и профессиональной культуры журналиста раскрыты в работах Д.С. Авраамова, В.И Бакштановского, Е.Л. Вартановой, И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, Ю.В. Согомонова, М.И Шостак и других авторов.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы.
Практическая значимость работа заключается в том, что она расширяет представление о возможных аспектах изучения ценностных ориентаций современного российского журналиста и намечает направление дальнейших научных исследований, ориентированных на оптимизацию процесса его освоения в системе вузовской подготовки.
Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Интерпретация понятия «ценность»
В настоящее время изучение проблемы ценностей приняло междисциплинарный характер. Д.А. Леонтьев предлагает систематизировать различия в определении ценностей, выделив шесть развилок построения понятия ценности:
ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, в свою очередь объект может быть ценностью или иметь ценность;
ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью, или объекты особого рода, обладающие особым статусом;
ценности могут быть индивидуальными или надындивидуальными образованиями;
если ценности надиндивидуальны, то они являются или трансцендентными сущностями, или порождениями социальных общностей;
если ценности индивидуальны, то они, свою очередь, являются или структурами сознания (представлениями), или структурами личности и мотивации;
социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм или стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).
Такой подход приводит к пониманию ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга, а именно:
. Общественные идеалы - это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т.е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.
. Предметно-воплощенные ценности - общественные идеалы, данные нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, когда ценность находит свое наиболее зримое существование.
. Личные ценности - интериоризованные личностью идеалы, побуждающие ее к предметному воплощению их посредством деятельности.
Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности. В качестве моделей должного они действуют как источник активности, в процессе которой и происходит их предметное воплощение, а оно становится основой для формирования следующего уровня общественных идеалов и т.д.
Этот механизм перехода ценностей социальной среды в личный план и обратно лежит в основе ценностной регуляции как личности, так и микро- и макросоциума. Он достаточно хорошо изучен в психологии личности и социальной психологии. Но для того чтобы понять, как он работает, необходимо разделить ценности и потребности, которые тоже обладают мощной побудительной силой, что нередко и сбивает исследователей с толку.
|
|
Таким образом, мы можем представить ценности и потребности как систему координат, где по горизонтали располагаются потребности, совпадающие с «пирамидой» Маслоу, а по вертикали - ценности, совпадающие с «бытийными ценностями» Маслоу же, которые, в свою очередь, совпадают с абсолютными. Если рушится «вертикаль» ценностей, происходит «снижение человечности», возникают когнитивные и духовные расстройства, т.к. связь с действительностью искажена и разрушена. Если это происходит в масштабе общества, возникают метапатологии, в числе которых - аномия, потеря смысла, безразличие, скука, ноогенный невроз, чувство собственной бесполезности, тщетность, отсутствие ощущения свободы воли, опустошенность, цинизм, неверие, бесцельное разрушение, ярость, вандализм, отчуждение от старших, родителей, авторитета, любого общества.