Интерпретация понятия «ценность»

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Интерпретация понятия «ценность»

Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации

ГЛАВА 2. ЦЕННОСТНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Ценностные ориентации журналиста: история и современность

Ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста

Профессионально-этические ценности российского журналиста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, выражают его отношение к миру и к самому себе, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, наполняют жизнь смыслом, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, являются системообразующим элементом мировоззрения.

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Эти изменения привели к дестабилизации общества и многообразию, противоречивости жизненных приоритетов людей, что отразилось на формировании ценностных ориентации единиц различных профессий, в том числе и журналистики.

Сегодня востребован не просто компетентный специалист в сфере масс-медиа, способный решать профессиональные задачи, владеющий современными информационными технологиями, а журналист, с четко выраженной профессиональной позицией. Поэтому возрастают требования к университетской подготовке будущих журналистов. Ведь прежде чем стать представителем профессии по должности, студенту-журналисту необходимо стать им по мироощущению, способу восприятия профессиональной деятельности и себя в профессиональной среде.

Цель исследования состоит в изучении ценностных ориентаций современного российского журналиста.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:

. дать интерпретацию понятия «ценность»;

. изучить факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций

.проанализировать историю и современность ценностных ориентаций журналиста;

. рассмотреть ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста;

. изучить профессионально-этические ценности российского журналиста.

Объект исследования: современный российский журналист.

Предмет исследования: психологические и нравственные качества журналиста.

Различные аспекты журналистской деятельности и профессиональной культуры журналиста раскрыты в работах Д.С. Авраамова, В.И Бакштановского, Е.Л. Вартановой, И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, Ю.В. Согомонова, М.И Шостак и других авторов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы.

Практическая значимость работа заключается в том, что она расширяет представление о возможных аспектах изучения ценностных ориентаций современного российского журналиста и намечает направление дальнейших научных исследований, ориентированных на оптимизацию процесса его освоения в системе вузовской подготовки.

Структура работы продиктована целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


 


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Интерпретация понятия «ценность»

 

В настоящее время изучение проблемы ценностей приняло междисциплинарный характер. Д.А. Леонтьев предлагает систематизировать различия в определении ценностей, выделив шесть развилок построения понятия ценности:

ценность может выступать как объект или как атрибут объекта, в свою очередь объект может быть ценностью или иметь ценность;

ценностью могут быть любые объекты, обладающие какой-либо полезностью, или объекты особого рода, обладающие особым статусом;

ценности могут быть индивидуальными или надындивидуальными образованиями;

если ценности надиндивидуальны, то они являются или трансцендентными сущностями, или порождениями социальных общностей;

если ценности индивидуальны, то они, свою очередь, являются или структурами сознания (представлениями), или структурами личности и мотивации;

социальная трактовка ценностей ставит вопрос об их понимании как эталонов (конкретных норм или стандартов) или идеалов (векторов, задающих направление, но не конкретные цели действий).

Такой подход приводит к пониманию ценности в единстве трех форм ее существования, постоянно переходящих друг в друга, а именно:

. Общественные идеалы - это исходная форма ценностей, поскольку каждая ценность порождается каким-либо социальным сообществом, от семьи до человечества в целом. Социальная ценность есть концентрированное выражение коллективного опыта группы или общности в форме идеала, т.е. представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности.

. Предметно-воплощенные ценности - общественные идеалы, данные нам не абстрактно, а через их воплощение в произведениях (артефактах) и деяниях конкретных людей, когда ценность находит свое наиболее зримое существование.

. Личные ценности - интериоризованные личностью идеалы, побуждающие ее к предметному воплощению их посредством деятельности.

Таким образом, неизбежно признание существования ценностей в структуре мотивации личности. В качестве моделей должного они действуют как источник активности, в процессе которой и происходит их предметное воплощение, а оно становится основой для формирования следующего уровня общественных идеалов и т.д.

Этот механизм перехода ценностей социальной среды в личный план и обратно лежит в основе ценностной регуляции как личности, так и микро- и макросоциума. Он достаточно хорошо изучен в психологии личности и социальной психологии. Но для того чтобы понять, как он работает, необходимо разделить ценности и потребности, которые тоже обладают мощной побудительной силой, что нередко и сбивает исследователей с толку.

Таким образом, мы можем представить ценности и потребности как систему координат, где по горизонтали располагаются потребности, совпадающие с «пирамидой» Маслоу, а по вертикали - ценности, совпадающие с «бытийными ценностями» Маслоу же, которые, в свою очередь, совпадают с абсолютными. Если рушится «вертикаль» ценностей, происходит «снижение человечности», возникают когнитивные и духовные расстройства, т.к. связь с действительностью искажена и разрушена. Если это происходит в масштабе общества, возникают метапатологии, в числе которых - аномия, потеря смысла, безразличие, скука, ноогенный невроз, чувство собственной бесполезности, тщетность, отсутствие ощущения свободы воли, опустошенность, цинизм, неверие, бесцельное разрушение, ярость, вандализм, отчуждение от старших, родителей, авторитета, любого общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: