Ценностные ориентации в структуре мотивации журналиста

 

Очень важно понимать, что профессионализм - это не столько характеристики производительности труда, сколько особенности мотивации личности, системы устремлений, ценностные ориентации, те смыслы, которые сам человек вкладывает в свой труд.

В словах тележурналиста Станислава Кучера отразились не только особенности журналисткой мотивации, но и трансформация ее осмысленности по мере накопления опыта: «Поначалу мне часто бывало неинтересно. Например, приходит музыкальный продюсер, который делает звезд-однодневок. Он мне неинтересен, мне неважно, как это все делается. Зачем, думал я, мне знать, как делается это фуфло? И я думал: скорее бы это все закончилось. Потом понял, что таким отношением к делу я сам себя обкрадываю, трачу свое время зря».

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности. Мотивы - в свою очередь это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении, в целом, и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности.

Выделяют следующие мотивы, связанные с трудовой деятельностью:

собственно мотивы трудовой деятельности,

мотивы выбора профессии,

- мотивы выбора рабочего мест.

Что касается журналистики, то наибольшее внимание исследователей привлекают вопросы выбора профессии и представлений о профессиональной деятельность в годы учебы.

Павел Шеремет отмечает, что за годы работы на телевидении, он выделил четыре основных мотива, по которым люди приходят в журналистику. Первый мотив - обыденность (надо же было куда-то пойти учиться, надо же где-то работать, журналистика ничем не хуже, чем другие профессии). Второй мотив - тщеславие (журналистика, телевидение - пропуск в мир избранных, «мама говорила, что я так хорошо буду смотреться на экране»). Третий мотив - любознательность (нравится рассказывать истории», рассматривать мир, изучать его). Четвертый мотив - миссионерский (понимание, в чем состоит идея фикс профессии, готовность этой идее следовать).

В чем для вас мотивация в профессии, ведь каждый день одно и то же? - вопрос Алексею Пивоварову. «Это хороший вопрос. Действительно, каждый день одно и то же, новости меняются, но процесс неизменен. В чем драйв? Как ни странно, мотивация в том, что новости никогда не прекращаются и все повторяется вновь и вновь. Адреналин, который периодически выплескивается в этой работе, не ослабевает. Если ты сам совершенствуешься и меняешь все вокруг: новые формы, новые методы подачи информации, - то это не надоедает. Мы на НТВ проводим конференции о том, как надо и как не надо сейчас работать, анализируем западные подходы, смотрим новые жанры, пытаемся их внедрить, а от чего-то старого - отказаться. Такая работа долго не надоедает».

Рассмотрим мотивы, существенные для комфортного самочувствия себя в профессии, саморазвития в профессии. Некоторые из них проиллюстрируем примерами из интервью одних из самых известных и уважаемых журналистов, Леонида Парфенова и Владимира Познера (интервью Познера журналу «RollingStones», интервью Парфенова газете РБК-daily и его же интервью rbc.ru).

Мотивы предназначения профессии

принесение журналистикой пользы обществу,

Познер: Но когда я выражаю свое несогласие с теми идеями, что выдвигает президент, или с законопроектами, которые принимает Госдума, то я исхожу не из своего личного отношения, а только из журналистского долга - мне надо дать телезрителям объективную картину происходящего в стране.

Мотивы профессиональной деятельности (процессуальные)

нацеленность на профессиональный труд вообще,

Видите ли Вы место для себя на современном ТВ? Если Вам позвонят через два дня и скажут, что запрет снят и Вы можете вернуться на федеральное ТВ, как отреагируете?

Парфенов: Не знаю. Я никогда не жил с мыслью, что изгнан из рая. Я делаю то, что могу и хочу делать. Слава богу, у меня есть разные инструменты, на которых я могу играть.

содержание работы журналиста, работы по конкретной специализации или на конкретном предприятии,

овладение способами и приемами работы в ходе обучения,

возможность самому принимать решения, отсутствие жесткой регламентации выбора способов труда,

Парфенов: Я давно имею возможность оплачивать высшую роскошь - заниматься тем, чем считаю нужным, вот и все. Я давно нигде не работаю, при этом за годы, что я не работаю, я сделал больше всего за всю свою карьеру.

разнообразие профессии, разнообразие способов труда, специализаций, журналистских тем и ситуаций,

Парфенов: Все рождается в процессе: раз попробуешь - что то немножко не то, два... А репетировать бессмысленно, если репетируешь, подлинный драйв теряется.

поиск новых тем, новых творческих ходов и приемов.

Парфенов: (разговор идет про часы) В них интересная механика, в них есть техническое остроумие - я убежден, что существует такая категория. Квадратная шестеренка с шестеренкой-трилистником убеждают меня в том, что все мы, те, кто настаивает на том, что надо заново изобретать колесо, - мы все правы. Есть люди, которые изобретают колесо заново в буквальном смысле слова. А мы (…) мы в своих сферах тоже пытаемся изобретать колеса. Не оставаться в колее, не производить какой-то продукт, который повторяет уже имеющийся.

Мотивы профессиональной деятельности (результативные)

создание новых духовных ценностей, информирование, просвещение,

Познер: Более того, роль журналиста - это больше роль сторожевого пса, который лает и обращает внимание на непорядок. Поэтому гораздо чаще я, конечно, выступаю с какими-то критическими замечаниями.

значимость результатов работы,

возможность добиться успеха, высоких результатов,

Читая одно из ваших интервью, я наткнулся на такую фразу: «Как интервьюеру, мне в России нет равных». Даже если это правда, как в принципе можно произнести о себе подобное вслух?

Познер: Послушайте, а когда чемпион мира по боксу в тяжелом весе Мохаммед Али говорит: «Я - номер один», вас это не смущает? Или Усейн Болт, обладатель мировых рекордов в беге на сто и двести метров?

Вы приводите сейчас примеры из мира спорта. Для вас нет никакой разницы?

Познер: А в чем разница? Это все конкурентные профессии. Если в них человек не хочет быть первым, то вот это как раз не нормально. Я хотел быть лучшим журналистом. И, по-моему, в том разговоре я ссылался на Алексея Алексеевича Венедиктова, который сказал: «Самые сильные интервьюеры в России - это я, Познер и Тина Канделаки». Хорошая компания.

стремление превзойти существующих в журналистике профессионалов,

индивидуальное самостоятельное варьирование режимов работы и отдыха.

Мотивы профессионального общения

самореализация и самопроектирование,

позитивная Я-концепция, самоуважение, возможность стать хорошим специалистом,

свобода творить, возможность профессионального и личностного роста,

Познер: Опросы общественного мнения, проведенные ВЦИОМом, показывают, что среди журналистов, вызывающих наибольшее доверие у россиян, мое имя присутствует. Для меня это очень ценно. Кроме того, здесь я не просто работаю, как я уже сказал. Это гораздо больше - у меня есть, если хотите, миссия. Мне и правда небезразлична судьба России, и я хотел бы сделать все возможное, чтобы ее путь привел в стан Европы, а не в стан Евразии. Разница принципиальнейшая.

стремление своим вкладом обогатить опыт профессии.

«Мотивационная сфера профессиональной деятельности неодинакова на разных стадиях профессионализации. Так, на стадии выбора профессии складывается интерес к содержанию будущей профессии, понимание значимости профессии и профессиональное призвание, стремление войти в определенную профессиональную общность, возникают профессиональные ожидания.

На первой стадии профессионального обучения начинается адаптация как приспособление личности к профессии, уточнение своих профессиональных притязаний, возможно охлаждение интереса к избранной профессии, намечается принятие роли профессионала.

На второй же стадии практического овладения профессией углубляется адаптация, происходит корректировка профессиональных мотивов и целей, упрочиваются мотивы овладения высокими нормами и образцами профессионального мастерства, появляется первая удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации личности в труде, а также возрастает число побуждений в мотивационной сфере, усложняется их иерархия.

На стадии расцвета, третьей ступени профессиональной деятельности укрепляются мотивы индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества, усиливается смыслотворчество в профессии как поиск все новых смыслов профессии для себя, упрочивается преобладание конструктивной мотивационной тенденции, ориентирующей человека на созидание.

И в завершении профессиональной деятельности, ухода из профессии может наблюдаться либо мотивация к самореализации личности в новых формах деятельности - наставничестве, мемуарах, либо проявляется защитная мотивация избегания неприятностей, противопоставление профессиональным интересам молодежи, регресс».

Вот ответ Николая Сванидзе на вопрос интервью «К чему вы себя готовите завтра?» Если ты достиг какого-то уровня, то необходимо его сохранять. Нельзя ни в коем случае терять себя, нельзя терять своего лица, чувства собственного достоинства. И помнить, что для журналиста есть такие же ограничители, как для врача, например, не навреди. Хотя иногда очень хочется развлечь публику. Сейчас нет моды на политическую журналистику, а есть мода на развлечения. Из седого журналиста развлекальщик плохой, поэтому мальчик и девочка больше этой задаче соответствуют. Но когда поворот в сторону политической журналистики произойдет, а он произойдет обязательно, тогда на экран вернутся взрослые лица, внушающие доверие.

Вопросы мотивирования на труд и повышение результативности труда актуальны не только тогда, когда это касается других людей, например, подчиняющихся вам сотрудников организации. «Многие считают, что основа мотивации - страх остаться без куска хлеба или крыши над головой. Это, конечно, сильный мотиватор, однако он, во-первых, не определяет поведение тех, кто «работает не за страх, а за совесть», а во-вторых, не является определяющим для большинства людей, с которыми я постоянно общаюсь, так как они являются способными и хорошо образованными молодыми людьми». Его советы будут весьма полезны молодым специалистам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: