Профессионально-этические ценности российского журналиста

 

Профессионально-этические ценности журналистского сообщества являются основанием профессиональной морали, функция которой - «обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность приносит наилучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначение». Фактором, определяющим для журналистского сообщества его профессионально-этические ценности, выступает миссия журналистики - ее предназначение, реализуемое через совокупность функций, актуальных для того или иного периода общественного развития.

Эти ценности нашли свое отражение в профессионально-этических кодексах, которые возникли в результате процесса рефлексии сознания профессиональной группы. По мнению С.К. Шайхитдиновой, - это своего рода «...синкрезис элементарных норм (привычек, обычаев, нравов) как «здравого смысла» культуры и ценностей, функция которых в оптимизации, повышении эффективности деятельности» <http://www.mediascope.ru/node/812>.

Изменения ценностей социальной среды СМИ, связанные с переходом к рыночной экономике, трансформацией политической системы, технологической революцией, распространением интернета, преобразования медиасистем и бизнеса средств массовой информации, протекающие на фоне все более глубокого взаимопроникновения бизнеса и политики, приводят к серьезным подвижкам в понимании фундаментальных и этических основ самой журналистики.

Отделить журналистику как институт, предоставляющий обществу объективную и достоверную информацию о действительности, от других потоков массовых коммуникаций (реклама, пиар, индустрия развлечений и политическая пропаганда) становится все труднее.

Международное журналистское сообщество пытается противостоять этим процессам, создавая организации, цель которых - исследование основополагающих ценностей современной журналистики. Так, еще в 1997 г. в Америке был создан «Comitteeof Concerned Journalists», где в течение нескольких лет среди журналистов и аудитории проводились социологические исследования, главной целью которых было выявление фундаментальных ценностей и мотиваций, управляющих современным журналистским сообществом, а также степени их адекватности ожиданиям аудитории. Результаты этой многолетней работы были обобщены в книге «The Elements of Journalism: What Newspeople Should Know and the Public Should Expect». Международная и Европейская федерации журналистов выступили иннициаторами движений «Ethical Journalism Initiative» <http://www.mediascope.ru/node/812> и «Stand up for Journalism», цель которых - возвращение в журналистику ее главных ценностей: свободы слова и качества публикуемой информации.

Динамику изменений ценностей российского журналистского сообщества мы можем проследить, сравнив Кодекс профессиональной этики журналиста, принятый I съездом журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 г., то есть первый в истории отечественной журналистики этический документ, с Кодексом профессиональной этики российского журналиста, одобренным Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г. и являющимся первым этическим документом в постсоветской журналистике, а также с последующими кодексами.

Из сопоставления этих документов следует, что профессионально-этические ценности, декларируемые российским журналистским сообществом, также подверглись изменению. В Кодексе российского журналиста уже не упоминаются ни морально-нравственные ориентиры, ни такие этические принципы, как социальная ответственность журналиста, добросовестность, честность и уважение к общечеловеческим ценностям. «Правдивость и объективность» трансформируются в «достоверность». Зато появляются новые: признание юрисдикции исключительно своих коллег (при соблюдении законов), сохранение конфиденциальности источника, противодействие экстремизму, недопустимость злоупотребления скрытой рекламой, невозможность совмещать статус журналиста с государственными должностями, право на отказ от выполнения задания и право на защиту.

Не содержат упоминаний о честности, добросовестности и социальной ответственности журналиста ни Московская хартия журналистов (1994), которая почти слово в слово повторяет Кодекс российского журналиста, ни Хартия телерадиовещателей (1996), в которой, впрочем, упоминаются развитие национальных культурных ценностей и защита общественного здоровья и нравственности.

Мы можем констатировать, что изменение ценностей социальной среды средств массовой информации, а именно ценностное оформление потребностей и, как следствие, ослабление комплекса надличностных ценностей, отразилось на декларируемых ценностях журналистского сообщества. И прежде всего это коснулось категорий профессиональной морали, определяющих основу профессиональной позиции журналиста как человека, идентифицирующего себя с профессиональной общностью, то есть самого главного: ценностей - целей профессии. Прояснить нравственный смысл профессии российский журналист с принятием последних отечественных кодексов может, только обратившись к международным этическим документам. Если же говорить об инструментальных ценностях, то мы видим, что акцент сместился с ответственности, вплоть до исчезновения механизма возложения ответственности, на права, но в то же время появились попытки сдерживания возможных злоупотреблений.

Естественно предположить, что в таких условиях процесс саморегулирования средств массовой информации неизбежно должен «пробуксовывать», наталкиваясь на противоречия между исторически сложившейся миссией журналистики, декларируемыми ценностями журналистского сообщества и реальными ценностями его членов и социальной среды средств массовой информации.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня ценностные ориентации журналистов переживают значительные изменения ввиду экономических, политических и культурных преобразований в обществе. Нельзя не отметить, что и сами средства массовой информации являются производителями ценностей социума, ведь в образе журналиста получают отражение коллективные представления о человеке, о нашем современнике.

Ценностные ориентации журналистов, как и представителей других профессий, возрастных групп, да и общества в целом динамичны. Внимание к их изменению в настоящее время - один из обсуждаемых вопросов в журналистике.

Журналистика формирует ценностное отношение к различным явлениям социальной жизни: политическим, экономическим, правовым, этическим, моральным, эстетическим, философским и т.д. Поэтому аксиологические (теория ценностей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, раздел философии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F>) функции журналистики нацелены:

на распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры и, в конечном счете, на формирование творческой личности;

формирование в процессе общения, взаимодействия, самосовершенствования оценочного отношения к миру в его эстетическом, этическом, религиозном и других аспектах;

на выработку ценностных ориентаций граждан.

В каждой конкретной ситуации журналист совершает свой моральный выбор, исходя не только из общечеловеческих ценностей, но и на основе личных убеждений и взглядов.

При этом ни один поступок не может быть совершен индивидом, если тот не испытывает в нем некой заинтересованности. Значит, если бы профессиональная мораль журналиста не выработала механизмов, соединяющих общественный интерес с личным, она вообще не могла бы быть действенной.

Таким образом, рассмотрев общие принципы журналистской этики и механизм их функционирования, мы можем сказать, что принятие личностью тех или иных моральных ценностей - не одномоментный акт внезапного «прозрения», а длительный процесс, связанный и с моральным выбором, и с осознанием личной ответственности перед обществом. Впрочем, было бы ошибочно полагать, что этические принципы - единственный критерий нравственности журналистской деятельности. Ведь не всегда общепринятые моральные предписания срабатывают впрямую. В иных ситуациях журналист вынужден соотносить свои поступки не с общими нравственными принципами, а с профессиональными нормами, не сводимыми к общим моральным установкам.

Проведенное сравнение обнаруживает большую разницу между двумя поколениями журналистов в их восприятии профессиональных ценностей. Старшее поколение проявляет преданность своим убеждениям, которые были заложены и развиты советской школой журналистики в университете и далее в редакции, с главным принципом - действовать как социальный организатор.

Поэтому советские практики могут быть определены как социально ответственные профессионалы, поддерживающие социальный порядок в обществе, их добровольный альянс с местной властью совершенно естественен.

Новое поколение журналистов, наоборот, обнаруживает отсутствие собственных убеждений, когда, с одной стороны, пытается имитировать западную идею объективной журналистики, а с другой стороны, безболезненно игнорирует ее как абсолютно невостребованную текущей практикой.

То есть, новое поколение принимает ответственность прежде всего перед нанимателем за те результаты, которые тот ожидает от работы. Именно молодые журналисты определили профессиональную ответственность журналиста как соблюдение правил игры. Интересно и то, что именно молодежь считает, что журналистская профессия не имеет ценностей вовсе.

По их мнению, понятие морали трудно применимо к журналистике.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: