Социально-экономическая политика правительства

 

Даже такой ненавистник царя-патриота и апологет революционных народников, как профессор Н.А. Троицкий, вынужден признать, что время правления Александра III «не было беспросветным во всех отношениях», поскольку «наблюдался заметный экономический прогресс» и Российская империя за долгие годы своего существования впервые «добилась финансовой стабилизации». Все эти достижения стали возможны, прежде всего, потому, что во главе финансово-экономического блока правительства страны стояли такие видные представители «либеральной бюрократии», как Николай Христианович Бунге, Иван Александрович Вышнеградский и Сергей Юльевич Витте, которые поочередно сменяли друг друга на ключевом посту министра финансов Российской империи.

 

А) Аграрно-крестьянский вопрос

 

Политика правительства в этой сфере носила противоречивый и во многом непоследовательный характер, сочетая в себе как прогрессивные, так и консервативные черты. В начале 1880-х гг. по инициативе нового министра финансов Н.Х. Бунге вышло несколько законодательных актов, ставших логическим продолжением аграрных и финансовых преобразований 1860-х гг.

• 28 декабря 1881 г. Александр III подписал указ о существенном снижении всех выкупных платежей за надельную крестьянскую землю и о прекращении с 1 января 1883 г. временнообязанного состояния крестьян, не вышедших на выкуп земли.

• 18 мая 1882 г. император подписал еще два прогрессивных законодательных акта. Один из них отменял архаичную подушную подать и вводил с 1 января 1887 г. более прогрессивный налог с имущества. Другой законодательный акт учреждал Крестьянский поземельный банк, который был призван снять остроту аграрного вопроса путем выдачи крестьянам или сельским общинам льготных кредитов на приобретение земли. По данным отечественных историков, в результате деятельности Крестьянского поземельного банка только в 1883―1900 гг. крестьянам и их общинам было продано свыше 5 млн десятин земли, в результате чего резко возросло количество крестьянских хозяйств капиталистического типа.

Наряду с прогрессивными мерами правительства, в 1880―1890-е гг. была издана целая серия законодательных актов, направленная на консервацию патриархальных устоев крестьянской семьи и крестьянской общины. В частности, чтобы предотвратить участившиеся земельные разделы в крестьянской семье, в марте 1886 г. правительство издало закон, по которому семейный раздел земли мог быть осуществлен только с согласия «большака», т. е. главы семейства, и с разрешения квалифицированного большинства членов сельского схода.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения аграрной реформы 1861―1863 гг. среди государственных чиновников определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые (Н.А. Милютин) полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст мощный слой собственников, который станет надежной опорой самодержавия и основой социальной стабильности в стране. Другие (В.Н. Панин, П.П. Гагарин), напротив, рассматривали общину как основной фискально-полицейский институт в деревне и важнейший фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства.

Исходя из этих соображений, в конце 1880-х — начале 1890-х гг. был издан целый пакет законодательных актов, направленных на укрепление крестьянской общины.

1) 13 июня 1889 г. правительство специальным законодательным актом существенно ограничило свободное переселение крестьян и обязало местную администрацию насильно высылать переселенцев на прежние места их проживания.

2) 8 июня 1893 г. был издан закон, который серьезно ограничил земельные переделы в крестьянской общине. В соответствии с его основными положениями разрешалось проводить очередной передел земли не чаще одного раза в 12 лет, причем только с согласия квалифицированного большинства домохозяев, проживающих в данной общине.

3) 14 декабря 1893 г. вышел очередной законодательный акт «О некоторых мерах к предупреждению отчуждаемости крестьянских надельных земель», в соответствии с которым запрещалось закладывать в банки крестьянские надельные земли, а арендная сдача наделов земли ограничивалась пределами крестьянской общины. По тому же закону отменялись некоторые «Положения о выкупе земли» 1861 г., по которому крестьяне могли досрочно выкупить свои наделы земли и выделиться из общины.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: