Цель: выявить уровень развития навыков, связанных с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке.
Материал, содержание и критерии оценки результатов представлены в констатирующем эксперименте.
Обратимся к результатам проведенной методики. В ЭГ 5 детей, что составляет 42% от числа всех испытуемых, имеют недостаточный уровень. Андрей Ч., Ваня А. и другие дети не справились с заданием даже с помощью взрослого, показали очень слабый результат. Близкий к достаточному уровень наблюдался у 4 детей (33%). Так, например, Аня А. справились с заданием с помощью взрослого, допускали неточности в действиях. Достаточный уровень выявлен у 3 детей 25% от числа всех испытуемых. К этой группе относятся: Алина З., Илина З. и АдаП.
В КГ недостаточный уровень был выявлен у 4 детей, что составляет 33% от числа всех обследуемых (Ваня Д., Даниил С., Ирина К., Мария О.). Близкий к достаточному уровень показали 7 детей (59%) (Артем У., Артем Ф., Варвара Ч., Вова В., Игорь К., Варвара Я., Кира Р.). достаточный уровень выявлен у 1 ребенка (8%) – это Дана Т.Количественные результаты диагностического задания представлены в таблице 8 (Приложение 4).
|
|
Таблица 8 – Количественные результаты диагностического
задания «Кубики».
Группа | Недостаточный уровень | Близкий к достаточному уровень | Достаточный уровень |
ЭГ | 5 (42%) | 4 (33%) | 3 (25%) |
КГ | 4 (33%) | 7 (59%) | 1 (8%) |
После проведения всех диагностических методик на контрольном этапе эксперимента мы распределили всех детей по трем уровням развития мелкой моторики и сравнили результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента (таблица 9), таблицы сравнительных результатов представлены в приложении (Приложение 4). Уровни развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста подробно описаны в параграфе 2.1.
Таблица 9 - Уровни развития мелкой моторики
у детей старшего дошкольного возраста на
контрольном этапе в экспериментальной и контрольной группе
Группа | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
ЭГ | 2 (17%) | 8 (66%) | 2 (17%) |
КГ | 4 (34%) | 7 (58%) | 1 (8%) |
Количественные результаты уровней развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста контрольного этапа эксперимента также представлены в виде гистограммы (Рисунок 2). Сравнительные результаты на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в виде гистограммы (Рисунок 3).
|
|
Рисунок 2 - Количественные результаты уровней уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраст а(контрольный этап эксперимента)
Рисунок 3 – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
|
|
Таким образом, результаты сравнения констатирующего и контрольного этапов эксперимента показали, что уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе после проведения формирующего этапа изменился в лучшую сторону. 24% детей перешли с недостаточного уровня развития данных представлений на близкий к достаточному, а с близкого к достаточному на достаточный перешли 8% детей.
Вывод по II главе
В результате анализа литературы были определены показатели, критерии и уровни развития мелкой моторики старших дошкольников. Показатели развития мелкой моторики: навыки и умения владения инструментом; навыки и умения связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке; навыки, связанные с выработкой качеств движения, от которых зависит качество линий и закраски в рисунке. Критерии развития мелкой моторики старших дошкольников: умение свободно владеть карандашом при различных приемах рисования, навык держания карандаша (исходное положение), навык положения руки с карандашом при рисовании вертикальных и горизонтальных линий и другими.
По трем уровням развития мелкой моторики можно проводить наблюдение за ее развитием. Проведя констатирующий этап эксперимента, получили, что большая часть всех детей показали близкий к достаточному уровень развития мелкой моторики; у меньшего числа из них - достаточно развита мелкой моторики; и довольно большой процент детей имеют недостаточно развитую мелкую моторику, которые должны иметь дети рассматриваемого возраста.
ОД по лепке были организованны таким образом, чтобы развивать у детей старшего дошкольного мелкую моторику. Если учесть, что после их проведения 24% детей перешли с недостаточного уровня развития данных на близкий к достаточному, а с близкого к достаточному на достаточный перешли 8% детей, то можно сказать, что ОД по лепке предложенные нами по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста был подобран правильно в соответствии с возрастными особенностями детей.
Заключение
Изучив и обобщив данные психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что в последние годы активизировался интерес к данной теме. Всё больше публикаций теоретических и практических материалов посвящено вопросам развития мелкой моторики у детей. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышления ребенка.
Сопоставляя данные многих экспериментальных исследований, указывающих на тесную связь функции руки и речи, опираясь на данные электрофизиологических опытов известно, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от мускулатуры рук. Влияние импульсации с мышц руки наиболее ощутимо в детском возрасте, когда идет формирование речевой моторной области. Систематические упражнения по тренировке пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста желательно проводить ежедневно, уделяя ей хотя бы по 3 - 5 минут на ОД по «Художественному развитию». С этой целью могут быть использованы разнообразные ОД по лепке, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют вместе с тем повышению внимания и работоспособности детей.
Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, лепку рекомендуется включать в индивидуальные ОД, где ребёнок выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются и дети выполняют их активно.
|
|