Влияние финансово несостоятельных организаций на экономику страны

Предпринимательские риски как фактор наступления несостоятельности

Два взгляда на сущность риска.

риск – воз­можная неудача или материальные потери, которые могут на­ступить в результате реализации выбранного в условиях неоп­ределённости курса действий.

риск – предполагаемая удача, т. е. возможностью полу­чить больший доход, чем планировался при принятии решения.

широкое определение рис­ка: «это образ действий в неопределённой об­становке».

детальное определение риска: Риск - это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределённости её результата и возможном наступлении неблагоприятных последствий.

С точки зрения фин-хоз деятельности предприятия экономический риск – деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределённости в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неуда­чи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтер­нативах.

Разновидности риска:

1) Производственный риск – связанный с произ­водством продукции, оказанием услуг, продажей товаров, вы­полнением работ (причины: рост цен на основные материа­лы, увеличение тарифов на услуги, забастовки рабочих) (послед­ствия: увеличение затрат на производство или уменьшение объёмов производ­ства.

2) Коммерческий риск – возникает в процессе реализа­ции продукции, товаров, услуг, произведённых или закуплен­ных предприятием для перепродажи (причины: сокращение объёмов реализа­ции из-за изменения конъюнктуры рынка, рост ком­мерческих расходов) (последствия: снижение доходов предприятия, уменьшение рента­бельности продаж).

3) Финансовый риск – возникает в сфере от­ношений предприятия с кредитными организациями и другими финансовыми институтами. чаще всего приводит к не­состоятельности.

Причины кризисных явлений в деятельности организации

Кризис деятельности организации – это состояние неустойчивости, порождаемое внешними и внутренними факторами, которое периодически переживает любая функционирующая система.

Причины кризиса – противоречия в деятельности организаций, по причине двух тенденций: функционирова­ния и развития.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение целостности и качественной опре­делённости. сдерживает процесс развития

Развитие - это приобретение новых сущностных характеристик, укрепляющих позиции. видоизменяет многие процессы функционирования

Указанные тенденции свя­заны между собой. Связь между ними имеет диалектический характер. Функционирование, а развитие.

Управление достигнутым функционированием носит ста­билизирующий характер. Управление развитием всегда носит инновационный характер, разрушающий достигнутый уровень функционирования. Эта взаимосвязь приводит к возникновению кризисных явлений в дея­тельности предприятия.

Кризисные явления в деятельности предприятий – это не­предвиденные потери, возникающие в результате неизбежного выбора для достижения поставленной цели одного из несколь­ких курсов действий в условиях неопределённости экономиче­ской ситуации, которые приводят к несостоятельности.

На кризисное развитие ока­зывают влияние факторы: внешние и внутренние, общие и специфические.

Внешние факторы характеризуют общую экономическую ситуацию, в которой функционирует предприятие и от которой оно зависит, так как является частью экономической системы.

Внутренние факторы кризисного развития связаны с дея­тельностью самого предприятия. Напри­мер, деловые и социально-психологические конфликты, неэф­фективная организация работы, низкий профессионализм пер­сонала, старение используемого оборудования и технологий, просчёты в финансовой стратегии, ошибки в обосновании эко­номических решений и выборе курса действий, неудачный мар­кетинг и многое другое.

эффективное управление предприятием должно включать в себя антикризисную составляющую.

Экономическая сущность несостоятельности (банкротства) предприятий

Последст­вия кризисных ситуаций и возможность выхода из них опреде­ляются величиной ущерба, нанесённого предприятию наступле­нием рискового события.

Ущерб финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятия от наступления рискового события определяется абсолют­ным или относительным уровнем потерь.

В абсолютном выра­жении риск – величина возможных потерь в материальном де­нежном выражении,

В относительном выражении риск – величина возможных потерь, за которую принимается либо уменьшение капитала организации, либо совокупные затраты, либо ожидае­мый доход.

В зависимости от величины понесённых потерь, следующие зоны риска:

1) Зона, в которой не ожидаются потери чистого дохода (прибыли), безрисковая зона»;

2) Зона, в пределах которой возникают потери меньше ожидаемой прибыли, «зона допустимого риска»;

3) Зона, в пределах которой возникают потери выше ожидаемой прибыли, «зона критического риска»

4) Зона, в которой область потерь превосходит критический уровень и приводит к потере собственного капитала организации, «зона катастрофического рис­ка».

Несостоятельность – финансовое состояние предприятия, при котором оно не спо­собно в установленные законом сроки погасить денежные обя­зательства и уплатить обязательные платежи. Если предприятие в течение установленного законом срока не сможет са­мостоятельно восстановить свою платежеспособность, то необратимая несостоятельность.

Банкротство – результат признания арбитражным судом акта необратимой несостоятельности в законодательно установ­ленном порядке. банкрот­ство - это внешняя форма проявления несостоятельности.

В основе факта несостоятельности предприятия лежат экономические причины

Влияние финансово несостоятельных организаций на экономику страны

Негативное влия­ние финансово несостоятельных предприятий на экономику страны выражается в сле­дующем:

а) создают серь­ёзные проблемы для успешно работающих предприятий и орга­низаций, нанося им материальный ущерб.

б) осложняют формирование доходной части государственного, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.

в) неэффективно используют финансовые ресурсы и негативно влияют на уро­вень доходности вложенного капитала в целом.

г) вынуждены сокращать масштабы деятельности, снижать размеры заработ­ной платы, сокращать рабочие места, что вызывает социальную напряжённость в обществе.

Государство, воздействуя на экономику посредством зако­нодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субси­дий, льгот, кредитования, осуществления государственных со­циальных и экономических программ, должно минимизировать негативное влияние несостоятельных организаций на экономику и общество.

6. Основные направления государственного антикризисного регули­рования экономики

Цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов государства и общества в целом.

Участие государства в регулировании деятельности хозсубъектов обусловлено двумя задачами:

· профилактикой кризисных потрясений и падения уровня жизни населения;

· поступательным развитием национальной экономики.

В процессе антикризисного управления госу­дарство решает две задачи:

· не допустить кризисного разрушения предприятий, которые имеют ресурсы для продолжения деятельности (господдержка);

· отсечение у простаивающих предприятий кри­зисных сегментов (государственная са­нация).

1) Нормативно-законодательная деятельность государства, например антимонопольное законодательство, наряду с которым применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, на­логи, государственные субсидии.

Осуществляется гос.управление предприятиями, имеющими высокое значение для экономики и общества, нуждающимися в государственной поддержке (военные, оборонные, АЭС, учреждения науки, культуры).

2) Денежно-кредитное регулирование – воздей­ствие государства через ЦБ на денежное обращение и объём денежной массы.

3) Налоговое регулирование – установ­ление объектов налогообложения, назначения и дифференциа­ции налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов.

4) Бюджетное регулирование – одним от­раслям, сферам, социальным группам населения могут быть вы­делена большая часть бюджета.

5) Ф инансовый кон­троль – контроль поступления и расходования бюджетных средств; пресечение финансовых злоупотреблений.

6) Социальная политика: – политика цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, создание центров занятости.

Обязательного вмешательства государства в экономику требуют такие отрицательные явления и тенденции, как спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, струк­турная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкуренто­способность отечественной продукции на мировом рынке, ухудшение окружающей среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: