Предпринимательские риски как фактор наступления несостоятельности
Два взгляда на сущность риска.
риск – возможная неудача или материальные потери, которые могут наступить в результате реализации выбранного в условиях неопределённости курса действий.
риск – предполагаемая удача, т. е. возможностью получить больший доход, чем планировался при принятии решения.
широкое определение риска: «это образ действий в неопределённой обстановке».
детальное определение риска: Риск - это ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределённости её результата и возможном наступлении неблагоприятных последствий.
С точки зрения фин-хоз деятельности предприятия экономический риск – деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанная с преодолением неопределённости в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах.
|
|
Разновидности риска:
1) Производственный риск – связанный с производством продукции, оказанием услуг, продажей товаров, выполнением работ (причины: рост цен на основные материалы, увеличение тарифов на услуги, забастовки рабочих) (последствия: увеличение затрат на производство или уменьшение объёмов производства.
2) Коммерческий риск – возникает в процессе реализации продукции, товаров, услуг, произведённых или закупленных предприятием для перепродажи (причины: сокращение объёмов реализации из-за изменения конъюнктуры рынка, рост коммерческих расходов) (последствия: снижение доходов предприятия, уменьшение рентабельности продаж).
3) Финансовый риск – возникает в сфере отношений предприятия с кредитными организациями и другими финансовыми институтами. чаще всего приводит к несостоятельности.
Причины кризисных явлений в деятельности организации
Кризис деятельности организации – это состояние неустойчивости, порождаемое внешними и внутренними факторами, которое периодически переживает любая функционирующая система.
Причины кризиса – противоречия в деятельности организаций, по причине двух тенденций: функционирования и развития.
Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение целостности и качественной определённости. сдерживает процесс развития
Развитие - это приобретение новых сущностных характеристик, укрепляющих позиции. видоизменяет многие процессы функционирования
Указанные тенденции связаны между собой. Связь между ними имеет диалектический характер. Функционирование, а развитие.
|
|
Управление достигнутым функционированием носит стабилизирующий характер. Управление развитием всегда носит инновационный характер, разрушающий достигнутый уровень функционирования. Эта взаимосвязь приводит к возникновению кризисных явлений в деятельности предприятия.
Кризисные явления в деятельности предприятий – это непредвиденные потери, возникающие в результате неизбежного выбора для достижения поставленной цели одного из нескольких курсов действий в условиях неопределённости экономической ситуации, которые приводят к несостоятельности.
На кризисное развитие оказывают влияние факторы: внешние и внутренние, общие и специфические.
Внешние факторы характеризуют общую экономическую ситуацию, в которой функционирует предприятие и от которой оно зависит, так как является частью экономической системы.
Внутренние факторы кризисного развития связаны с деятельностью самого предприятия. Например, деловые и социально-психологические конфликты, неэффективная организация работы, низкий профессионализм персонала, старение используемого оборудования и технологий, просчёты в финансовой стратегии, ошибки в обосновании экономических решений и выборе курса действий, неудачный маркетинг и многое другое.
эффективное управление предприятием должно включать в себя антикризисную составляющую.
Экономическая сущность несостоятельности (банкротства) предприятий
Последствия кризисных ситуаций и возможность выхода из них определяются величиной ущерба, нанесённого предприятию наступлением рискового события.
Ущерб финансово-хозяйственной деятельности предприятия от наступления рискового события определяется абсолютным или относительным уровнем потерь.
В абсолютном выражении риск – величина возможных потерь в материальном денежном выражении,
В относительном выражении риск – величина возможных потерь, за которую принимается либо уменьшение капитала организации, либо совокупные затраты, либо ожидаемый доход.
В зависимости от величины понесённых потерь, следующие зоны риска:
1) Зона, в которой не ожидаются потери чистого дохода (прибыли), безрисковая зона»;
2) Зона, в пределах которой возникают потери меньше ожидаемой прибыли, «зона допустимого риска»;
3) Зона, в пределах которой возникают потери выше ожидаемой прибыли, «зона критического риска»
4) Зона, в которой область потерь превосходит критический уровень и приводит к потере собственного капитала организации, «зона катастрофического риска».
Несостоятельность – финансовое состояние предприятия, при котором оно не способно в установленные законом сроки погасить денежные обязательства и уплатить обязательные платежи. Если предприятие в течение установленного законом срока не сможет самостоятельно восстановить свою платежеспособность, то необратимая несостоятельность.
Банкротство – результат признания арбитражным судом акта необратимой несостоятельности в законодательно установленном порядке. банкротство - это внешняя форма проявления несостоятельности.
В основе факта несостоятельности предприятия лежат экономические причины
Влияние финансово несостоятельных организаций на экономику страны
Негативное влияние финансово несостоятельных предприятий на экономику страны выражается в следующем:
а) создают серьёзные проблемы для успешно работающих предприятий и организаций, нанося им материальный ущерб.
б) осложняют формирование доходной части государственного, региональных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов.
в) неэффективно используют финансовые ресурсы и негативно влияют на уровень доходности вложенного капитала в целом.
|
|
г) вынуждены сокращать масштабы деятельности, снижать размеры заработной платы, сокращать рабочие места, что вызывает социальную напряжённость в обществе.
Государство, воздействуя на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ, должно минимизировать негативное влияние несостоятельных организаций на экономику и общество.
6. Основные направления государственного антикризисного регулирования экономики
Цель государственного регулирования экономики - соблюдение интересов государства и общества в целом.
Участие государства в регулировании деятельности хозсубъектов обусловлено двумя задачами:
· профилактикой кризисных потрясений и падения уровня жизни населения;
· поступательным развитием национальной экономики.
В процессе антикризисного управления государство решает две задачи:
· не допустить кризисного разрушения предприятий, которые имеют ресурсы для продолжения деятельности (господдержка);
· отсечение у простаивающих предприятий кризисных сегментов (государственная санация).
1) Нормативно-законодательная деятельность государства, например антимонопольное законодательство, наряду с которым применяются методы нормативно-ориентирующего воздействия: влияние на ценообразование, налоги, государственные субсидии.
Осуществляется гос.управление предприятиями, имеющими высокое значение для экономики и общества, нуждающимися в государственной поддержке (военные, оборонные, АЭС, учреждения науки, культуры).
2) Денежно-кредитное регулирование – воздействие государства через ЦБ на денежное обращение и объём денежной массы.
3) Налоговое регулирование – установление объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов.
4) Бюджетное регулирование – одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделена большая часть бюджета.
|
|
5) Ф инансовый контроль – контроль поступления и расходования бюджетных средств; пресечение финансовых злоупотреблений.
6) Социальная политика: – политика цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, создание центров занятости.
Обязательного вмешательства государства в экономику требуют такие отрицательные явления и тенденции, как спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, ухудшение окружающей среды.