Антикризисная кадровая / управленческая стратегия

Центральной проблемой антикризисного менеджмента является обеспечение непрерывности функционирования персонала организации как основы для осуществления конверсионных преобразований и выхода из кризиса.

В общем виде управление персоналом кризисной организации включает:

1. оценку персонала в кризисной динамике;

2. планирование перспективной кадровой структуры (кризисной и посткризисной);

3. прием и увольнение работников;

4. общую подготовку и обучение работе в экстремальных условиях;

5. профилактику конфликтов.

Управление персоналом предприятий анализируется в функциональных срезах: маркетинг, производ­ство, финансы и кадры. Ответственность и полномочия делегиру­ются руководителям структурных подразделений, выделяются центры ответственности учета затрат и прибылей. Коллектив ак­тивно включается в реорганизацию структуры предприятия. 

Стратегии улучшения и усиления кадрового потенциала предприятия. Подбор на вакантные должности специалистов, отвечающих требованиям вре­мени. Смена руководства также необходима, если реализуются не­адекватные текущим условиям и долгосрочной стратегии методы.

Повышение квалификации персонала, устранение дублирова­ния, налаживание взаимодействия между подразделениями и цели оздоровления — главные звенья кадровой политики кризисного предприятия.

В большинстве случаев наблюдаемый избыток персонала на кризисных предприятиях — одна из причин высоких издержек производства и непродуктивного управления кадрами.

Стратегии внедрения новых методов управления. Борьба за рынки вы­нуждает пересмотреть отношения к роли стратегического планирования, контроллинга и мониторинга. Бюджетирование возвра­щается на качественно новой основе, совершенствуется информа­ционная база управления за счет приобретения готовых баз дан­ных и программных продуктов, используемых в различных аспек­тах деятельности (маркетинг, финансы, производство, кадры/ управление). Если программные продукты будут совместимы друг с другом, то появится возможность трансформации данных из раз­ных форматов документов и подразделений.

Реорганизация управления предприятием. На кризисных пред­приятиях возникает необходимость адаптации предприятия к по­требностям «профильного бизнеса» и пересмотру целесообразнос­ти сохранения непрофильных процессов. Для этого разрабатывает­ся новая организационная структура (введение новых функций, таких как финансовое планирование и контроль). Руководители подразде­лений (центров ответственности) должны приобрести соответству­ющие полномочия и ответственность за работу своего сектора. Для готовности адаптации к переменам в экономической обстановке не­обходимо внедрение новой культуры производства, ориентирован­ной на рынок.

Антикризисная финансовая стратегия

В наиболее общем виде антикризисное управление (АКУ) — система управления организацией, которая имеет комплексный характер и направлена на предотвращение и устранение неблагоприятных для бизнеса явлений.

Целями антикризисного управления с позиции финансового менеджмента являются восстановление финансовой устойчивости и платежеспособности организации, нарушенных кризисом, и минимизация потерь от снижения рыночной стоимости организации.

Эти цели определяют задачи антикризисного управления, стоящие перед финансовыми менеджерами организации:

· формирование финансовых ресурсов в объеме, необходимом для обеспечения финансового равновесия в краткосрочной и долгосрочной перспективах;

· повышение эффективности использования финансовых ресурсов;

· увеличение свободного денежного потока;

· оптимизация соотношения рисков и доходности по видам деятельности.

Стратегия повышения ликвидности активов. Направлена на рост стоимости чистых активов (собственного капитала) как не­обходимого условия соблюдения стратегического направления оздоровления: «финансовая реструктуризация — рост стоимости чистых активов при сокращении убытков и наращивании прибы­ли — достижение финансовых показателей, характеризующих рен­табельный и растущий бизнес».

Стратегия оптимизации структуры капитала. Направлена на достижение приемлемого соотношения долга и собственности, как правило, в общей сумме источников долгосрочного финансиро­вания (что и достигается ростом стоимости чистых активов), ми­нимизацию издержек на привлеченный капитал и, в конечном сче­те, рост рыночной стоимости бизнеса.

Стратегия улучшения системы учета и контроля издержек. Направлена на организацию системы управленческого учета в целях концентрации внимания руководства на выявление внут­ренних резервов, стратегическое и оперативное управление зат­ратами и прибылью, рост конкурентоспособности.

Стратегия оптимизации прибыли. Включает ужесточение конт­роля рентабельности продукции и стоимости операционных акти­вов, использование возможностей ценовой политики (арбитраж­ного ценообразования) и оптимизации ассортиментной политики. Стратегия преследует цель выявления добавленной стоимости, «спрятанной» внутри предприятия в возможных резервах подраз­делений (центров ответственности), способных увеличить свой вклад в покрытие постоянных затрат и получение желаемой прибыли.

 




double arrow
Сейчас читают про: