Состояние референтности

 

Групповая идентификация основывается на чувстве принадлежности к группе. Член группы отождествляет себя с той группой, к которой он, по его мнению, принадлежит. Процесс отождествления приводит к такому групповому состоянию, как референтность.

Референтность характеризуется тем, что членство в группе представляется для человека наиболее ценным и значимым.

Референтность группы достигается за счет социального сравнения участника с референтной группой, мотива аффилициации и чувства идентичности. Шериф в книге «Основы социальной психологии» (1948) различает два типа групп:

· актуальная группа членства;

· референтная группа, к которой человек причисляет себя психологически, или к которой он хотел бы принадлежать.

Группа членства может быть или не быть референтной. Что же касается референтной группы, то она может быть реальной или воображаемой. Это такая общность, на нормы, мнения и ценности которой человек ориентируется а своем поведении. Тернер считает, что референтной называется группа, которая психологически значима для установок и поведения индивида [100, с. 19].

Шибутани отмечает, что понятие референтной группы служит для обозначения такой группы, реальной или воображаемой, чья система взглядов используется индивидом как система эталонов. Референтная группа придерживается ценностей, соотнесением с которыми человек оценивает свои собственные поступки, его действия зависят от реальных или предполагаемых реакций других людей. Для каждого человека существует столь же много референтных групп, как и каналов коммуникации, в которых он участвует [108, с. 218].

Т. Ньюком (T. Newcomb) выделяет позитивные и негативные референтные группы. Позитивные – это группы, привлекательные для индивида, нормы и ценностные ориентации которых он внутренне принимает, принадлежность к которой он добивается, с ней он ощущает психологическую совместимость и отождествляет себя. Негативные – это группы, внутренне отвергаемые индивидом. Он не только не отождествляет себя с группой, но и использует ее для того, чтобы определить, кем он не является и кем не хочет быть. Человек сравнивает себя с позитивной референтной группой, чтобы определить, что он должен чувствовать, как ему следует себя вести. Человек сравнивает себя с негативной референтной группой, чтобы понять какие чувства не нужно испытывать и как не следует себя вести.

Например, для абитуриента, поступающего в вуз, позитивной референтной группой является группа студентов, а негативной должна быть группа наркоманов. Идеально, когда актуальная группа членства является одновременно и референтной для всех ее членов. В этом случае возникает состояние референтности группы, базирующееся на процессах эмоциональной идентификации.

Позитивные референтные группы оказывают влияние на своих реальных членов и на тех, кто стремится стать таковыми, что приводит к личному принятию норм данной группы. Негативные же референтные группы проявляют тенденцию навязывать свои нормы и ценности. Если человек не может избежать членства в какой-либо группе, он вынужден отдать себя на милость ее одобрения и неодобрения и санкций, которые она применяет. По сути, референтные группы – это источник убеждающего влияния. Группы членства (если они не являются позитивными референтными группами) принуждают к подчинению, навязывают публичное согласие с их нормами, следствием чего становится контрнормативное поведение [100, с. 20–21].

Г. Келли определял референтные группы, исходя из двух функций самореферентности: это группы, с которыми индивид сравнивает себя, чтобы оценить свое собственное положение и свои собственные установки; это группы, из которых человек черпает свои нормы и ценности. По его мнению, референтность группы выполняет две функции: нормативную и сравнительно-оценочную. Нормативная функция проявляется в том, что в результате референтности группы для ее членов устанавливаются определенные нормы и стандарты поведения, которых они сознательно придерживаются. Сравнительно-оценочная функция проявляется в том, что референтность предстает тем эталоном, той отправной точкой, с помощью которой человек оказывается способен оценивать себя и других.

Исследования Ньюкома показали, как люди постепенно усваивают нормы тех групп, членами которых становятся, и как продолжают следовать им в дальнейшем на протяжении многих лет. Эти исследования были проведены в Беннингтонском колледже, небольшом университетском колледже США для женщин. Студентки-первокурстницы – дочери богатых и привилегированных родителей – в основном придерживались консервативных политических и экономических взглядов. Преподаватели и студентки старших курсов, напротив, отдавали предпочтение либеральным ценностям. В течение нескольких лет, пока студентки учились в колледже, Т. Ньюком наблюдал за тем, как изменялись политические и экономические взгляды девушек. Большинство из них постепенно отказались от консервативных и реакционных взглядов, «привезенных» из дома, ради либеральных ценностей, которые были нормой для этого колледжа. Участие в жизни колледжа привело к кардинальным и устойчивым изменениям политических установок студенток. Когда спустя более четверти века Т. Ньюком вновь встретился с бывшими студентками, оказалось, что, покинув Беннингтонский колледж, они не вернулись к своим юношеским взглядам. Не только сами эти женщины были настроены более либерально, чем их ровесницы, принадлежащие к тому же социальному слою, но и их мужья. Т. Ньюком обнаружил также связь между их политическими установками и голосованием на президентских выборах 1960 года: выпускницы Беннингтонского колледжа голосовали за Кеннеди, а не за Никсона [63, с. 16–31].

Ньюком задался вопросом: как и почему взгляды студенток изменились во время учебы? Они быстро поняли, что в колледже популярны и уважаемы либеральные и радикальные установки и ценности. Эти взгляды разделяли и педагоги и студентки старших курсов – люди, занимающие престижные статусные позиции. Во время занятий, неформальных дискуссий, которые всячески поощрялись, студентки слышали радикальные суждения и аргументы защиты и критики оппонентов. В новой студенческой жизни было много привлекательного, а наиболее активные и популярные студентки-лидеры энергично пропагандировали либеральные ценности. Такие установки были непременным условием принадлежности к чрезвычайно сплоченному коллективу и вовлеченности в новую, привлекательную жизнь.

Однако изменились отнюдь не все студентки. Меньшинство консервативно настроенных девушек так и остались в стороне от жизни колледжа. Они были наименее популярны, практически не участвовали в общих мероприятиях, мало знакомились, образовали небольшую группу единомышленников, обычно держались обособленно. Преподаватели объясняли это чрезмерной зависимостью от родителей. Пребывание в стенах Беннингтонского колледжа вовсе не означало неизбежного принятия его норм и ценностей. Решающее значение имело то, что колледж стал позитивной референтной группой для большинства девушек. Более либеральные взгляды приобрели те девушки, которые были психологически включены в жизнь коллектива и идентифицировали себя со старшими, активными студентками и преподавателями. Для девушек, сохранивших консервативные взгляды, было характерно неучастие в жизни колледжа, референтной группой для них оставалась собственная семья [100, с. 26–28].

Для социального поведения большое значение имеет членство в референтной группе. Человек должен испытывать большое стремление к соответствию нормам тех людей, с которыми он чувствует психологическую связь, приобретенную в результате взаимозависимости, сходства и взаимной симпатии. В исследованиях Фестингера, Шехтера и др. получены доказательства того, какое большое значение в групповой жизни имеет такой фактор, как привлекательность группы. Так, установлена положительная связь между конформностью индивида по отношению к групповой норме и тем, насколько привлекательна для него эта группа. В опытах, проведенных под руководством Шерифа, обнаружено, что испытуемые с большей готовностью соглашались с мнением симпатичного им партнера, чем не симпатичного. Люди проявляют большую конформность по отношению к более привлекательным группам, чем по отношению к менее привлекательным, при условии, что они ощущают себя частью этих групп, воспринимают реакции большинства как групповую норму, понимают на чем основана сплоченность группы, и воспринимают групповую норму как релевантную задаче, стоящей перед группой, или верят, что конформность необходима, чтобы группа приняла их [100, с. 65–66].

Референтность группы – один из наиболее значимых мотивов совместной трудовой деятельности людей. Мотивируя человека на принадлежность к группе, референтность одновременно мотивирует его и на участие в совместной деятельности. Вот почему многие политические партии и движения стараются привлечь в свои ряды знаменитых людей, которые являются личностями, на которых ориентируются люди.

Таковы основные динамические процессы, которые определяют развитие групп. Вместе с тем исследование динамических процессов показало, что в своем развитии группы проходят через определенные стадии или этапы.

* * *

Малая группа как специфическая общность людей обладает социально-психологическими особенностями. Мы перечислили основные процессы, которые протекают во время непосредственного взаимодействия людей: общение, консолидация, лидерство, конкуренция, адаптация, принятие решения, эмоциональная идентификация. С помощью механизмов группового функционирования (групповых эффектов) малая группа развивается и достигает определенных уровней. Эти процессы, каждый в отдельности и все в целом, приводят к определенным групповым состояниям: подготовленности, направленности, организованности, активности, сплоченности, интегративности и референтности, которые, в свою очередь, являются компонентами такого совокупного состояния группы, как ее социально-психологический климат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: