Теория социальной идентичности

 

Теория социальной идентичности основана на идее о том, что люди всегда стремятся группироваться. Это стремление передается по наследству, поскольку люди понимают, что в группе легче прокормиться и защитить себя. Люди одобряют действия своей группы, ради нее умирают.

Социальная идентичностьэто процесс отождествления себя с другими людьми, членами референтной группы.

Тернер утверждал, что человека можно охарактеризовать по тому, к какой группе он принадлежит. Я-концепция включает осознание своей социальной идентичности. Основные положения данной теории:

1. Человек распределяет людей по категориям. Для него удобно категоризовать людей, включая и себя лично. Отнесение к категории – это наикратчайший путь поведать о человеке множество разных вещей.

2. Человек устанавливает свою идентичность. Он связывает себя с определенной группой, называя ее – наша группа.

3. Человек сравнивает себя с другими. Он противопоставляет свою группу (ingroup) чужим (outgroup) – людям вне нашей группы.

4. Человек оценивает себя посредством членства в своей группе. Ощущение того, что «мы вместе» усиливает его Я-концепцию. Это благоприятное для него чувство, поскольку он испытывает не только уважение к себе, но и гордость за нашу группу. Сознание того, что наша группа – самая лучшая, помогает ему чувствовать себя еще комфортнее.

При недостатке позитивной идентичности люди часто стараются оценивать себя, отождествляя с группой. Многие молодые люди, по мнению Майерса, обретают в принадлежности к группировке гордость, силу и идентичность. Пламенные патриоты, обычно отождествляют себя с целой нацией. Люди, оказавшиеся на краю отчаяния, часто идентифицируют себя с новыми религиозными движениями, группами взаимопомощи, тайными обществами [51, с. 301–302].

В серии экспериментов Тэджфел и М. Биллиг (M. Billig, 1971) показали, как не сложно спровоцировать благосклонное отношение к «нам» и несправедливое к «ним». Они доказали, что у людей существует склонность видеть мир сквозь призму дихотомии «мы-они», полагая при этом, что «мы» в чем-то лучше, чем «они». Деление на группы даже даже по самым минимальным различительным признакам приводит к групповому фаворитизму.

Групповой фаворитизмтенденция любым способом благоприятствовать своей группе.

Фаворитизм проявляется у людей всех возрастов вне зависимости от пола и национальности, но в особенности у тех, кто принадлежит к индивидуалистическим культурам. Люди, принадлежащие к коллективистическим культурам, в большей степени идентифицируют себя с теми, кто равен им по статусу, и относятся друг к другу более индифферентно. Люди также сильнее склоняются к предпочтению своей группы, когда она по сравнению с другими группами невелика и ниже их по статусу. Когда люди являются частью малой группы в многочисленном окружении, они отчетливее ощущают свою связь с ней. Когда люди являются частью большинства, они реже думают об этой своей группе [52, с. 302–303].

Ощущение идентичности тесно привязывает человека к той или иной группе. Процесс обретения социальной идентичности имеет огромное значение в межгрупповом поведении. Если наша группа по некоторым параметрам (таким как мастерство и общительность) считается явно превосходящей другие, человек также может греться в лучах ее славы. Чалдини доказал это на примере футбольных болельщиков своего колледжа. После ряда успешных выступлений футбольной команды колледжа болельщики с огромным удовольствием носили одежду и знаки отличия своего колледжа, чем после поражений. Их желание показать свою принадлежность к группе было явно связано с удачей их группы во встречах с другими группами. Люди ищут то, что в положительном смысле отличает их от других. Тэджфел называет «утверждением позитивного различия» [14, с. 565].

Теория социальной идентичности называет несколько причин того, почему люди объединяются в группы:

1. Группы помогают удовлетворять важные психологические и социальные потребности, например, потребности во внимании и любви, переживания чувства принадлежности.

2. Группы помогают в достижении целей, которые люди не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, люди способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться.

3. Группа обеспечивает человека знаниями и информацией, которые одиночке были бы недоступны.

4. Группы помогают удовлетворить потребность в чувстве безопасности; во многих случаях безопасность прямо связана с численностью группы.

5. Групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью Я-концепции; чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его Я-концепция [16, с. 401–402].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: