Теория социального сравнения (theory of social comparison) предложена Фестингером в 1954 г. В этой теории предпринимается попытка ответить на вопрос, каким образом поддержка окружающих, согласие с ними становится источником субъективной валидности об окружающем мире.
Социальное сравнение – это процесс сопоставления знаний о себе с мнением значимых (референтных) для человека людей в целях подтверждения правильности и надежности знаний о себе самом.
Основные положения теории заключаются в следующем:
1. Люди нуждаются в оценке своих суждений и способностей.
2. Оценивая самих себя, люди полагаются на процессы социального сравнения, и чем менее доступны объективные, несоциальные способы оценки (то есть тестирование физической реальности), тем больше люди полагаются на эти процессы. Чем не однозначна и не структурирована объективная реальность, тем чаще люди предпочитают методам ее физического тестирования процессы социального сравнения.
3. Людям свойственно стремление сравнивать себя только с теми, кто похож на них. Чем больше суждения и способности окружающих похожи на суждения и способности данного человека, тем больше они подходят на роль референтной группы. Человек не сравнивает себя с теми, кто весьма заметно отличается от него самого.
|
|
4. Чем больше способности и суждения человека соответствуют способностям и суждениям тех, с кем он сравнивает себя, тем более стабильна, корректна и точна информация, которую дает это сравнение, то есть тем более оно информативно.
5. Чем выше потребность человека в оценке собственных суждений и способностей, тем более он склонен к тому, чтобы быть привлекательным для своих единомышленников, и к уменьшению разницы между собой и ими (то есть он «движется в сторону своей референтной группы» и ищет возможности влиять на нее, чтобы по возможности сблизить позиции). Человек делает это для увеличения «социальной сравнимости» между собой и окружающими. Если речь идет о сравнении способностей, то подобная ситуация приводит к возникновению «соревновательных» тенденций: у человека появляется желание быть немного лучше других.
Основная идея этой теории заключается в том, что тяга человека к похожим на него людям, формирование группы, соперничество и групповое давление порождены потребностью человека в самооценках через сравнение с теми, кто похож на него. Люди ищут своих единомышленников, присоединяются к ним, отвергают «девиантов», чьи суждения сильно отличаются от их собственных, влияют на других и испытывают давление с их стороны, и все это делают для того, чтобы иметь возможность информативно сравнить себя с окружающими и получить стабильные, корректные и точные сведения о себе.
|
|
В качестве доказательства справедливости этой теории Фестингер приводит следующие аргументы:
· человек, отличающийся от окружающих не уверен в самооценке;
· сходство с референтной группой внушает человеку уверенность в себе и чувство стабильности;
· обратная связь (то есть возможность получить подтверждение собственной правоты и компетентности тестированием физической реальности) снижает степень влияния окружающих;
· человек «сближается с теми, кто похож на него, и предпочитает сравнивать себя именно с ними» [100, с. 49].
Теория аффилиации
Психолога С. Шехтера в 1959 г. заинтересовало при каких условиях человек объединяется с другими людьми. Опираясь на теорию социального сравнения, он утверждал, что одним из мотивов, которыми руководствуется человек, стремящийся к аффилиации с другими людьми, является поиск сравнительной информации для уменьшения неуверенности относительно собственных чувств и реакций.
Аффилиация – это мотивация объединения с подобными себе людьми в целях социального сравнения.
Шехтер разработал сценарий экспериментов, который позволил ему вначале ставить испытуемого в необычную и стрессовую ситуацию, а затем давать ему возможность оказаться вместе с другими испытуемыми. В эксперименте участвовали студентки, по 5-8 человек в каждой группе. Когда они по отдельности входили в лабораторию, их встречал психиатр, который говорил им, что эксперименты связаны с изучением влияния электрического шока.
В первой серии экспериментов нужно было очень напугать испытуемых. Психиатр описывал электрошок как нечто исключительно пугающее, опасное для здоровья. Во второй серии испытуемых нужно было просто припугнуть, электрошок описывался как что-то приятное, похожее на щекотку или легкое покалывание. Испытуемым сказали, что они могут ждать эксперимента поодиночке или с остальными участницами. На этом эксперимент закончился, и никаких электрошоков не было. Из числа тех, кто участвовал в «страшном опыте» 63 %, и тех, кто участвовал в «нестрашном опыте» 33 %, предпочли до опыта пообщаться с другими и обменяться с ними чувствами.
Результаты свидетельствуют о том, что переживание бурных эмоций и сильного страха вселяет в испытуемых неуверенность, они не понимают, что должны чувствовать, как им следует себя вести. Они ищут общества своих «товарищей по несчастью», чтобы сравнить себя с ними, получить информацию об их чувствах и приобрести большую уверенность. Результаты показали, что, чем большую неопределенность люди ощущают в отношении своих чувств и поведения, тем сильнее проявляется тенденция к аффилиации с подобными себе для социального сравнения [100, с. 49–51].