Следующим, не менее важным фактором выбора гражданами места своего жительства, является уровень развития образовательной деятельности для дошкольников, школьников и взрослых. Органы местного самоуправления, в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организуют предоставление услуг в сферах дошкольного, общего и дополнительного образования, и даже могут создавать муниципальные организации высшего образования, а, следовательно, оказывают решающее воздействие на состояние образовательной сферы на территории муниципалитета.
Позитивные изменения в сфере образования, о которых население своевременно информируется, также способствуют естественному приросту населения и благоприятному течению миграционных процессов.
Основной инструментарий воздействия на образовательную сферу уже сегодня находится в руках муниципалитета – это действующие учреждения дошкольного, общего и дополнительного образования. При этом необходимо учитывать развитие города в сфере социальной инфраструктуры в стратегических документах, муниципальных программах, документах территориального планирования и иных документах, в целях своевременного реагирования на запросы жителей и изменения в их размещении.
Целями деятельности органов местного самоуправления в данной сфере становятся:
«Обеспечение более 100 % детей в возрасте от 1,5 до 7 лет включительно дошкольными образовательными услугами к 2030 году»
«Обеспечение не менее 85 % детей от 5 лет до 18 лет услугами дополнительного образования к 2030 году»
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1. В течение 2020 года:
1.1. Провести инвентаризацию действующей системы дошкольного образования с целью выявления возможностей приема дополнительного количества обучающихся, не нарушая нормативы по наполнению групп и обеспечению воспитанников дополнительными помещениями.
1.2. Определить источники получения образовательными учреждениями внебюджетных доходов, в направлениях, разрешенных действующим законодательством, в том числе за счет оказания дополнительных образовательных услуг.
1.3. Разработать муниципальную программу на срок до 2023 года включительно, предусматривающую развитие системы образования и достижение значений целевых показателей, указанных в стратегии.
2. До конца 2023 года:
2.1. Создать систему выявления талантов обучающихся в дошкольных учреждениях и в начальной школе, и систему поощрения наиболее успевающих учеников всех ступеней обучения, включая оплату за счет бюджета города и внебюджетных источников их дополнительных занятий в тех сферах, в которых они преуспели.
2.2. Внедрить систему контроля состояния здоровья обучающихся и использования здоровьесберегающих технологий обучения (в том числе с использованием ресурсов, предоставляемых государственными органами управления, а также коммерческими и некоммерческими организациями).
2.3. Определить, совместно с представителями крупных субъектов экономики города, перспективные потребности в трудовых ресурсах, в разрезе специальностей (в том числе и в сфере образования), и разработать план профориентационной работы с обучающимися.
2.4. Разработать прозрачные критерии определения размеров стимулирующих выплат сотрудникам муниципальных образовательных учреждений.
2.5. Обеспечить получение дошкольных образовательных услуг не менее чем 90 % детей соответствующего возраста.
2.6. Обеспечить охват услугами дополнительного образования не менее 85 % детей (от 5 лет до 18 лет).
2.7. Унифицировать программы и планы образовательного процесса во всех школах с учетом рекомендаций федеральных и региональных органов управления, мнений педагогического сообщества и родителей.
2.8. Разработать и внедрить систему «Передачи опыта», в рамках которой лица пенсионного и предпенсионного возраста будут задействованы в работе системы образования, занимаясь с детьми в тех направлениях, в которых они являются экспертами (техника, творчество, спорт и т.д.).
2.9. Разработать муниципальную программу на срок до 2030 года включительно, предусматривающую дальнейшее развитие системы образования города Десногорск.
В данном случае, контроль за тем, чтобы услуги учреждений образования, оказываемые в рамках бюджетного финансирования, не подменялись платными образовательными услугами, становится особенно значимым.
Представленные задачи решаются посредством создания и реализации программ развития сферы образования. Исходя из поставленных задач, основной программой, разрабатываемой в 2020 году, становится муниципальная программа «Развитие образовательной деятельности в муниципальном образовании «город Десногорск» Смоленской области в 2021-2023 годах». Рекомендуется разрабатывать приоритеты, инструменты и предполагаемые результаты развития образовательной деятельности в рамках подпрограмм, реализуемых в следующих взаимосвязанных направлениях:
1. Развитие дошкольного образования.
2. Развитие общего образования.
3. Развитие дополнительного образования.
Безусловно, только на основании использования средств бюджета города Десногорск, с поддержкой со стороны получателей услуг или их представителей, развитие системы образования будет затруднено. Для получения дополнительных ресурсов необходимо принимать участие в реализации региональных и федеральных программ развития образования (с учетом приоритетности решаемых ими задач для системы образования города Десногорск), а также программ развития образовательной деятельности, реализуемых коммерческими организациями, прежде всего предприятиями атомной отрасли. В целях участия в реализации указанных программ допускается внесение изменений в действующие программы развития образования в городе Десногорск или создание специальных краткосрочных программ, не претендующих на ресурсы, заложенные на реализацию основной программы развития образования. В случае обнаружения настоятельной необходимости привлечения дополнительных ресурсов (особенно со стороны хозяйствующих субъектов), город может выступить инициатором создания специализированных программ, в реализации которых в дальнейшем смогут принять участие и другие муниципалитеты.
Постановка задач, которые будет необходимо выполнить к 2030 году, может быть осуществлена не ранее 2023 года, с учетом выполнения указанных выше и дополнительно поставленных в программе и подпрограммах задач, а также развития внешней и внутренней ситуации в городе Десногорск.
Основными органами местного самоуправления, ответственными за реализацию данного стратегического направления, являются Комитет по образованию и Комитет по культуре, спорту и молодежной политике. К участию в процессах программирования и исполнения программ привлекаются отраслевые органы местного самоуправления города Десногорск, а также жители, коммерческие, общественные и научные организации.






