Поскольку обеспеченность населения жилищно-коммунальными услугами и ресурсами является одним из важнейших факторов выбора мест проживания, а органы местного самоуправления могут оказывать существенное воздействие на ситуацию, складывающуюся в данной сфере, ее развитие становится вторым приоритетом стратегии города Десногорск.
Постоянное повышение качества услуг, связанных непосредственно с жизнедеятельностью населения, и информирование его об этом, позволяет сформировать благоприятный информационный фон, основанный на реальных достижениях в сфере благополучия человека.
Одним из наиболее существенных инструментов влияния органов местного самоуправления на сферу ЖКХ, как и на трудовую сферу, является создание и развитие предприятий с участием муниципалитета в капиталах. В тех подотраслях ЖКХ, где необходимо преимущественное бюджетное финансирование, а извлечение прибыли затруднено, могут создаваться муниципальные учреждения.
Целями деятельности органов местного самоуправления в данной сфере становятся:
«Обеспечение качественным жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий к 2030 году»
«Снижение доли стоимости аварийных работ на коммунальных сетях всех видов в общем объеме затрат на ремонтно-восстановительные работы, до 10 % к 2030 году»
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
1. В течение 2020 года:
1.1. Определить наиболее доступные источники финансирования жилищного строительства, строительства социальной и коммунальной инфраструктуры.
1.2. Провести полный анализ ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, позволяющий выделить наиболее проблемные участки и участки, являющиеся потенциальными источниками проблем в ближайшем будущем и стратегической перспективе.
1.3. Определить перспективные для коммерческого обслуживания сферы, прямо или косвенно связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг, в которых будут действовать предприятия с муниципальным участием и зарабатывать средства, необходимые для расширения возможностей оказания основных услуг.
1.4. Разработать муниципальную программу на срок до 2023 года включительно, предусматривающую активизацию жилищного строительства и развитие коммунальной инфраструктуры, включающую дополнительные показатели, позволяющие контролировать развитие ситуации в сфере ЖКХ.
1.5. Учесть перспективы развития действующих и строительства новых объектов коммунальной инфраструктуры в документах градостроительного планирования.
2. До конца 2023 года:
2.1. Создать единую систему контроля и управления жилищно-коммунальным хозяйством, позволяющую оперативно реагировать на аварийные ситуации, оценивать текущие факторы и тенденции (в том числе путем проведения опросов населения), своевременно предпринимать защитные меры и планировать развитие (возможно, путем участия в проектах госкорпорации «Росатом»).
2.2. Создать организации с участием муниципалитета, позволяющем осуществлять управление их деятельностью, в сферах, определенных на предыдущем этапе.
2.3. Обеспечить не менее 5 % жителей, нуждающихся на начало 2023 года в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, соответствующими не только стандартам, но и требованиям к социальной, коммунальной, транспортной и прочей инфраструктуре.
2.4. Снизить, благодаря своевременному проведению превентивных ремонтно-восстановительных работ, долю стоимости аварийных работ на коммунальных сетях до 20 % от общей стоимости ремонтно-восстановительных работ.
2.5. Разработать муниципальную программу на срок до 2030 года включительно, предусматривающую дальнейшее развитие жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры.
Особенно необходимо отметить, что услуги организаций ЖКХ, оказываемые в рамках деятельности, приносящей им доход, могут оказываться только в дополнение, но никак не взамен тех услуг, ради оказания которых они изначально созданы, которые финансируются за счет платежей населения и средств бюджетов различных уровней. Учитывая наличие приносящих доходы видов деятельности, уровень оплаты за основные услуги, взымаемой с населения, в целях снижения давления на его материальное благополучие, может даже не покрывать затрат.
При определении источников финансирования строительной деятельности, необходимо обратить приоритетное внимание на такие, как средства крупных субъектов экономики, которые они могут вложить в строительство жилья для своих сотрудников, средства, получаемые жителями в качестве материнского капитала, накопления граждан, сделанные в целях улучшения жилищных условий. Также необходимо обеспечить безвозмездное участие в развитии коммунальной инфраструктуры со стороны ресурсоснабжающих организаций, поскольку, таким образом, они получают новых долгосрочных клиентов.
Представленные задачи решаются посредством создания и реализации программ развития жилищно-коммунального хозяйства. Исходя из поставленных задач, основной программой, разрабатываемой в 2020 году, становится муниципальная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства в муниципальном образовании «город Десногорск» Смоленской области в 2021-2023 годах».
Постановка задач, которые будет необходимо выполнить к 2030 году, может быть осуществлена не ранее 2023 года, с учетом выполнения указанных выше и дополнительно поставленных в программе задач, а также развития внешней и внутренней ситуации в городе Десногорск.
Основным органом местного самоуправления, ответственным за реализацию данного стратегического направления, является Комитет по городскому хозяйству и промышленному комплексу. К участию в процессах программирования и исполнения программ привлекаются отраслевые органы местного самоуправления города Десногорск, а также жители, коммерческие, общественные и научные организации.






