Дополнительные материалы по теме

Культура

Культура (в переводе с лат.) — возделывание, культивирование почвы. Культура - все виды преобразовательной деятельности, а так же еѐ результаты. Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.

 

Элементы культуры:

1. Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2. Материальная - созданная в процессе производственной деятельности (средства труда, культурно-бытовые сооружения).

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества.

Культурный комплекс -совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных (футбол - болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие -часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество А.С.Пушкина)

Культурные универсалии - нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Функции культуры:

1. познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе

2. оценочная – определение системы ценностей

3. регулятивная – формирование системы норм и требований

4. информативная – передача опыта, ценностей

5. коммуникативная – тиражирование культурных ценностей

6. социализации – усвоение норм и культурных ролей.

 

Пути развития культуры:

1. накопление культурных ценностей

а) вертикальное - передача культурных ценностей от поколения к поколению (Евклидова геометрия-геометрия Лобачевского);

б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения (сонеты Шекспира в 19 и 21 веке).

2. новаторство

Формы культуры:


1. Элитарная. Создаѐтся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Еѐ девиз: «Искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Закрыта. Стремится к новаторству. Произведения приобретают статус культурных канонов. Примером элитарной культуры является органная музыка Баха.

2. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель - получить коммерческую выгоду. Коммерциализация приводит к падению общего культурного уровня. Сленговое название - кич, китч (в переводе с нем.яз.) - дешѐвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление. Стандартизирована. Клише. Точный выбор адресата- потребителя. Примером массовой культуры является поп-музыка.

3. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Создатель произведения одновременно является его исполнителем. Отражение бытового уклада народа. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Коллективный опыт. Связана с религиозной субкультурой. Преемственность. Является частью мировой культуры. Примером народной культуры является фольклор.

4. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности. Примером являются виртуальные игры.

Доминирующая культура - совокупность норм и ценностных ориентаций, распространѐнных во всѐм обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определѐнным обычаям и т. д.)

Мидкульт – соединение элитарной и массовой культуры. (Бах в современной обработке)

 

Диалог культур - взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Разновидности культуры:

1. Субкультура -часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодѐжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

2. Контркультура -субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи, скинхэды)

 

Дополнительный материал по теме.

Х.Ортега–и– Гасет считал, что элитарная культура даѐт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние


варварства. Он выделил черты «массового человека»:

-рост жизненных запросов;

-врождѐнная неблагодарность;

-плывѐт по течению.

А. Фрейд считал, что при потреблении массовой культуры действует механизм заражения.

Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм (негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Мультикультурализм – идеология существования различных культурных групп в рамках одной политической общности.

«Культура – вторая природа».

Виды культур в процессе взаимовлияния (аккультурации):

-доминирующая

-донорская – та, из которой осуществляется заимствование

-реципиентная – та, которая заимствует.

Проверь себя.

1. К массовой культуре относится:

1)изящное искусство 2)былина

3) детектив

4) эпос

2. Верны ли суждения

А) Криминальная культура относится к контркультуре. Б) Культура готов относится к субкультуре

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3. Установите соответствие между артефактами и элементами культуры А) орудия труда                                          1)материальная культура

Б) оригами                                                    2)духовная культура

В) мебель

Г) архитектура Д) футбол

Запишите в таблицу цифры под соответствующими буквами

А Б В Г Д
         

 

4. Перечислите 3 особенности элитарной культуры.

5. Приведите 3 доказательства, что влияние массовой культуры в


современном обществе возросло.

6. Приведите 3 доказательства роли культуры в современном обществе. 7.Приведите 3 примера по реализации человеком своих культурных прав. 8.Приведите 3 примера молодѐжной субкультуры.

9.Приведите 3 примера регулирующей роли культуры в обществе. 10.Приведите 3 примера специфического свойства книги как духовной ценности.

11. Приведите 3 примера влияния национальной культуры на поведение человека.

12. Приведите 3 причины распространения массовой культуры. 13.На 3 примерах покажите взаимосвязь различных форм культуры.

14. Составьте развѐрнутые планы на тему «Содержание и формы духовной культуры», «Массовая культура», «Молодѐжная субкультура».

15. Напишите эссе на тему: «Культура есть неотвратимый путь человека в человечество».


 

 

  Мораль.

Мораль (в переводе с лат.) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль - совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика - наука о морали.


 

1. всеобщность

2. добровольность

 

1. познавательная

2. регулятивная

3. воспитательная

4. мотивационная

5. прогностическая


Признаки морали: Функции морали:


6. аксиологическая (формирует ценности)

Структура морали:

-нравственная деятельность

-нравственные отношения

-моральное сознание (принципы, ценности и др.)

Моральная система включает в себя:

1. моральные нормы - должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

2. моральные ценности

Ценность - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Ценности могут быть индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Они носят непреходящий характер, являются ориентиром для большинства людей, имеют позитивный характер, ограничены.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

1)польза – в экономике 2)господство - в политике

3)справедливость – в социальной сфере 4)истина – в духовной сфере

5)красота – в духовной сфере 6)добро – в духовной сфере 7)свобода – во всех сферах

3. моральные категории

Основные категории морали:

1. Добро - положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.


Добродетель - совокупность положительных качеств и поступков.

Антоним - порок.

2. Долг - осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

3. Стыд - осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

4. Совесть - способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

5. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.

6. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.

7. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворѐнность условиями своего существования.

Золотое правило морали — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Нравственность - степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания

2. человек не совершает дурных поступков, так как дорожит мнением других людей

3. человек не совершает дурных поступков, так как его поведение определяется определѐнными принципами.

Духовность -обращѐнность человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм - бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека.

 

Дополнительный материал по теме.

Ввел понятие «альтруизма» О. Конт. «Живи для других».

Эгоизм – предпочтение личных интересов интересам других.

Эгоцентризм – восприятие своей точки зрения как единственно правильной.

Мизантропия – нелюбовь к людям, отчуждение от них.

Филантропия – совокупность моральных представлений, направленных на оказании помощи неимущим, заботу об улучшении участи человечества.

Талион – принцип воздания равным злом за равное зло.

Проверь себя.

1.Ниже приведѐн перечень терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «мораль»:1)общественное мнение; 2)обязательность; 3)добро; 4)санкционированность;5)связь с традициями;6)нравственные категории.

Найдите два термина, выпадающие из общего ряда. 2.Назовите 3 отличия моральных и правовых норм. 3.Назовите 3 сходства моральных и правовых норм.

4. Составьте развернутые планы на темы: «Мораль и золотое правило нравственности», «Ценности в современном обществе».


5. Напишите эссе на темы: «Никогда не подходи к человеку думая, что в нѐм больше плохого, чем хорошего»; «Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям»;

«Сострадание - основа всей морали»; «Всѐ можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество», «Совесть – это память общества, усвоенная отдельным лицом», «Чтобы делать добро, надо прежде всего им обладать», «В победе зла – падение твоѐ. В добре твоѐм – спасение твоѐ».


 

 

  Мировоззрение.

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.

Источники формирования мировоззрения:

-ненаучное познание;

-научное познание;

-идеология;

-социальное окружение.

Роль мировоззрения:

1. даѐт ориентиры для практической и теоретической деятельности;

2. позволяет понять, какие методы нужно использовать для достижения цели;

3. позволяет определить истинные ценности жизни.

 

Исторические типы мировоззрения:

1. мифологическое

2. религиозное

3. философское

4. научное

Формы мировоззрения:

1. мироощущение - эмоциональный опыт человека

2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека.

 

Уровни мировоззрения:

1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте

2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами


 

1. знания

2. убеждения

3. ценности

4. принципы

5. идеи

 

-стихийный

-осознанный


Структура мировоззрения:

Пути формирования мировоззрения: Типы мировоззрения:


1. обыденное (житейское) и научное

2. прогрессивное и реакционное

3. оптимистическое и пессимистическое

4. религиозное и атеистическое

5. теоцентризм (приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм(приоритет человека), социоцентризм, наукоцентризм.

6. Гуманистическое

- человек, как часть природы ответственен за еѐ сохранность

- бережное отношение к человеческой жизни

- физическое и нравственное здоровье человека

- признание равноправия различных мировоззрений

- достоинство личности

- созидательный труд на благо общества

- доброжелательные отношения между людьми

 

Дополнительные материалы по теме.

Р. Декарт: «Хромой с фонарѐм быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».

Проверь себя.

1. Какое утверждение относится к житейскому знанию:

1) «Не зная броду - не суйся в воду»

2) «Рождѐнные под знаком Близнецов отличаются повышенной подвижностью»

3) «Вблизи мелкие предметы видно лучше, чем на расстоянии»

4) «Общество - часть материального мира».

2. К мироощущению не относится:

1) представление 2)гипотеза 3)ощущение 4)восприятие

3. Верны ли следующие суждения:

А) Мировоззрение даѐт человеку ориентиры для будущей деятельности Б) Мировоззрение- взгляд человека на отдельную проблему

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны.

4. Назовите три типа мировоззрения.

5. Составьте развѐрнутый план по теме: «Мировоззрение и его роль в жизни человека».


 

 

  Наука и образование.

Наука         - особая система знаний

-система специфических организаций с работающими в них людьми (НИИ)

-особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

1. теоретико - познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

2. культурно-мировоззренческая

3. практически - деятельностная - участие в преобразующей деятельности

4. социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития (разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний

- превращение науки в производительную силу общества

5. производственная

6. прогностическая

Классификация наук:


















По предмету познания

1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия)

2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание)

3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)

4. технические - служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров)

по удалѐнности от практики

1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.

Этические нормы науки:

1. социальная ответственность учѐного (клонирование)

2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3. общечеловеческие требования и запреты (плагиат)


Образование -целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Функции образования:

1. трансляция культуры в обществе.

2. формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.

3. социальная селекция (размещение в социальной структуре)

4. проведение социальных и культурных изменений в обществе

5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

О бязательным является основное среднее образование.

Основные направления в развитии образования:

1. демократизация

2. компьютеризация

3. интеграция — компетентностный подход

4. интернационализация - единая система образования

5. гуманизация - особое внимание уделяется личности, еѐ интересам

6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам

7. профилизация

 

Уровни образования:

I. Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное (музыкальная школа, спортивные секции)

II. Профессиональное образование

-начальное (лицей)

-среднее (колледж)

III. Высшее образование

- бакалавриат

- магистратура

Пути получения образования:

1. обучение

2. самообразование

 

Дополнительные материалы по теме.


Обскурантизм – крайне враждебное отношение к просвещению и науке.

Черты современной науки:

- всеохватность – наука не ограничена временем, пространством, объѐмом

- незавершѐнность

- дифференцированность – существование различных направлений и школ

- интегрированность - синтез знаний, комплексный анализ

Инновация - нововведение.

Парадигма - система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Тенденции в развитии образования:

- должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

- переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

- развитие компетентности, являющейся основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования

- возрастание роли образования в формировании гражданской позиции

- повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

Проверь себя.

1. Верны ли суждения:

А) Здоровье сберегающие технологии характеризуют интернационализацию образования.

Б) Переход на дистанционное обучение характеризует компьютеризацию образования.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

2. Таня заканчивает колледж сельского хозяйства. На какой ступени обучения находится Таня?

1) основное общее образование 2)среднее общее образование 3)дополнительное образование

4)начальное профессиональное образование.

3. Учѐные открыли новый элемент периодической системы. Какую функцию науки характеризует данный факт?

1)социальную 2)производственную 3)мировоззренческую 4)прогностическую.

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:


1) гипотеза; 2)наблюдение; 3)факт; 4)методы научного познания; 5)сравнение.

5. Назовите 3 причины повышения роли образования в современном обществе. 6.Назовите 3 принципа образования

7. Приведите 3 доказательства, что демократия способствует развитию образования.

8. Приведите 3 доказательства, что науке постоянно требуется связь с внешним миром.

9. Составьте развѐрнутый план на темы: «Социальная и личностная роль образования», «Наука и еѐ роль в обществе», «Влияние науки на социальную сферу жизни общества», «Образование как социальный институт».

10. Напишите эссе на темы: «Целью школы всегда было воспитание гармоничной личности, а не специалиста»; «Образование - это умение правильно действовать в любых жизненных ситуациях»; «Образование создаѐт разницу между людьми»; «Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своѐ образование незаконченным».


 

 

  Искусство.

Искусство - специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Эстетика -наука о красоте.

Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.

Особенности искусства:

1. эмоционально-чувственное постижение мира;

2. локальность - отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора;

3. субъективность - отражение мира автора;

4. компенсаторность - стремление преодолеть узость стереотипного восприятия окружающей действительности.

Функции искусства:

1. познавательная

2. информационная

3. ценностно-ориентирующая

4. коммуникативная

5. эмоционально - рефлекторная - эстетическое отражение действительности

6. гедонистическая

7. эстетическая

8. утешительно - компенсаторная – восстановление утраченной гармонии. Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определѐнном материале.

Виды искусства: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство.

Классификация видов искусства по средствам выражения:

1. простое — в основе одно средство художественного выражения (поэзия- слово);

2. сложное – в основе несколько средств художественного выражения (театр, балет).

по отражению действительности:

1. изобразительное — отражение действительности как она есть (фотография)

2. выразительное - образ не аналогичен действительности (фотошоп). Жанр искусства -специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в


целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика.

 

Дополнительные материалы по теме.

Искусство в широком смысле - художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле - изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Платон: «Искусство - подражание миру чувственных предметов, тень теней». Гедонизм - система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни

Реальное искусство - музыка, живопись, архитектура, скульптура Идеальное искусство - литература

Пространственно - пластичное (те, что видим) искусство - архитектура, фото, скульптура

Временно - динамичное (те, что слышим) искусство - литература, музыка Пространственно – динамичное искусство — синтетические зрелища – театр.

Проверь себя.

1. Отражение окружающей действительности в образах характерно для: 1)религии

2) искусства 3)морали

4) науки

2. Выберите из приведѐнного ниже списка характеристики искусства: 1)субъективность

2)объективность 3)научность 4)динамичность 5)эмоциональность 6)истинность.

3. Составьте развѐрнутый план по теме: «Искусство и его роль в жизни человека».


 

  Религия.

Религия - вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Возникает когда человек не в состоянии объяснить явления природы и действительности.

Структура религии:

-религиозное сознание

-культ (система обрядов, ритуалов)

-религиозные организации

-религиозные отношения

Роль религии в жизни общества:

«+»

1. один из компонентов духовной культуры

2. один из институтов общества

3. специфический тип мировоззрения

4. совокупность моральных принципов

5. активно участвует в жизни общества

6. одно из средств социального контроля

7. сообщество людей, связанных единой верой

8. компенсаторная функция - утешение

«-»

1. способствует развязыванию войн

2. страх как фактор поддержания религиозности

3. догматичность.

Конфессиональный – религиозный

Конфессия (в переводе с лат.) - исповедание.

В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм. Тотемизм  - вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.

Анимизм - вера в одушевлѐнность природы, существование души и духов.

Спиритизм - общение с духами.

Виды религий:

по количеству богов

1. монотеистические

2. политеистические

по решению проблем спасения

1. через собственную деятельность (буддизм)

2. через посредника-спасителя по степени легализации


1. институциональные - верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви

2. внеинституциональные - модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

1. национальные (локальные)

2. мировые

Особенности мировых религий:

1. они распространены на всех континентах

2. вера в единого бога

3. эгалитарность - проповедование равенства

4. прозелитизм - стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

Смысл буддизма:

1. страдания правят миром

2. причиной страданий является жизнь с еѐ страстями и желаниями.

3. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана - покой, блаженство.

4. существует путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

1. не причинять вред живому

2. не брать чужой собственности

3. не касаться чужой жены

4. не говорить неправды

5. не пить вина

Реинкарнация -учение о перерождении душ. Священная книга – «Типитака» (3 корзины) Направления буддизма:

1. Махаяна -Большая колесница - широкий путь спасения

2. Хинаяна - Малая колесница - узкий путь для монахов-отшельников. Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

 

Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи. В основе легенда о великом мессии Христе.

1054 - разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.

Православие - правильное учение.

- идея центризма – Бог - центр мироздания

- идея творения

- идея откровения (любое знание - божественное)

- идея грехопадения


- идея конца света и страшного суда

- идея спасения и воскресения для вечной жизни

- 10 заповедей

- священная книга - Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие - благая весть. Евангелия от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм – «всемирная»

- догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и еѐ широкое почитание

- дух-эманация - производная Бога-отца

- учение о чистилище

- централизованность церковной организации

- безошибочность папы в вопросах веры и нравственности

- нерасторжимость таинства брака

- целибат-безбрачие духовенства

- крестное знамение слева направо

- богослужение на латыни

- крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм – «публично доказывающий»

- спасение личной верой

- священство всех верующих

- исключительный авторитет Библии

- церковь не посредник между Богом и людьми

- молитвенные дома без пышности

- из таинств только крещение и причастие Ислам - предание себя Богу, покорность. Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Заповеди ислама:

1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.

2. молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.

3. пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.

4. милостыня 1 раз в 1 год.

5. хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка; 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.

Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга - Коран. Сура-глава.

Шариат - система мусульманского права.


Течения ислама:

- суннизм - власть не в руках потомков пророка

- шиизм - власть в руках потомков пророка, имамов

Типы религиозных организаций:

1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.

2. секта. Упрощѐнная структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

3. Деноминация - секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру (кальвинизм)

4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту.

Атеизм - система взглядов, отрицающая существование Бога.

Элементы религии:

1. вера

2. учение

3. религиозный культ

4. организация

5. символика

 

Дополнительные материалы по теме.

Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.

Фетишизм - поклонение неодушевлѐнному предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.

Вебер: бюрократ-конфуцианство, маг - индуизм, монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник - христианство.

В основе буддизма легенда о принце Гаутама. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружѐнного в раздумья аскета. Дерево Бодха - древо познания. Будда – «просветлѐнный».

Танха - желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда процветания

-жажда к уничтожению

Сансара - круговорот рождения и смерти.

Ахинса - непричинение вреда живому

Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии. Цель - стать самим собой, развить свои способности. Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов. Сатори – внезапное просветление.


Основные формы протестантизма:

1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

2. Цвинглианство. Отменѐн целибат. Приход сам выбирает проповедника.

3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всѐм. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Хиджра - переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Разновидности культа:

- магия (колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы

-умилостивительный культ - комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация - положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

Адепт – приверженец религиозного учения.

Деизм – учение, согласно которому сотворивший мир Бог не вмешивается в его развитие.

Фундаментализм - религиозный фанатизм.

Локальные религии. Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат - мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество - Поднебесная. Культ старших. «24 примера сяо». Идеал совершенного человека - цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек - посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение - принцип «у вэй» - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала - Инь - темное, Ян - светлое.

Иудаизм.  Палестина. Бог Яхве. Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками - дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощѐн божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.


Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии - красный, вайшьи – желтый, шудры - черный.

Ясперс - теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.

Экуменизм – стремление различных конфессий к более глубокому сотрудничеству (Всемирный совет церквей).

Миссионерство – деятельность, направленная на распространение религиозной веры среди иноверцев.

Проверь себя.

1. К мировой религии не относится:

1)индуизм 2)буддизм 3)ислам 4)христианство

2. Верны ли суждения:

А. Мировые религии распространены на всех континентах. Б. Для мировых религий характерно единобожие.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3. Ниже приведѐн перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к теме «Религия»: 1)субъективизм; 2)сверхъестественность; 3)догматизм; 4) теоцентризм; 5) доказанность; 6)объективность. Назовите два понятия, выпадающих из ряда.

4. Назовите 4 отличия научных знаний от веры.

5. Приведите 3 объяснения, почему роль религии возрастает в период кризиса. 6.Назовите 3 признака религии.

7.Дайте 3 объяснения привлекательности сект для бедных слоѐв населения. 8.Составьте развѐрнутые планы на темы: «Религия как социальный институт»,

«Мировые религии».

9. Напишите эссе на темы: «У Бога нет религии», «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота».


 

 

  Человек. Индивид. Личность.

Человек - биопсихосоциальное существо.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества;

- всякий, любой;

- один из нас.

Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

В понятие индивидуальность включается: интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

Интеллект.

Задатки - природные предпосылки способностей (свойства нервной системы - повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.). Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определѐнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие (наблюдательность, работоспособность…) и специальные (лингвистические, музыкальные, спортивные…).

Одаренность – умение что-либо делать лучше других.

Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарѐнности.

Гениальность - высшая степень развития таланта.

Характер -совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Характер не врождѐнный, он меняется в течение всей жизни.

На него оказывают влияние:

- наследственность

- социальная среда

- самовоспитание

Темперамент - врождѐнное и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.

Темперамент не меняется в течение жизни.

Виды темперамента:

1. холерик

2. флегматик

3. сангвиник

4. меланхолик

Личность - субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.


Аномальная (патологическая) личность – душевнобольной человек.

Асоциальная личность – преступник.

Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Факторы, влияющие на формирование личности:

1. генетический

2. индивидуальный опыт человека

3. социальное окружение

4. культурная среда

Личность

- имеет активную жизненную позицию

- имеет систему ценностей

- воздействует на развитие других людей.

Типы личности:

1. социабельная – личность, легко идущая на контакты

2. эскейпик – избегает общества.

1. нигилист

2. реакционер

3. реформатор

4. революционер

Черты личности:

1. устойчивые черты а) направленность

- общественная

- эгоистическая

- деловая (художник рисует картину, так как ему нравится сам процесс) б) жизненные установки

- когнитивные знания

- эмоциональные знания

- поведенческие (готовность к осуществлению деятельности) знания в) убеждения

2. изменчивые черты а) поведение

б) настроение в) эмоции

г) жизненный опыт

Смысл жизни - наиболее ценное в жизни человека, высшая цель жизни, которой должны быть подчинены частные цели.

- здоровье

- самореализация

- материальная обеспеченность

- социальный статус

- личностные отношения

 


Дополнительные материалы по теме.

Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Платон: «Человек – это двуногое животное без перьев».

Лосев: «Человек есть постоянная проблема для самого себя»

 

Эмоция – субъективное отношение к существующей ситуации. Эмоциональный интеллект включает в себя:

-самосознание

-самоконтроль

-эмпатию

-мотивацию

-навыки отношений.

Чувство – оценочное отношение к чему-либо.

Душевное богатство – разнообразие мира чувств.

Аутизм – неспособность формировать эмоциональные отношения с окружающими.

Комплекс неполноценности – ощущение своей ущербности и превосходства окружающих.

Фобия – неконтролируемый страх.

Три подхода к трактовке личности:

1. антропологический (Фейербах) - личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.

2. Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже) - личность как объект и продукт социальных отношений.

3. Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс)- личность абсолютно самостоятельна и уникальна.

Этапы становления личности:

1. адаптация - усвоение действующих в обществе норм, приспособление

2. индивидуализация

3. интеграция

Концепции смысла жизни:

1. Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

2. Гедонизм – жизнь – наслаждение

3. Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для еѐ достижения.

4. Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.

5. Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.

6. Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.

7. Скептицизм – течение, в основе которого лежит сомнение в сущности критерия истины.

8. Фатализм – вера в предопределенность существования.

Фрустрация - безразличие, подавленность, связанные с препятствиями к


достижению цели.

Направленность личности - психологические качества, ценности и идеалы – социальные качества. Понятие индивид относится к природным качествам человека. Понятие индивидуальность объединяет природные, психологические и социальные качества.

Проверь себя.

1. Аня – староста класса. Она всегда готова оказать помощь своим одноклассникам. Это утверждение характеризует Аню как:

1)индивида 2)человека 3)личность 4)субъекта

2. Верны ли суждения:

А. Любой человек является личностью.

Б. Не всякий человек обладает индивидуальностью. 1)верно только А

2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3. Вставьте недостающее звено: 1) задатки; 2)способности; 3)…...; 4)

талант; 5)гениальность.

4. Назовите 3 измерения сущности человека.

5. Назовите 3 уровня развития способностей человека. 6.Приведите 3 примера зависимости личности от воспитания. 7.Назовите 3 отличия характера от темперамента.

8. Приведите 3 примера неповторимых социально-психологических свойств человека.

9. Составьте развѐрнутые планы на темы: «Личность – социальное существо», «Цель и смысл жизни человека», «Человек как духовное существо», «Человек. Индивид. Личность».

10. Напишите эссе на тему: «Люди – хозяева своей судьбы».


 

 

  Мышление. Сознание.

Мышление - вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Роль мышления:

1. позволяет познать окружающий мир

2. развивает способность к творчеству

3. осуществляет целеполагание

4. позволяет накапливать опыт

5. развивает способностей человека

6. способствует преобразованию окружающего мира (изобретения)

Виды мышления:

1. наглядно-образное

2. абстрактно-логическое

3. предметно-действенное

1. теоретическое (познание мира)

2. практическое (постановка целей, выработка планов)

1. логическое

2. интуитивное

1. репродуктивное (воспроизводство)

2. продуктивное (творчество)

Операции мышления:

1. Анализ – мысленное разложение предмета на составляющие его элементы.

2. Синтез - мысленное объединение отдельных элементов целого. 3. Сравнение - установление сходства и различия объектов.

4. Обобщение - переход от мыслей о конкретных объектах или группах к свойствам их классов и родов.

5. Абстрагирование - мысленное отвлечение с целью понимания качества познаваемого объекта.

6. Моделирование – исследование свойств и связей на специально построенных моделях.

Речь – исторически сложившаяся форма общения посредством языка. Сознание - высшая, присущая только человеку и связанная речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности.

Сознание – не только отражение, но и анализ, способность переносить позитивный опыт на новые обстоятельства. Присуще только человеку.

Свойства сознания:

1. идеальность - независимость от существующей действительности- 2*2=4

2. интенциональность - направленность на какой-либо предмет, человек никогда не думает ни о чем


3. идеаторность - творческое начало

4. субъективность

 

Формы сознания:

индивидуальное                                                  общественное

(личные идеи, ценности)                                    (традиции, менталитет)

 

обыденное                                                           теоретическое

(повседневная жизнь)

 


 

 

1. искусство 2.религия 3.мораль 4.наука 5.право 6.идеология


общественная                   общественная психология                                              идеология

(чувства, настроения)            (система взглядов)

Формы общественного сознания:


Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания.

Бессознательное:

- не отделяет себя от объекта;

- не обладает механизмом психических связей;

-не производятся причинно-следственные связи;

-проявляется в простых психических реакциях.

 

Виды бессознательного:

1. никогда неосознаваемое (инстинкты, влечения, реакции)

Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого. Рефлекс - реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение.

2. ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения

Стереотип - принятый в обществе образец.

3. сверхиндивидуальное бессознательное (типичные образцы поведения, которые не оспариваются).

 

 

 

Дополнительные материалы по теме.

Психика - совокупность душевных процессов и явлений (память, воля и пр.).


Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование.

Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

 

Первым исследовал структуру сознания З.Фрейд. Он выделил:

1. Ид - Подсознательное или Оно - биологические потребности + вытесненные желания, является строительным материалом для личности.

2. Эго - Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.

3. Суперэго - Сверхсознание или СверхЯ — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.

Либидо - сексуальный или половой инстинкт.

Сублимация - переключение либидо на другую деятельность. Следует различать разумную способность и сознание.

Разумная способность - умение отражать окружающий мир, использовать знания. Может быть и у животных.

К.Юнг различал личное (детские впечатления) и коллективное (мифы, фольклор, сновидения) бессознательное.

Проверь себя.

1. Соотнесите понятия и процессы:

А. инстинкт самосохранения                           1)сознательное

Б. приобретение квартиры                               2)бессознательное В. Рефлекс

Г. сила воли Д. влечение

Заполните таблицу.

А Б В Г Д
         

2. На 3 примерах покажите взаимосвязь между психикой человека и его деятельностью.

3. Приведите 3 примера подтверждающие роль мышления в жизни человека. 4.Составьте развѐрнутые планы на темы: «Мышление и его роль в деятельности человека», «Сознательное и бессознательное».


 

  Человек и природа.

Человек - биопсихосоциальное существо.

Антропогенез -появление человека.

Теории антропогенеза:

1. теологическая - человек сотворѐн Богом

2. трудовая - человек произошѐл от обезьяны благодаря изготовлению и использованию орудий труда.

3. космическая - НЛО внесли изменения в наследственный аппарат гоменид

- теория палеозивита.

4. аномальная - человек - обезьяний урод.

Сходства человека с животными:

1. биологическое существо (клеточное строение)

2. инстинкт самосохранения

3. необходимые условия обитания

4. ограничены во времени существования

5. приспособление к окружающей среде (адаптация)

Отличие человека от животных:

1. способность создавать и использовать орудия труда

2. речь

3. мышление

4. целеполагание

5. преобразование окружающего мира

6. способность к творчеству

7. самореализация в процессе деятельности

8. прямохождение

9. развитая кисть руки

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных.

Социогенез - процесс становления общества.

Природа в широком смысле - весь мир во всѐм многообразии. Природа в узком смысле - естественные условия существования человеческого общества.

Человек и природа взаимосвязаны.

Роль природы:

«+»

1. ресурсы

2. выживание

3. эстетическое наслаждение

«-»


1. стихийные бедствия

2. метеозависимость

3. распространение вирусов

 

Роль человека:

«+»

1. преобразование

2. облагораживание

3. защита

«-»

1. загрязнение

2. уничтожение

Глобальные проблемы - совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит развитие человечества и сохранение цивилизации.

Причины проблем:

1. огромные масштабы человеческой деятельности

2. неспособность человека рационально распорядиться этой деятельностью

3. глобализация

Особенности:

1. имеют планетарный характер (затрагивают интересы всех людей)

2. угрожают гибелью всей цивилизации

3. требуют коллективных усилий

4. нуждаются в эффективных и неотложных решениях

Виды проблем:

1. проблемы, возникающие в результате отношений между различными государствами

- войны и мира

- Север-Юг (развитые и развивающиеся страны)

2. проблемы, возникающие в результате взаимодействия человека и природы

- экологические

- энергетические

- продовольственные

- освоение космоса и мирового океана

3. проблемы, связанные с системой «человек-общество»

- демографические.

-терроризм

-здравоохранения

-бездуховности

Основные направления разрешения глобальных проблем:

1. формирование нового планетарного сознания

2. изучение причин и противоречий, приводящих к возникновению глобальных проблем, система международного прогнозирования

3. концентрация усилий всех стран, широкое международное сотрудничество


 

Дополнительные материалы по теме.

Т.Гексли «Роль человека в природе»- сходство человека с шимпанзе и гориллами.

Ч.Дарвин «Происхождение человека и половой отбор»- доводы в пользу трудовой гипотезы.

Ф.Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». И.Мечников «Этюды о природе человека»- аномальная гипотеза.

Эрих фон Дэникен «Воспоминания о будущем»- космическая гипотеза.

Факторы социогенеза:

1. усложнение трудовой деятельности, усовершенствование орудий труда

2. переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству

3. переход к оседлому образу жизни

4. увеличение численности населения, необходимость управлять жизнью общества

5. усложнение человеческих коллективов (человеческое стадо - родовая община - соседская община)

6. естественный отбор

7. речь

8. переход к моногамии

9. формирование определенных психологических качеств 10.складывание системы табу

11.создание системы ценностей

Социогенез - 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного.

Детерминизм - учение о предопределѐнности общества природными факторами. Основатель Ш.Монтескье.

Антропоморфизм -система верований и обрядов, связанных с убеждением в кровном родстве человека и природы.

А.Тойнби сформулировал «теорию вызова-ответа»: природная среда самим фактом своего существования посылает вызов человеку, который создает искусственную среду, борясь с природой и приспосабливаясь к ней.

Мальтус. Теория мальтузианства - человеческое население растѐт быстрее чем возможность обеспечить его продовольствием.

Алармизм - учение, утверждающее, что развитие общества приведет к полному разрушению природной среды и гибели человечества.

Киотский протокол. 1997. Ограничение выбросов газов, вызывающих парниковый эффект.

Теория пределов роста – отдельные страны и человечество в целом должны сознательно ограничить свои потребности, чтобы сохранить возможность жизни на Земле.

Пандемия - распределение какой-либо болезни на целые страны и континенты.

Проверь себя.

1. Найдите в приведѐнном списке социальные характеристики человека: 1)использование орудий труда


2)способность к творчеству 3)развитая кисть руки 4)воображение

5)адаптация к окружающему миру 6)членораздельная речь

2. Запишите слово, пропущенное в таблице

Проблема Характеристика
  старение населения планеты, дисбаланс рождаемости и смертности
экологическая Загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов

 

3. Верны ли суждения о глобальных проблемах?

А. Глобальные проблемы являются порождением политических процессов. Б. Глобальные проблемы возможно решить по инициативе общественных организаций.

1)верно только А 2)верно только Б 3)оба суждения верны

4)оба суждения неверны

4. Приведите 3 примера, доказывающие, что зависимость человека от природы увеличивается.

5. Приведите 3 примера, доказывающие, что зависимость человека от природы уменьшается.

6. Раскройте на 3 примерах глобальный характер экологической проблемы.

7. Приведите 3 доказательства неразрывной связи природы и культуры.

8. Приведите 3 отличия орудийной деятельности человека и поведения животных.

9. Составьте развѐрнутые планы на темы: «Взаимосвязь человека и природы»,

«Международный терроризм как глобальная проблема современности»,

«Падение нравственности личности в современном мире», «Проблема Севера и Юга и пути еѐ решения», «Социально-демографические проблемы современности»

10. Напишите эссе на темы: «Природу побеждают только повинуясь еѐ законам»,

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Природа не может перечить человеку, если человек не перечит еѐ законам».


 

  Общество.

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.

Узкое значение:

- определѐнная группа людей

- этап развития общества

- совместная деятельность

- определенная страна

Широкое значение:

- часть материального мира

- все человечество в целом

- динамичная система

- совокупность способов взаимодействия и объединения

Сферы общественной жизни (подсистемы):

1. экономическая

2. политическая

3. социальная

4. духовная

Общество - сложная динамическая система:

- единая

- взаимосвязь элементов

- способность к развитию.

 

Элементы общества:

1. материальное производство 2.люди

3.система организации управления, право 4.общественные отношения.

Общественные отношения - относительно устойчивые отношения, затрагивающие важные стороны общественной жизни. Не все отношения являются общественными (когда спрашивают, как пройти к метро). Это могут быть отношения между индивидами и социальными группами.

Структура общественных отношений:

-субъекты

-объекты

-содержание

5. социальные институты -устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определѐнную сферу общественных отношений


Виды социальных институтов:

- семья - удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода

- производство - в добывании средств существования

- государство - в безопасности и социальном порядке

- образование - в передаче знаний, подготовке кадров, социализации

- религия - в решении духовных проблем.

Функции социальных институтов:

-удовлетворяют потребности населения;

-организуют совместную деятельность;

-обеспечивают социализацию.

Функции могут быть:

-явные – официальные, признаются обществом (цель образования)

-скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (скрытая функция производства - повысить престиж в глазах других).

6. общественное сознание.

 

 

Три исторических типа общества

Доиндустриальное аграрное традиционное Индустриальное западное Постиндустриальное информационное
1.основа производства - земля, сельское хозяйство, труд. Натуральное хозяйство 1.промышленность 1.знания, информация, высокие технологии
2. пр

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow