Политическая активность в качестве члена партии, движения. 3 страница

+

- стимулирует конкуренцию

- усиливает способность людей к продвижению

-

- ведет к социальным конфликтам

- порождает праздных людей

Поляризация общества - увеличение расстояния между богатыми и бедными. Маргинал - человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует. Маргинальность является следствием конфликта людей с общепринятыми нормами.

Маргинал (в переводе с лат.)- крайний.

Андеркласс - слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества (пьяницы, наркоманы). Люмпены (лохмотья) - деклассированные слои общества, сердитое нищенство


(бродяги, нищие, бомжи)

Соц. мобильность (Сорокин) - изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

 

 

Виды соц. мобильности:

вертикальная                                                    горизонтальная

                                                                                                        (миграция)

восходящая нисходящая

 

индивидуальная         групповая

 

 

межпоколенная                                                                  внутрипоколенная

 

Причины групповой мобильности:

- социальные потрясения

- войны

- стихийные бедствия

Причины индивидуальной мобильности:

- образование

- способности

- воспитание

- брак

- место жительства

Типы обществ по социальной мобильности:

1. закрытое

2. открытое

3. промежуточного типа (феодальное общество с сословиями)

Каналы социальной мобильности - способы перемещения в социальной структуре общества (армия, спорт, брак, бизнес, СМИ, образование, политика).

 

Дополнительный материал по теме.

Типы маргиналов:

-этномаргиналы (миграция в чужую этническую среду)

-социомаргиналы

-экономические

-политические

-религиозные

-биомаргиналы (инвалиды)

Каналы маргинизации:

- миграции


- войны

- революции

- стихийные бедствия

Показатели соц. мобильности:

1. скорость

2. интенсивность (число индивидов)

Возведение соц. барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.

Внутрипоколенная мобильность - один индивид в течение жизни несколько раз меняет свой статус.

 

Проверь себя.

1. Историческим типом стратификации не является:

1) класс

2) сословие

3) племя 4)рабство

2. Василий после окончания университета получил возможность занять высокую должность в компании. Это пример мобильности:

1) горизонтальной 2)вертикальной восходящей 3)вертикальной нисходящей 4)альтернативной

3. Приведите три признакам маргинальности.

4. Приведите три положительных стороны маргинальности.

5. Укажите три фактора, влияющих на социальную мобильности.

6. Назовите три социальных института, способных выступать в качестве социальных лифтов и проиллюстрируйте их примерами.

7. Составьте развернутые планы на темы: «Социальная дифференциация»,

«Вертикальная мобильность», «Социальная стратификация».

8. Напишите эссе на темы: «Маргинальность - результат конфликта с общественными нормами», «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность», «Все мы находимся за чертой бедности, только по разные ее стороны».


  Социализация.

Социальная среда -совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

- макросреда (характер общественного разделения труда, соц. структура общества, система образования и др.)

- микросреда (семья, школа и др.)

Социализация - начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм.

Этапы социализации:

1. Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц. роли (сын)

2. Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества - феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц. статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц. ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности - игра.

Агенты социализации -люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Виды агентов:

- первичной социализации - непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями (родители)

- вторичной социализации - формальное окружение (учитель)

3. Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности. Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц. статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности. Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса (студент, семьянин).

4. Молодость. 19-22 года. 5. Зрелость. 22-55-60.

Критерии отношения к зрелому возрасту:

- самостоятельное обеспечение себя средствами существования

-распоряжение деньгами независимо от других


-самостоятельность в выборе образа жизни

-проживание независимо от родителей

-способность отвечать перед законом

-брак

-голосование.

Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов (овладение профессией, создание семьи ….).Освоение социальных ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.

6. Старость. 55-смерть. Потребитель социальных благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц. униженности. Отсутствие жизненного плана.

 

Дополнительные материалы по теме.

Эпатаж - шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.

Акселерация – ускоренное половое созревание.

Жизненный план -идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория социальной карьеры и сумма возможных достижений.

Ресоциализация – приобретение личностей новых ценностей при вступлении в новую группу.

Десоциализация – отказ личности от ценностей из-за резких изменений в жизни.

Проверь себя.

1. К первичным агентам социализации относятся:

1)семья 2)школа

3)инспектор по делам несовершеннолетних 4)участковый врач

2. Верны ли суждения:

А. Социализация протекает в основном в юношеском возрасте. Б. Церковь относится к одному из институтов социализации 1)верно только А

2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

3. Составьте развернутые планы на темы: «Социализация», «Молодость как этап социализации».

4. Напишите эссе на темы: «Во всякой стране молодое поколение - всегда иностранцы», «Детству следует оказывать величайшее уважение», «Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают, молодые все знают», «В


группах происходит процесс социализации, в результате которого человек превращается в члена общества».

 

 

  Социальный статус.

Статус (в переводе с лат.) - состояние, положение.

Социальный статус - социальное положение человека в обществе. Главный статус -наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют (студент).

Личный статус -положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по личным качествам (хороший студент).

Виды статусов:

1. предписанный - статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени (возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе)

2. достигаемый - статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению (профессия, муж - миллионер, чемпион мира)

3. смешанный -статус в силу жизненных обстоятельств (инвалид)

 

Компоненты соц. статуса:

1. статусные права и обязанности

2. статусный диапазон - установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью.

3. статусные символы - внешние знаки отличия (форма, манеры поведения и др.)

4. статусный образ или имидж -совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.

5. статусная идентификация - определение степени соответствия своему статусу.

Социальная роль -модель поведения, ориентированная на определенный статус.

Ролевой набор -совокупность ролей, выполняемых человеком.

-основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно- политические.

-ситуационные - пассажира, покупателя....

Ролевой конфликт - столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей.

Виды ролевых конфликтов:

1. Внутриролевые (родители должны быть ласковые и строгие одновременно)


2. Межролевые (жена - хороший работник и домохозяйка)

3. личностно-ролевые (работа не позволяет раскрыть способности)

 

 

 

Дополнительный материал по теме.

Значимый статус - важный с точки зрения функционирования общества (президент)

Привлекательный статус - статус, который человек стремится занять (слесарь 5 разряда).

Статусный ранг:

1. высокий

2. средний

3. низкий

Виды соц. ролей:

1. Психосоматические - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека

2. Психодраматические – поведение зависит от требований соц. окружения

3. Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.

Теория зеркального Я» Кули - личность-совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей.

Аскриптивный статус - предписанный

Дескриптивный статус - достигаемый

Проверь себя.

1. Верно ли суждение:

А. Родственники в законе относятся к достигаемому статусу. Б. Возраст является достигаемым статусом.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

2. К элементам социального статуса не относится:

1) права 2)обязанности 3)статусные символы 4)достигаемый статус

3. На трех примерах покажите взаимосвязь социальных статусов и ролей.

4. Приведите примеры трех разновидностей ролевых конфликтов с примерами.

5. Составьте развернутые планы на тему: «Социальный статус и статусная роль», «Внутриролевой конфликт».

6. Напишите эссе на темы: «Одна и та же социальная роль по-разному оценивается и реализуется разными людьми», «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера».


  Социальный контроль.

Социальный контроль - особый механизм поддержания общественного порядка.

Способы осуществления соц. контроля:

- через социализацию

- через групповое давление

Элементы соц. контроля:

соц. нормы                                                              соц. санкции

 

Соц. нормы -предписания как правильно вести себя в обществе.

Виды соц. норм

по масштабу

- в малых группах

- в больших группах по форме проявления

- стандарты поведения (мужчины-сильные)

- ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину) по строгости исполнения

- обычай - традиционно установившийся порядок поведения (гостеприимство)

- манеры - внешняя форма поведения, основанная на привычках. Могут быть повседневные (не чавкать) и светские (говорить даме комплименты)

- этикет - принятая в особых кругах система правил поведения (в дипломатических кругах)

- традиции-все, что унаследовано от предшественников (встреча одноклассников)

- привычка - установившаяся схема поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые (спать лѐжа) и индивидуальные (пить кофе утром), вредные (пьянство, курение) и невредные.

- Нравы-формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке (не бить женщин)

- законы

- табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет (кровосмешение, каннибализм)

- ритуал - вид обряда, форма символического поведения

- церемония – торжественный порядок чего-либо

Соц. санкции -средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. нормы.


Виды соц. санкций:

по степени интенсивности

- жесткие

- мягкие по типам

- формально позитивные

- формально негативные

- неформально позитивные

- неформально негативные по способу вынесения

-внутренний или самоконтроль.

-внешний

----- неформальный. Общественное мнение - совокупность представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью

-----формальный.

Чем больше самоконтроль, тем меньше необходим внешний контроль.

Девиант - любой человек, отклоняющийся от нормы.

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.

Причины девиантного поведения:

1. биологические

2. психологические

3. социологические

Плюсы девиантного поведения:

-путь адаптации культуры к социальным изменениям

-может стать началом создания новых социальных норм

-изменение среды должно толкать на изменения в социуме

Минусы девиантного поведения:

-люди утрачивают чувство ожидаемого поведения

-дезорганизация общественного порядка

-может привести к социальной изоляции индивида

-не позволяет овладеть многими социальными ролями

 

Делинквентное поведение -совокупность противоправных поступков или преступлений.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки- группы риска.

 

Дополнительный материал по теме.

Инфантилизм - импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и желаниями.

Методы формального контроля:


1. изоляция

2. обособление-ограничение контактов

3. реабилитация (анонимные алкоголики)

Типы девиантного поведения (Мертон):

1. инновация-принятие целей, но непринятие средств достижения

2. ритуализм - непринятие целей, но принятие средств (бюрократ)

3. репритизм - отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики)

4. мятеж - полное отрицание целей и средств и замена их на новые (революционер)

Аномия -состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами.

Взаимосвязь социальных норм с другими элементами:

- поддерживается социальными санкциями

- являются предметом усвоения социализации

- выступают разновидностью ценностей

- компоненты социальных институтов

- лежат в основе социальных ролей.

Проверь себя.

1. Верны ли суждения:

А. Моральные нормы лежат в основе социальных.

Б. Девиантное поведение может быть только отрицательным. 1)верно только А

2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

2. Перечисленные понятия относятся к теме социальные нормы. Укажите два понятия, выпадающих из этого ряда: 1)табу;2)ритуал;3)мораль;4)церемония; 5)этикет;6)статус

3. Приведите три примера позитивного отклонявшегося поведения.

4. Проиллюстрируйте примерами традицию, церемонию, обычай.

5. Перечислить три признакам отклоняющегося поведения.

6. Назовите три функции социального контроля.

7. Назовите три плюса социальных пороков.

8. Составьте развернутый планы на темы: «Социальный контроль»,

«Социальные санкции», «Отклоняющееся поведение», «Общественное мнение».

9. Напишите эссе на темы: «Девиация - это не качество поступки, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против нарушителя», «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война».


  Семья.

Семья -малая группа, члены которой связаны брачными узами или родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.

 

Условия возникновения семьи:

1. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, созданный в установленном законом порядке.

 

Виды брака:

моногамия                                                              полигамия

 

полигиния                    полиандрия (многоженство)

 

эндогамия                            экзогамия

(запрет брака вн.кол-ва)    (брак в пределах 1 кол-ва)

 

 

законный      церковный     фактический (гражданский)

основанный только на любви и согласии

 

2. Родство -совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родственники:

-кровные

-родственники в законе

Степени родства:

1. ближайшие

2. двоюродные

3. троюродные

Вместе они составляют фамильное древо.

Функции семьи:

1. репродуктивная - биологическое воспроизводство населения

2. социально-статусная

3. хозяйственно-бытовая

4. эмоциональная

5. сексуальная

6. социализации детей

7. рекреационная - проведение досуга


Виды семей:

нуклеарная                                                              расширенная

(в составе родителей и детей)

 

однокарьерная          двухкарьерная (1 зарабатывает деньги)

 

 

полные                                                                                         неполные

бездетные        однодетные         малодетные        многодетные традиционная                    переходная                        партнерская

(патриархальная)                                                              (эгалитарная)

 

Стили семейных отношений:

1. попустительский

2. авторитарный

3. демократический

Семейные ценности:

- материальное благополучие

- взаимоотношения с другими людьми

- самореализация

Тенденции в развитии современной семьи:

1. смена стилей семейных отношений

2. семья-ячейка общества

3. помощь государства

 

1. сокращение законных браков

2. падение рождаемости

3. увеличение числа разводов

4. рост девиантного поведения в семье, увеличение числа социальных сирот

5. рост неполных семей

6. увеличение роли женщины в решении проблем семьи

 

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования


процессов воспроизводства населения.

 

Основные направления демографической политики:

1. финансовое стимулирование рождаемости (материнский капитал)

2. программа строительства жилья для молодѐжи (ипотечное кредитование, субсидии)

3. расширение сети заведений, осуществляющих воспитание и образование молодѐжи

4. пропаганда здорового образа жизни

5. социально - ориентированная реклама в СМИ, направленная на закреплении в массовом сознании семейных ценностей

6. изучение проблем семьи на государственном уровне.

 

 

 

Дополнительные материалы по теме.

Промискуитет – сексуально-брачные отношения любого мужчины и любой женщины, в том числе между родственниками.

Жизненный цикл семьи - период от возникновения до прекращения функционирования семьи.

Этапы жизненного цикла:

1. начальная стадия-до рождения детей

2. стадия роста - в составе супругов и детей

3. выделение детей в самостоятельную семью. Семья, откуда ушли все дети называется пустым гнездом.

4. распад семьи.

 

Семейные роли:

1. супружеские

2. родительские

3. детские

4. межпоколенные

5. внутрипоколенные(старший брат)

Гендерные роли - предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.

Ориентационная семья - только супруги без детей.

При нуклеарной семье неважно, что ребенок не усыновлен. Патриархальная семья - совместное проживание нескольких поколений родственников.

Демократическая семья - отсутствие отношений господства и подчинения.

 

Критерии определения типа семьи:

- кто является главой семьи

- характер отношений внутри семьи


-распределение обязанностей внутри семьи

-как принимаются решения внутри семьи.

Проверь себя.

1. Основной функцией семьи является:

1)социализирующая 2)эмоциональная 3)репродуктивная 4)социально-статусная

2. В семье гражданина Н. 6 человек. Все домочадцы при принятии важных решений спрашивают разрешения главы семьи. Данная семья является: 1)патриархальной

2)смешанной 3)демократической 4)нуклеарной.

3. Назовите три причины разводов.

4. Назовите три тенденции развития современной семьи.

5. Назовите три различия патриархальной и демократической семьи.

6. Назовите два плюса и два минуса гражданского брака.

7. Назовите три изменения в развитии семейных отношений в случае усложнения процедуры развода.

8. Назовите три направления демографической политике и поясните их примерами.

9. Составьте развернутые планы на тему: «Семья как социальный институт»,

«Патриархальная семья».

10. Напишите эссе на темы: «Брак без детей, что день без солнца», «В брачной жизни соединенная пара должна обрадовать как бы единую мотальную личность», «Жена и дети учат чело вечности, холостяки же мрачны и суровы».


 

 

  Социальное взаимодействие.

Социальное взаимодействие - систематические, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга

Формы соц. взаимодействия:

- сотрудничество. Кооперация -сотрудничество нескольких индивидов ради решения общей задачи.

-соперничество.

* Конкуренция - индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями, благами.

* Конфликт.

Конфликт - спор, столкновение конкурирующих сторон за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Субъект конфликта - его участники

Предмет конфликта – из-за чего

Масштаб конфликта - число участвующих в нем людей и серьезность последствий.

 

Виды конфликтов:

по участникам

1. внутриличностный

2. межличностный

3. социальный по предмету спора

1. экономический

2. политический

3. профессиональный

4. этнический

5. культурный

по способам протекания

1. конфронтация - пассивное противостояние групп с разными интересами

2. соперничество-борьба за признание личных достижений и способностей

3. конкуренция по длительности

1. краткосрочные

2. среднесрочные

3. долгосрочные

по влиянию на ход развития

1. прогрессивные

2. регрессивные по используемым средствам

1. насильственные


2. ненасильственные

Козер, Дарендорф - путь рациональной регуляции конфликтов:

1. начало конфликта. Стороны разошлись во мнениях.

2. словесная дуэль. Стороны приводят доказательства своей правоты.

3. отказ от попыток убедить друг друга, принято решение о переходе к силовым приемам.

1-3- фаза убеждения, заканчивается порогом страха.

4. создание ложных негативных образов противника.

5. сдача тормозов. Исчезает понимание, что такое хорошо, что такое плохо, главное дожать противника.

6. начало угроз.

4-6 -фаза моральной подготовки к принуждению, заканчивается порогом разрушения.

7. нанесение ущерба.

8. увеличение размеров ущерба.

9. уничтожение противника.

7-9- фаза принуждения, заканчивается уничтожением.

Стратегии в конфликте:

1. соперничество (конкуренция)- чтобы я победил, ты должен проиграть

2. сотрудничество - чтобы я выиграл, ты тоже должен выиграть

3. компромисс - чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый должен что- то проиграть

4. избегание - никто не выиграет, поэтому я ухожу

5. приспособление - чтобы ты победил, я должен проиграть

Разрешение конфликта - переход конфликта из фазы неразрешимого противоречия в фазу взаимовыгодного сотрудничества.

Пути разрешения конфликта:

1. применение силы

2. компромисс

3. посредничество

4. арбитраж

Социальный конфликт - высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, общества в целом.

Причины соц. конфликтов:

1. соц. неоднородность общества

2. различие в уровнях доходов, власти, престиже, образовании

3. религиозные различия

4. социально-психологические черты человека

Стадии соц. конфликта:

1. предконфликтная - конфликтная ситуация, стороны осознают растущее напряжение.

2. непосредственно конфликт

3. разрешение конфликта.

Негативные последствия соц. конфликта:


- создание стрессовых ситуаций























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: