Нанотехнологии как основа инноваций

Экологические тенденции на упаковочном рынке

Января 2011

Ожесточенная борьба за потребителя вынуждает производителей продуктов питания внедрять инновационные технологии в упаковочной отрасли. Основной тренд – экологичность решений, которые позволяют свести к нулю воздействие на окружающую среду. Много веков назад люди хранили пищевые продукты в глиняной посуде и плетеных корзинах, со временем были изобретены деревянные бочки. В те времена упаковочная тара имела только защитную и сохраняющую функции. Сегодня же существует множество различных видов упаковки: стеклянные и пластиковые бутылки, металлические банки, бумажные и многослойные пакеты, поддоны, лотки, блистеры, контейнеры, корзины и т.д. Они предназначены для следующих целей:
  • взаимная защита. Защита продукта питания от воздействия окружающей среды, а окружающей среды – от продукта;
  • защита от возможного контакта с другим продуктом;
  • сохранность качества;
  • соблюдение стандартов (соответствие ГОСТу);
  • информационные и рекламные сообщения;
  • безопасная транспортировка.
Еще недавно упаковка продуктов отечественного производства серьезно проигрывала на фоне оригинального дизайна и высокого качества иностранных производителей. Постепенно ситуация меняется. В настоящий момент российские маркетологи и бренд-дизайнеры исходят из того, что необходимо воздействовать на эмоции потребителя. Прежде чем оценить качество продукта, потребитель должен его выбрать. Когда покупатель приходит в супермаркет, его внимание могут привлечь тысячи различных товаров. Каждый производитель знает, что лучшей рекламой является яркая и говорящая упаковка – это одна из составляющих успешных продаж. Необходимо приложить усилия к тому, чтобы покупатель ее заметил и захотел рассмотреть поближе. Для этого необходимо четко представлять целевую аудиторию и только после тщательного анализа приступать к оформлению упаковки. Она должна нести в себе информацию о продукте и вызывать желание купить его. В июне 2010 года в Москве прошла 15-я Международная специализированная выставка «Росупак-2010», в которой приняли участие представители тридцати стран мира. На форуме были представлены новейшие упаковочные материалы, машины и технологии, а также тара и готовая упаковка. Помимо хорошо зарекомендовавших себя компаний (ОАО «Кропоткинский завод МиССП», Машиностроительный завод «Таурас-Феникс», «Русская трапеза», «Вип-Системы», «Мультивак Рус», «Петромаш-Сервис», «Гофротехнологии» и др.) были и дебютанты: компания «Стандарт МЛ» представила образцы тонкостенной упаковки из пластика для мороженого, рыбной, масложировой продукции с применением вплавляемой этикетки; компания «Енисей-Юг» продемонстрировала образцы новогодней упаковки из картона и микрогофрокартона. Впервые на выставке работала экспозиция «Вторая жизнь упаковки», были показаны товары из использованной тары, что на практике доказывало ценность вторсырья. В ноябре 2010-го на выставке BRAU Beviale в Нюрнберге свои инновационные решения в области упаковки показала компания Ball Packaging Europe. Помимо цифровой печати и выпуклого рисунка на алюминиевых банках (например, кожа змеи и пчелиные соты, которые ощущаются тактильно), она представила печать термохромными чернилами, меняющими цвет в зависимости от температуры. Для удобства потребителя можно изготавливать банки, которые сменой цвета сигнализируют о повышении или снижении температуры содержимого до необходимой величины. На выставке была представлена и такая новинка, как банка, источающая аромат! В то время как один производитель делает ставку на привлекательность и завоевывает клиентов эстетическими решениями, другой использует трендовую экологическую тему и борется за снижение негативного влияния на окружающую среду, даже рискуя при этом снизить количество потенциальных покупателей. Например, маркетологи британской сети супермаркетов Waitrose, проведя исследование, приняли решение отказаться от продажи мяса в пакетах из пенопласта, теперь его будут продавать в пластиковых лотках. Такая упаковка выглядит не лучшим образом, но позволяет сэкономить до 9 тыс т упаковки в год и значительно снизить негативное влияние на окружающую среду. Многие компании принимают меры, направленные на отказ от использования большого количества упаковочного материала и на переход к использованию вторичного сырья. Более трех лет потратила компания Danone на модернизацию оборудования с целью отказаться от упаковки мультипак. Как результат, уменьшилось количество отходов и вслед за непродолжительным негативным эффектом (заметность Activia на полках магазинов несколько снизилась) последовал прогресс: ежегодные затраты на упаковку сократились на 2,5 млн евро, а также повысилась ценность бренда как борца за экологию. В США был разработан полностью разлагаемый пакет для кофе, состоящий из инновационной пленки Green Film. От других пакетов он выгодно отличается тем, что все его слои полностью подвержены разложению в почве в течение одного-пяти лет, в то время как в других упаковках разлагается только один слой. Сегодня основные усилия направлены на создание такой упаковки, которая, совмещая основные функции, будет максимально удобной для потребителя и окажет в процессе утилизации минимальное влияние на окружающую среду. Новую сверхэкологичную упаковку разработали в США. Для ее производства используется новое вещество на натуральной основе Mycobond. После использования она разлагается на безопасные вещества и может применяться как удобрение. Отечественные производители также все больше задумываются об экологии, хотя реалии пока еще далеки от идеала. В России каждый год образуется около 90 млн кубометров использованной пищевой упаковки, из которой только около 3 % отправляется на повторную переработку, остальные 97 % вывозятся на свалки или сжигаются. В крупных мегаполисах структура использованных упаковочных материалов такова:
  • 38 % – бумажная и картонная упаковка;
  • 32 % – упаковка из полимеров и комбинированная упаковка;
  • 15 % – металлическая упаковка;
  • 12 % – стеклянная тара;
  • 3 % – другая упаковка.
Материалы, из которых изготавливаются всевозможные виды пищевой упаковки (в основном, полимеры), разлагаются в почве десятки и сотни лет. Сложно представить современную жизнь без пластика, но, во-первых, он производится из невозобновляемых ресурсов (уголь, нефть и газ), а во-вторых, крайне сложно утилизируется, что отрицательно влияет на экологию. Для минимизации негативного воздействия упаковочной отрасли используют следующие методы и технологии.
  • 1. Уменьшение затрат сырья и упаковки: полный отказ (если возможно) или наиболее легкая упаковка; использование крупной фасовки товаров.
  • 2. Использование вторичного сырья.
  • 3. Упаковка многократного использования.
  • 4. Возможность переработки и утилизации упаковки.
  • 5. Сбор использованной упаковки для последующей переработки.
Санкт-Петербургская компания «Евро-Балт» популяризирует применение биоупаковки. Свыше 20 % ее продукции составляет биопленка, из которой изготавливаются хозяйственные пакеты, пакетики для овощей, фруктов и хлебобулочных изделий. Благодаря специальной добавке (d2w), которую фирма закупает в Великобритании, пленка разлагается в почве за полтора года, не нанося при этом вреда. Руководство «Евро-Балт» выступает с инициативой организации в сетях супермаркетов продажи, наряду с обычными пакетами, экологических аналогов, которые дороже на 20 %, сопровождая их информационным материалом. Гипермаркет «О’Кей» предлагает биоразлагаемые пакеты наряду с обычными в соотношении один к одному, ранее же на долю экологических пакетов приходилось лишь 20 %. Благодаря стараниям ученых на сегодняшний день в мире существует более ста видов полностью биоразлагаемых (под воздействием микроорганизмов) полимеров, созданных на основе крахмала, который производится из возобновляемых ресурсов (картофель, злаковые). Первый в мире завод, выпускающий полиэтилен из сахарного тростника, был построен бразильской компанией Braskem совсем недавно, в сентябре 2010 года. Планируется производство около 200 тыс тонн «зеленого» полиэтилена в год. Осенью 2009 года на рынке появились всеми любимые соленые снеки Pretzel Sandwich от американской Snyder’s в новой экоупаковке, созданной на основе полимолочной кислоты и крахмала. Компания планирует за пять лет сократить объем отходов на 30 %. Известно, что переработка тонны пластика, например, полиэтиленовых бутылок, экономит около 750 кг нефти. А тонна переработанной макулатуры соответствует 4 кв. м древесного сырья. Компания TriStar внедрила новую упаковку для сэндвичей, которая наполовину состоит из переработанных ПЭТ-бутылок. Британская High Profile выпустила многоразовую полуторалитровую бутылку для воды, на 95 % состоящую из использованных пластиковых контейнеров и являющуюся абсолютно безопасной. Экологическая ситуация заставляет производителей всего мира задумываться о сокращении объема упаковки и использовании биоматериалов в ее изготовлении, что положительно сказывается не только на состоянии природной среды, но и на имидже компаний. Procter & Gamble разработала стратегию по минимизации отрицательного влияния на природу, которая состоит из следующих задач: обеспечение заводов полностью возобновляемой энергией; использование вторичного сырья в производстве; разработка упаковки, которая будет удовлетворять эстетические потребности покупателя и беречь природные ресурсы; минимизация отходов производства. России нужна долгосрочная государственная программа по развитию упаковочной отрасли и применению ресурсосберегающих технологий. Уже давно говорится о необходимости принятия Федерального закона «Об упаковке и упаковочных отходах». Но все попытки его принятия заканчивались неудачно ввиду отсутствия в стране как таковой, нормативно оформленной, упаковочной отрасли. В марте 2010 года Госдумой в первом чтении был принят проект Федерального закона технического регламента «О безопасности упаковки», целью которого является защита здоровья граждан, охрана окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений при производстве, хранении, использовании и утилизации упаковки. Окончательное принятие регламента должно пройти с учетом существенной доработки в части переработки и утилизации отходов упаковочных материалов, уточнения вопросов химической безопасности и других аспектов. Отечественный рынок упаковки растет быстрыми темпами. Данные Росстата свидетельствуют о ежегодном увеличении объема упаковочных изделий более чем на 10 %. По данным различных исследований, рост рынка экологической упаковки будет продолжаться, и к 2015 году составит 37 % всех товаров.

 


 

Форма со вкусом

На рынке появляются все новые инновационные решения, дающие преимущества тем, кто умело их использует

2011-02-01 14:12:00 Виктория Загоровская
Мясная сфера Вторник 1 Февраля 2011 14:12 МСК
Статьи

Еще по этой теме:

Шоу что надо

12.03.2012

Перец на орбите

12.03.2012

Бакалейный контроллер

11.03.2012

Берите выше

11.03.2012

Рулон — альтернатива

07.03.2012

«Умная» упаковка расскажет потребителям о свежести мяса. Фото: nextnature.net

В свежем номере журнала опубликована статья (№1 за 2011 год) о внедрении нанотенологий в производство упаковки.

Упаковочный рынок достаточно динамичен — новые материалы и технологии разрабатываются постоянно. Производство упаковки — процесс, всегда состоящий из нескольких стадий: поиска, разработки и внедрения инноваций. Для того чтобы обеспечить комплекс полезных свойств упаковки для продуктов питания, таких как прочность, термостойкость, жесткость или эластичность, барьерные свойства, химическая стойкость, внешняя привлекательность, экономичность и эргономичность, необходима переоценка и трансформация уже существующих упаковочных решений. Известный химик Антуан Лавуазье говорил: «Ничто не теряется, ничто не создается, все трансформируется». Пожалуй, это хороший девиз для инновационной упаковки.




Нанотехнологии как основа инноваций

Термин «нанотехнология» (nanotechnology) был введен в 1974 году Норио Танигучи, который определил ее как «технологию производства, позволяющую достигать сверхвысокой точности и ультрамалых размеров».

«Нанос» в переводе с греческого языка означает «гном». Необычайно малая величина наночастиц предполагает их иное химическое и медико-биологическое поведение, которое может быть описано с помощью квантовой механики. Эти частицы по-другому, нежели более крупные того же состава, вступают во взаимодействие с различными объектами, поэтому способны образовывать комплексы с ранее неизвестными свойствами.

Сегодня под нанотехнологией, прежде всего, мы понимаем науку о способах и методах обработки и переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, характерные размеры либо точность изготовления которых составляют значения на уровне или ниже 100 нм.

Уникальные свойства наночастиц стали известны давно, но для того чтобы получить практическое применение, потребовалось немало времени и затрат. На рубеже XX и XXI вв. нанотехнология получила активное развитие и распространение во всех сферах человеческой деятельности от военно-промышленного комплекса до изготовления продуктов питания. В развитых странах мира активно финансируются и проводятся исследования в области нанотехнологии. Так, в США в 2000 г. создана федеральная организация National Nanotechnology Initiative с государственным финансированием 500 млн. долл. в год.

В 2004 г. банк Credit Suisse First Boston опубликовал аналитический доклад о будущем нанотехнологии, в котором утверждается, что нанотехнология – суть преобразования современной технологии, она послужит основой создания принципиально новых продуктов. Нанотехнологии придут на смену существующим технологиям подобно тому, как, например, электричество заменило пар, а электронная почта — телеграф. В 2005 г. на первой конференции Nano Food (Wageninger, Netherlands) впервые было введено понятие «нанопища» («нанопитание»). Нанотехнологии являются основой инноваций в пищевой технологии, а также тотального мониторинга качества и безопасности производства продуктов питания путем диагностики так называемых квантовых точек (наносенсоров), способных достоверно определять химические, биологические и другие включения.

Существующая в мире проблема обеспечения населения продуктами питания может быть решена, в том числе за счет использования нанотехнологий. Также, по мнению зарубежных ученых, нанотехнологии произведут революцию в сельском хозяйстве. Прогнозируется, что в будущем молекулярные роботы смогут производить пищу, заменив сельскохозяйственные растения и животных, при этом предполагают возможность производства молока, минуя промежуточное звено — корову.

Смышленая упаковка

Многие отрасли промышленности по-прежнему борются с последствиями мирового финансового кризиса, а потребители неохотно расстаются с деньгами. Но, как сообщает портал Upakovano.ru со ссылкой на Thomasnet, упаковочная отрасль научилась адаптироваться к изменениям и оправляется от кризиса быстрее, чем мировая экономика. По прогнозам исследовательской компании Pike Research, годовой доход упаковочного рынка к 2014 году составит 530 млрд. долл. Для сравнения: в 2009 году этот показатель был равен 429 млрд. долл. Поскольку объемы производства упаковки будут только расти, потребление сырья, энергии и прочие показатели также будут увеличиваться. В то время как ключевой тенденцией современного рынка является переход на производство экологичной упаковки, в 2010 году наметились и новые тренды — стало появляться все больше упаковок, которые можно назвать «интерактивными», и этикеток, которые можно назвать «умными».

Ключевой тенденцией современного рынка является переход на производство экологичной упаковки

В ближайшие пять лет ожидается существенный рост в области нанотехнологий в упаковочной отрасли, сообщается в исследовании iRAP Inc. Возрастающие требования к безопасности и качеству продуктов питания в соответствии с мировыми стандартами приведут к увеличению рынка нано-упаковки с 4,13 млрд. долл. в 2008 году до 7,3 млрд. долл. в 2014 году, с ежегодным приростом в 11,65%.

Отметим, что в применении нана-упаковки лидирующее место занимает Япония. По данным на 2009 год на ее долю приходится 45% рынка. Россия в 2009 году стала четвертой в мире по объему инвестиций, привлеченных в наноиндустрию. По планам «Роснано», в 2015 году объем выпуска нанопродукции в стране достигнет почти триллиона рублей.

Согласно исследованию, активные технологии в упаковке продуктов питания займут наиболее значительную долю рынка, в то время как самый большой рост произойдет в сегменте умной упаковки, где средний ежегодный прирост составит около 19%, благодаря чему к 2014 году этот рыночный сектор достигнет 2,47 млрд. долл.

Сегодня многие компании стараются «связать» потребителя с брендом, сделать взаимодействие интерактивным. Все чаще можно встретить на полках магазинов упаковку, «начиненную» электроникой. Появляются разнообразные приложения для мобильных телефонов, которые способны считывать штрихкоды с упаковки того или иного продукта и выводить на экран телефона не только детальную информацию о продукте, но и давать рецепты по его приготовлению. Кроме того, производители стали чаще выпускать продукцию в промо-упаковке, снабжать ее различными купонами и т. д. Все это направлено на привлечение внимания потребителя к конкретной марке в условиях высококонкурентного рынка. По прогнозам Innova Database, глобальный рынок «интерактива» вырастет с 4,8 млрд. долл. в 2011 году до 14,1 млрд. долл. к 2013 году.

Применения нанотехнологий в пищевой упаковке включают улучшенные механические, барьерные и антимикробные свойства, а также внедрение датчиков слежения и мониторинга за продуктами во время перевозки и хранения. Все больше компаний желают отслеживать путь своей продукции с момента производства и до полки в магазине и используют для этого RFID-метки. Кроме того, RFID является своеобразным «паспортом» продукта, доказательством его качества и «легального» происхождения.

В данный момент в секторе активных упаковок доминируют решения с поглощающим кислород слоем (oxygen scavengers), с влагопоглотителями и барьерные упаковки. На их долю приходится до 80% рынка активных упаковок. В секторе умной упаковки наибольший рост предсказывается RFID-чипам, в то время как самая большая доля рынка – за временными температурными датчиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: