Задолженность государств-участников СНГ перед РФ

Государства

Задолженность по государственным кредитам (по данным на 01.04.1999)

Задолженность перед российскими хозяйствующими субъектами

Млн.долл.США

Млн.руб.

Млн.долл.США
Основной долг Начисленные проценты Итого В том числе просроченные платежи За поставленные топливно-энергетические ресурсы на 01.03.1999 За товары, продукцию, сырье и услуги средних и крупных предприятий*(просроченная задолженность)на 01.01.1999 ФКК “Росконтракт” на 01.04.1999**
Армения 98,9 2,1 101,0 2,5 0,0 106,3 28,28
Азербайджан 0,0 0,0 0,0 0,0 0,5 167,7 0,00
Белоруссия 83,1 1,4 84,5 4,3 6908,5 388,0 7,24
Грузия 179,3 0,8 180,0 0,8 1057,9 278,0 0,00
Молдова 64,0 10,3 74,3 58,4 10180,9 94,9 0,00
Казахстан         10640,9 444,0 52,15
Киргизия 139,0 22,7 161,7 2,8 0,2 24,6 2,45
Таджикистан 287,7 10,9 298,6 3,8 379,6 112,3 11,27
Туркменистан 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 115,7 0,00
Узбекистан 500,6 60,3 560,9 122,9 0,6 325,2 0,00
Украина     3074,0 0,0 28180,6 1864,3 37,17
Итого по СНГ:     4566,1 218,2 57349,2 3921 139,36

*По юридическим лицам и их обособленным подразделениям, кроме субъектов малого предпринимательства банков, страховых компаний и бюджетных организаций.

** Данные приведены по основному долгу.

Источник: Внешнеэкономическая деятельность. 2000.№2.С.82

По данным Центрального банка России, в период с 1994г. по 1 июля 1998г. в погашение вышеназванной суммы в доход Федерального бюджета от стран СНГ поступило 1,7 млрд. долларов США в счет основного долга и по процентам за кредиты. С Арменией, Грузией, Молдавией, Таджикистаном, Узбекистаном и Украиной заключены соглашения о реструктуризации задолженности, переносящие сроки их погашения на более поздние.

Нужен также механизм погашения долгов стран Содружества в имущественной форме путем их обмена на находящиеся в государственной собственности акции предприятий, представляющих взаимный интерес. Кстати, в последнее время финансовую задолженность России страны СНГ все чаще стали погашать в виде имущественного возмещения. Например, Киргизия вернула около 25 млрд.руб. акциями “Киргизэлектромаша” (34% уставного капитала), Узбекистан передал в собственность России санаторий в Сочи “Узбекистан” из расчета 16 млрд.руб., Молдова – акции предприятий табачной и виноводочной промышленности. Очевидно, это один из важнейших путей разрешения экономических противоречий стран СНГ в области расчетно-платежных отношений.

Понятно, что устранение перечисленных препятствий, тормозящих развитие взаимного сотрудничества стран СНГ, потребует от всех государств Содружества значительных усилий, твердой воли к восстановлению былых связей и займет не один год. Однако положительные тенденции в этом направлении уже наметились.

Неудовлетворительный ход формирования новой системы сотрудничества во многом объясняется очевидной аморфностью СНГ как межгосударственного образования. Здесь тоже нужны координальные изменения в организационно-институциальной сфере и экономическом механизме интеграции.

Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в СНГ.

Опыт реализации двусторонних соглашений показал сложность решения всех проблемных вопросов в области торгово-экономических отношений сразу между всеми государствами-членами Экономического союза СНГ. Именно вследствие этого обстоятельства и возникла идея “разноскоростной”, “многоуровневой” интеграции стран в СНГ. Это подтверждается практикой последних лет: государства, более готовые к интеграции, объединились, образовав субрегиональные организации различных типов. Таких организаций несколько. Некоторые страны СНГ входят более, чем в одну группу.

2.2.1. Евразийское экономическое Сообщество (ЕврАзЭС) и его предтеча “Таможенная пятерка”

Первым этапом к реальному формированию единого экономического пространства в Содружестве стало создание Таможенного союза.

Соглашение о создании Таможенного союза, подписанное Белоруссией, Казахстаном и Россией в январе 1995г., определило его как экономическое объединение государств, основывающееся на формировании единой таможенной территории. В марте 1996г. в Союз вступила Киргизия, а в феврале 1999г. Таджикистан, которые признали приемлемыми для себя его цели и задачи.

Заключение указанных соглашений в целом уже в первые годы оказало благоприятное влияние на динамику торгово-экономических отношений России с этими государствами. За период 1995-1998 годов товарооборот России с ними увеличился с 10,4млрд. долларов до 13,3млрд. долларов, то есть на 27%, в то время как с остальными странами СНГ товарооборот сократился с 17,7 млрд. долларов до 11,6млрд. долларов, то есть почти на 35%. С 2001 г., однако, наблюдалось его резкое снижение (см. табл. 1 и 2)

За время существования Таможенного союза принято значительное количество документов, среди которых особо следует отметить базовый Договор от 29 марта 1996г. об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях и являющийся его логическим развитием Договор от 26 февраля 1999г. о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Именно в этих документах были определены такие главные направления сотрудничества, как формирование зоны свободной торговли, единой таможенной территории, взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами, развитие общего рынка услуг и труда, общего аграрного рынка, научно-технического и информационного пространства.

Таблица 1.

Взаимная торговля стран Евразийского экономического сообщества (миллионов долларов США)

  1995 2000 2001 20021
 

Экспорт

 
Беларусть 2273 3736 1902 2947
Казахстан 2535 1900 1902 1216
Кыргызстан 185 109 113 84
Россия 5814 8011 8220 5954
Таджикистан 107 269 111 78
 

Импорт

 
Беларусть 3027 5662 5324 4137
Казахстан 2021 2536 2972 1886
Кыргызстан 237 196 174 178
Россия 5129 6236 6182 4416
Таджикистан 166 197 227 185
 

Сальдо

 
Беларусть - 754 - 1926 - 3422 - 1190
Казахстан 514 - 636 - 1070 - 670
Кыргызстан - 52 - 87 - 61 - 94
Россия 685 1775 2038 1538
Таджикистан - 59 72 - 116 - 107
1 Январь-сентябрь        

Источник: Содружество Независимых Государств в 2002 году статистический справочник // Межгосударственный Статкомитет СНГ. – М., 2003, с. 90

Таблица 2.

Удельный вес стран Евразийского экономического сообщества во взаимной торговле стран ЕврАзЭС (в процентах)

  1995 2000 2001 20021
 

Экспорт

 
Беларусть 20,8 26,6 15,5 28,7
Казахстан 23,2 13,5 15,5 11,8
Кыргызстан 1,7 0,8 0,9 0,8
Россия 53,3 57,1 67,1 57,9
Таджикистан 1,0 1,9 0,9 0,8
 

Импорт

 
Беларусть 28,6 38,2 35,8 38,3
Казахстан 19,1 17,1 20,0 17,5
Кыргызстан 2,2 1,3 1,2 1,6
Россия 48,5 42,1 41,5 40,9
Таджикистан 1,6 1,3 1,5 1,7
1 Январь-сентябрь        

 

Источник: Содружество Независимых Государств в 2002 году статистический справочник // Межгосударственный Статкомитет СНГ. – М., 2003, с. 90

Наряду с определенными достижениями, практика формирования Таможенного союза выявила ряд серьезных проблем и трудностей, которые могут поставить под вопрос реализацию намеченных целей.

Основные принципиальные вопросы формирования Таможенного союза были не вполне решены, реальные результаты в экономической деятельности от его существования были явно недостаточны.

Пробуксовка экономической интеграции участников Таможенного союза определялась целым рядом существенных факторов, среди которых, в частности, следует отметить различия в уровнях развития экономик, отраслевой структуре производства, а также особенностях географического положения стран.

Формирование полноценного Таможенного союза затрудняется значительной удаленностью неко­торых его участников друг от друга, слабым развитием инфраструктуры, а также значительными различиями национальных транспортных тарифов.

Иногда под флагом Таможенного союза проводится ликвидация таможенной границы без введения общего внешнего таможенного тарифа и общей внешней таможенной границы, что может вести лишь к дезорганизации внутренних рынков стран-участниц. Например, хотя дальше всех по пути интеграции продвинулись Россия и Белоруссия, отменившие с 1995 г. таможенный конт­роль и таможенное оформление товаров российского и белорус­ского происхождения, однако и здесь возникают различные проблемы. Причем такие проблемы порой приносят ущерб одновременно как белорусской, так и российской казне. Например, в 1997 году страны-союзницы окончательно унифицировали почти 100% таможенных тарифов. Однако с ухудшением в 1998-1999 гг. их внутренней экономической ситуации сейчас разночтение между тарифами составляет почти 30 %. В эти годы Россия и Белоруссия предприняли определенные действия во внешней торговле без согласования друг с другом. Так, Россия ввела экспортные пошлины, в частности, на нефть и нефтепродукты, а Белоруссия этого делать не стала. В результате значительный поток российской нефти и нефтепродуктов пошел в Белоруссию, а оттуда реэкспортом в страны Прибалтики и Европу. В итоге Белоруссия, почти не имеющая запасов нефти, превратилась в крупнейшего поставщика этого сырья. А казна России стала терять доходы как от беспошлинного ввоза товаров через Белоруссию, так и от беспошлинного вывоза наших товаров через территорию нашей союзницы.

В октябре 2000г. Таможенный союз пяти был преобразован в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)3. Целью новой организации является формирование единого экономического пространства на территории пяти стран. А в качестве ближайших задач сообщества определены: согласование структурных реформ экономики стран-участниц; создание единой транспортной структуры и единого транспортного рынка; введение единого таможенного тарифа; гармонизация национальных законодательств; выработка общего политического курса по отношению к международным организациям.

Важнейшим качественным аспектом, который позволит, как ожидается, превратить интеграцию из формальной в реальную, является создание нового хозяйственного взаимодействия в ЕврАзЭС. Центральным органом стал Интеграционный Комитет (собирается не реже 4-х раз в год). Созданы также Межпарламентская Ассамблея и Суд сообщества. При этом в учредительных документах новой организации впервые четко прописаны квоты каждой страны в финансировании межгосударственных структур и соответственно распределении голосов: Россия получает 40%, Казахстан и Белоруссия – по 20%, Киргизия и Таджикистан – по 10%. Решения принимаются (согласно Договору) двумя третями голосов. Но на практике по ключевым вопросам действует консенсус. Сообщество открыто для всех желающих присоединиться.

Главы пятерки при подписании документов склонны были расценивать сообщество как принципиально новую площадку для принятия экономических решений, которые могли бы стать реальным наполнением идей интеграции постсоветского пространства.

Уже на первом заседании в Минске 31 мая 2001 г. Межгосударственного Совета ЕврАзЭС главы государств пятерки рассмотрели такие вопросы, как:

- выработка общей позиции по проведению структурной перестройки экономик на 2001 – 2005гг.;

- оформление режима свободной торговли;

- формирование единого таможенного тарифа;

- образование общего рынка транспортных услуг и др.

Было подписано 18 основополагающих документов и начато формирование правовой базы Сообщества.

Сегодня органы управления Сообщества создаются как межгосударственные, но уже в названном Договоре и в проектах учредительных документов заложены предпосылки для перехода к органам наднациональным.

Следует отметить заметный подъем статуса вошедших в Сообщество государств как субъектов международной экономики:

a) это касается прежде всего вопроса о согласовании перспектив вхождения в ВТО;

b) а также экономической защиты внешних границ СНГ.

Между тем в новой организации согласование идет очень сложно. Каждая страна без оглядки на партнеров защищает своих экспортеров. Казахстан, не уведомив ЕврАзЭС, полностью отменил ограничения в торговле с Грузией, не входящей в сообщество. Первый замминистра экономразвития Иван Матеров считает, что страны “пятерки” имеют разную структуру экономики и разный уровень развития, отчего альянс “находится в ранней стадии формирования единого экономического пространства”. Не удается пока создать таможенную территорию без барьеров. Общий таможенный тариф России, Казахстана и Белоруссии охватывает около 60% товарной номенклатуры: из 11 000 позиций ставки ввозных таможенных пошлин совпадают лишь по 6 400 товарам. Еще хуже выглядит ситуация в отношениях с Киргизией, вступившей в ВТО: здесь совпадения составляют 33%.4 По решению ЕврАзЭС, одобренному правительством Минэкономразвития предстоит до конца 2003 г. согласовать 70% ставок, а к 2005 г. иметь на территории стран “пятерки” Общий таможенный тариф. Сейчас чиновники правительств проводят анализ товарооборота друг с другом. К примеру, у Казахстана ставка – 5%, а у нас – 15%, но мы этого товара закупаем на гроши. Значит, нам можно без риска снижать ставки. Если же товарооборот у обеих стран по какой-то позиции значительный, то надо найти компромисс и выбрать средневзвешенную ставку. Разрешив ряд проблем с Казахстаном, Россия столкнулась теперь с дискриминацией на белорусском рынке. Например, введено очень дорогое лицензирование торговли российским пивом. При этом с каждой ввозимой из России бутылки или банки берется налог в 30%, который местные власти направляют на развитие стекольной промышленности. Вопреки законодательству налог с продаж для белорусских товаров взимается по ставке 5%, а на российский импорт установлено 15%. Эта мера не столь явного порядка, как таможенный тариф, но не менее болезненная для торговли.

Свой счет к Белоруссии и у российских производителей телевизоров. Соседние государства субсидируют из бюджета производство белорусских “Горизонтов” и “Витязей”. Раньше республика делала это за счет налоговых льгот. “Это издевательство, - возмущается российский чиновник, - отменить по договоренности с нами льготы (в обмен на поставки дешевого газа из России) и тем же днем декретом президента (Александра Лукашенко) ввести госсубсидии в размере $ 19 млн в год”. Это привело к тому, что белорусские телевизоры теснят российские на их же поле. Директор по маркетингу завода “Ролсен” во Фрязино Леонид Осипов говорит, что российские производители теряют на этом $ 17 млн., а бюджет – $ 15 млн.5

“Россия, по большому счету, не очень много теряет на взносах и таможенных послаблениях в ЕврАзЭС, но сам ЕврАзЭС находится в двусмысленном положении, - полагает эксперт Института стран СНГ Артем Артемов. – В феврале 2003 г. принято решение о создании зоны свободной торговли с участием России, Белоруссии, Казахстана и Украины и возникает вопрос, в чем смысл ЕврАзЭС, если параллельно появляется новое объединение региональной интеграции”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: