Единое экономическое пространство (формат 4-х)

Название новой организации было введено в политический оборот 23 февраля 2003 года, когда в Москве на встрече президентов четырех стран СНГ России, Белоруссии, Украины и Казахстана было объявлено о подготовке к сентябрю 2003 года “Соглашения о формировании единого экономического пространства, согласованной экономической политики по ряду направлений, гармонизации соответствующего законодательства и создании единой регулирующей межгосударственной независимости комиссии по торговле и тарифам”.

19 сентября 2003 года президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали в Ялте соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Как говорится в документе, основой функционирования ЕЭП должны быть принципы свободной торговли: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без оговорок, исключений и особых статусов. Соглашение предусматривает “формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, согласование таможенно-тарифной и макроэкономической политики, а также выравнивание цен на энергоносители в странах-участницах”. Для координации действий в рамках ЕЭП создается наднациональный орган, решения которого обязательны для стран-участниц, а голоса в нем распределяются между странами-участницами пропорционально размерам их ВВП (на ВВП РФ приходится 80% всего совокупного ВВП “четверки”). Детальнее механизм функционирования ЕЭП планируется разработать в ближайшие месяцы.

Для России в соглашении о создании ЕЭП главное – возможность решить проблемы двусторонних отношений с Украиной, например, скоординировать переговоры о вступлении в ВТО, ведь, если Киев попадет туда первым, он сможет диктовать Москве условия ее членства в организации.

Поэтому подписание той части соглашения, которая подразумевает “выработку механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции”, важный для России результат. Зафиксировано в тексте соглашения и то, что “в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно будет содействовать скорейшему присоединению к ВТО других государств-участников, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединение к ВТО”.

Свой интерес к созданию ЕЭП есть и у Украины. Она настояла на включении в соглашение нормы о “поэтапной” интеграции стран. То есть каждый участник может самостоятельно определять, в каких именно интеграционных проектах он будет участвовать и в какой степени. Киев отстаивал этот принцип, так как намерен пока ограничиться лишь участием в зоне свободной торговли и уравниванием цен на энергоносители, а варианты с Таможенным союзом и тем более с единой валютой не рассматривается. Украина, так же в отличие от других стран-партнеров отрицательно относится к идее наднационального регулирования.

В то же время, извлекая урок из неэффективности многолетних попыток Таможенного Союза пяти стран СНГ, так и не увенчавшегося успехом, в соглашении о ЕЭП зафиксировано: как только стороны проходят какой-то этап в проведении унификации, они подписывают соответствующий документ и передают национальные полномочия единому наднациональному органу. Так же, как и в ЕС, где таможенные пошлины устанавливает не Париж или Берлин, а Брюссель, где действует единый директорат, который разрабатывает регламенты в области таможенных пошлин.

Киеву выгодно не столько единое экономическое пространство, сколько создание зоны свободной торговли. В отношении ряда украинских товаров (прежде всего труб, кондитерских изделий, сахара) в России действуют квоты и высокие импортные пошлины, а режим свободной торговли предполагает их отмену. Киев, став членом единого пространства, может добиться поставок энергоносителей по сниженным ценам (сегодня НДС за экспорт на Украину нефти и газа из России экспортерам не возмещается), и себестоимость украинских товаров станет еще ниже. Это позволит увеличить как экспорт в Россию, так и привлечет инвестиции на Украину для создания производств, ориентированных на российский рынок.

По всей видимости, новое соглашение – это не более чем политическая декларация. Оно опять отражает “спешку”, отсутствие экономических расчетов, серьезной проработки. Экономическая же интеграция на постсоветском пространстве станет реальной лишь тогда, когда этой идеей всерьез проникнется частный бизнес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: