Показатели интенсивности интеграционных связей в региональных торгово-экономических группировках

Таблица 1.

Некоторые интеграционные экономические организации в основных регионах мирового хозяйства

№п/п Наименование организации Число членов Год создания
1 Европейский союз (первоначально Европейское экономическое Сообщество) 25 1957/1992
2 Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) 4 1960
3 Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА) 7 1992
4 Содружество Независимых Государств (СНГ) 12 1991
5 Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС) 11 1992
6 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) 3 1994
7 Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 21 1989
8 Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) 9 1967
9 Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК) 7 1985
10 Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ) 11 1980/1960
11 Андская группа, или Андский пакт 5 1969
12 Карибское сообщество и Карибский общий рынок 14 1973
13 Общий рынок стран Южного конуса (Меркосур) 4 1991
14 Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) 16 1976
15 Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) 20 1994
16 Южноафриканское сообщество развития (САДК) 11 1992
17 Таможенный и экономический союз Центральной Африки (ЮДЕАК) 6 1966
18 Совет арабского экономического единства (САЭЕ) 12 1964
19 Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) 6 1981

Региональные объединения различаются по глубине и характеру “сращивания” экономик стран-партнеров, по выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и масштабам их деятельности, по количеству государств-членов, по социокультурным признакам.

При этом интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами-участницами соглашения;

согласованием экономической политики стран-участниц;

взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;

широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;

связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;

сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);

региональностью пространственных масштабов интеграции.

Объективное содержание интеграции составляет в конечном итоге переплетение, взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, протекающих в виде “частичных интеграций”. Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы: 1)рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту потоков факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг, и т.д. - это так называемая “поверхностная” (или “мягкая”) интеграция (shallow integration); 2)собственно производство (глубокая интеграция – deep integration); 3)сферу принятия решений (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных межправительственных и национальных организаций).

Понятие “региональный” в случае интеграции обозначает не просто географические границы той или иной организации. Обычно имеется в виду исторически сложившаяся региональная общность ряда стран-соседей, предполагающая сходство их экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории, пр.. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований, которые, используя многообразные преимущества “экономики масштаба”, по мнению ряда аналитиков, уже в ближайшем будущем окажутся в ряде случаев более эффективными субъектами МЭО, чем национальные государства, способными обеспечить формирование нового полицентрического и более стабильного, чем ныне, миропорядка.

Развивающийся сначала в считанном количестве регионов мира интеграционный процесс, в последние годы охватил почти все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных и субрегиональных и межрегиональных торгово-экономических групп. По данным ВТО, на начало 2003 г. насчитывалось 151 реально действующих региональных торгово-экономических соглашений (РТС). Причем 123 из них были зарегистрированы после 1995г.[3] Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный “интеграционный бум”. На внутрирегиональную торговлю приходится 2/3 объема мировой торговли.

Из 144 стран-членов ВТО в 2002 г. практически все участвовали в одной или нескольких региональных группах. По данным ЮНКТАД, около 40 новых региональных и межрегиональных проектов находятся на стадии обсуждения.[4]

Глубокие интеграционные процессы, однако, имеют место лишь в Европе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное сотрудничество пока еще находится на начальных этапах и соответственно не дает существенного эффекта. Во многом формальны еще и интеграционные процессы в СНГ. Сегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал региональной интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации.

Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭО является “Триада” наиболее значимых объединений:

1. Европейский Союз, в состав которого входят 25 государств – Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Австрия, Швеция, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия – сформирована Единый внутренний рынок стран-партнеров, а в рамках 12 стран – создан Экономический и валютный союз.

2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой, где создание зоны свободной торговли товарами дополняется интеграцией в других сферах, например, речь идет о либерализации движения инвестиций, услуг и др.

3. Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объединяющий 21 экономику. В его рамках решается задача создания к 2020 году системы свободной торговли и свободного движения инвестиций. Можно также выделить несколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН), многочисленных перспективных проектов стран-членов АТЭС, включая проект создания в будущем Восточно-Азиатской зоны свободной торговли – своеобразного противовеса Евросоюзу и НАФТА.

Интеграционная “Триада” – это мощные полюсы современных МЭО, что видно, в частности, из данных таблицы 2:

Таблица 2.

Доля региональных группировок в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и инвестициях, в %.

Региональные группировки Доля в мир.ВНП Доля в межд.экспорте Доля в инвестициях
Европейский Союз 24 43 19
НАФТА 26 17 19
АТЭС (без членов НАФТА) 29 25 36

 

Источник: Материалы “круглых столов” Санкт-Петербургского Экономического Форума 1999г.; Экономист. 1999.№11.С.3.

 

Путь к собственно интеграционной, наиболее высокой и качественно зрелой стадии межгосударственного экономического сотрудничества занимает весьма длительный период времени даже при наличии необходимых для этого предпосылок и факторов, определяющих необходимость интеграционных процессов.

Рассмотрим основные, наиболее крупные системообразующие факторы, обусловливающие развитие интеграции, это прежде всего:

а) объективный процесс усиления взаимозависимости стран, рост интернационализации хозяйственной жизни, международное разделение труда;

б) глобализация экономики и глобальная конкуренция;

в) научно-технический прогресс и его современная форма: информационно-технологическая революция;

г) процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных хозяйств;

д) множество (“плюрализм”) цивилизаций, культурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире;

г) общность национально-государственных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности;

д) геополитические интересы и другое.

Сложная комбинация взаимопереплетающихся факторов усиливает синергитический эффект хозяйственного взаимодействия региональных объединений.

Многообразие факторов интеграции можно рассмотреть более подробно.

1. В современных условиях развития устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК, развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.

Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как подавляющее большинство фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений способствует этому. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства – образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США – на американском континенте, Япония и США – в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны – в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона.

2. Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обусловливает необходимость кооперации как материально-финансовых, так и производственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их возвышение до уровня региональных интересов.

3. Фактором, стимулирующим интеграционные процессы, является повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:

- глубокая втянутость экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира, которая в 2000 г. составила 24% в среднем по миру);

- ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;

- конвертируемость национальных валют.

Региональным группам развитых стран, где наиболее высока открытость экономик, она, позволяет легче создать единое экономическое пространство, легче выстоять в глобальной конкурентной борьбе, резко поднять международную конкурентоспособность своих экономик, фирм, товаров.

Однако, либеральная политика максимальной открытости может быть опасна для большинства относительно слабо развитых стран. Принудительное подстегивание их к снятию защитных барьеров их национальных экономик (особенно в тех случаях, когда она заведомо превышает их “резервы прочности”) ставит данные страны под такой удар глобальной конкуренции, который они заведомо не могут выдержать. Именно здесь помогает региональная интеграция стран-соседей.

4. Среди наиболее значимых факторов развития региональной интеграции – возникновение в передовых странах так называемой “новой экономики”, опирающейся на информационно-технологическую революцию. По мнению, ученых, происходит смена парадигмы развития мирового хозяйства на обладание знаниями и доступ к информационным технологиям. Главный ресурс экономики, основанной на знаниях” (knowledge-based economy) – люди. У каждого человека есть потенциал, и задача государства – развивать его. Однако, средств на развитие НИОКР, наукоемких производств, современных моделей образования у отдельных стран не хватает. Региональная интеграция позволяет создавать коллективные фонды, развивать научно-техническую и производственную специализацию и кооперацию, совместно решать проблемы образования.

5. Следует отметить, что вопросы информационно-технологической революции сейчас дискутируются наиболее остро. В первую очередь это касается проблемы растущего разрыва в доступе к достижениям информатизации как между отдельными странами, так и внутри стран между различными социальными группами – так называемый электронно-цифровой разрыв (digital divide). Особенно велик этот разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Для Африки существенной вехой на этом пути стала разработка региональных, субрегиональных и национальных стратегий развития информационных технологий. Локомотивом региональных усилий по их внедрению в экономику и ускорения таким образом темпов развития стала ЮАР. В результате именно в странах САДК (Сообщество по развитию стран Южной Африки) использование информационных технологий существенно продвинулось вперед. Существуют примеры создания собственного программного обеспечения для решения локальных задач.

6. Рост значения социальных аспектов глобализации. Придание глобализации “человеческого лица” означает большую ориентацию этого процесса на разнообразные нужды и потребности человека, минимизацию негативных проявлений глобализации и их воздействия на людей. В этой связи становится актуальным создание так называемых “сетей социальной защиты” (sosial safety nets). Под этим термином обычно понимают набор адресных превентивных мер в сферах соцобеспечения, занятости, образования, здравоохранения и других в отношении наиболее уязвимых слоев населения на случай неблагоприятных изменений или кризиса в экономике. Это тоже один из факторов развития региональной интеграции. А в Европейском Союзе – наиболее зрелой интеграционной группе – формируется “единое социальное пространство”.

7. Развитию интеграции в рамках отдельных регионов способствует тенденция к многополюсности мира в условиях, когда перестала существовать двухполюсная структура мирового хозяйства и пока не произошло становление однополюсного мира под эгидой США. Региональная интеграция опирается и на цивилизационные ценности, “полюсы цивилизационного воздействия”, исповедующие общие традиции, собственную идеологию и стиль жизни (“европейский”, “азиатский”, “латиноамериканский” – ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР соответственно). Таким образом, региональная интеграция поддерживает высокий уровень внутреннего разнообразия человечества, а тем самым – и устойчивости (ведь известно, что устойчивость всякого вида прямо пропорциональна степени его внутреннего разнообразия).

В целом стремление развивающихся стран к экономической интеграции имеет несколько иные причины, чем в случае высокоразвитых стран. Если у последних экономическая интеграция является необходимостью, вытекающей из требований уже достигнутого высокого уровня производительных сил, то в развивающихся странах необходимость экономической интеграции вытекает из того, что благодаря ей эти страны получают возможность определенного ослабления трудностей в экономическом развитии, прежде всего в индустриализации. Конкретные цели же таковы:

ускорение экономического развития;

структурная перестройка экономики, новая модернизация;

привлечение иностранных инвестиций из 3-х стран;

изменение подчиненного положения в системе международного разделения труда.

Однако, экономическая интеграция развивающихся стран часто идет очень медленно вследствие воздействия целого ряда сдерживающих факторов в т.ч.:

факторы внутреннего состояния экономики каждой страны (низкий уровень развития производственных сил, монокультурность, недостаточная интегрированность внутренней экономики);

факторы взаимных отношений (слабость материальной базы; недостаточное развитие инфрастуктуры, в т.ч. разобщенность транспортных систем; интегрирующиеся страны мало дополняют друг друга с экономической точки зрения, часто имея однотипные народнохозяйственные и отраслевые структуры; недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных процессов);

вместе с тем в отличие от 60-70-х годов, начиная с середины 1980-х годов по настоящее время сформировались новые факторы для более успешной региональной интеграции в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии и т.д.: здесь осуществляется переход к широкой либерализации экономик, формирование экономик открытого типа, связанных с мировым рынком, демократизация в десятках стран, разрядка напряженности во взаимных связях (скажем, в странах Латинской Америки), начало волны новой модернизации на основе неолиберальных реформ.

И все же экономическая интеграция в развивающемся мире в большей степени является интеграцией потенциальной, на деле чаще формальной (ЛАЭС, ЦАОР, африканские, арабские объединения). Тем не менее, стремление к ней отражает общую тенденцию развития всемирного хозяйства. Новое явление – объединение развитых и развивающихся стран в одной группе (например, НАФТА, АТЭС).

В современной экономической литературе к непосредственным предпосылкам интеграции относят следующие: Во-первых, интегрирующиеся страны должны обладать близким уровнем экономического развития и зрелости рыночной экономики. Их хозяйственные механизмы должны быть совместимыми. Как правило, интеграция является наиболее прочной и эффективной, если интегрируются развитые страны. Во-вторых, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений. Обычно объединяются страны, находящиеся на одном континенте в непосредственной географической близости, которым легче решать транспортные, языковые и другие проблемы. В-третьих, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран (их отсутствие – одна из причин низкой эффективности интеграции в Африке, в арабском мире). В-четвертых, общность хозяйственных и иных проблем, которые реально стоят перед странами того или иного региона. В-пятых, политическая воля государств, наличие стран-шлидеров интеграции.  В-шестых, так называемый “демонстрационный эффект”. Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединений, как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Так, демонстрационный эффект ЕС стимулировал 10 стран ЦВЕ к подаче заявок на вступление в Евросоюз. В-седьмых, “эффект домино”. Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, остальные страны, оставшиеся за пределами объединения испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение. Например, так возникла “Группа трех” в Латинской Америке после того, как Мексика стала членом НАФТА (с ней подписали соглашения о свободной торговле Венесуэла и Боливия).

 

Показатели интенсивности интеграционных связей в региональных торгово-экономических группировках.

Интенсивность развития интеграции в различных интеграционных группах можно проследить по совокупности нескольких показателей.

Довольно распространенный показатель – доля в процентах от суммарного валового национального продукта, приходящаяся на внутрирегиональный товарооборот, экспорт, импорт. При этом важна и динамика этого показателя, позволяющего установить, усиливается интеграционная составляющая в экономическом развитии или нет.

Таблица 3.

Торговля партнеров по интеграционной группировке

(в % к совокупному региональному ВНП)

п/п

 

1980

1985

1990

1995

1998

Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экс порт Импорт
1 Еврозона (ЕС-11)1 Внутризональная торговля С Японией С США С другими промышленно развитыми странами С другими развивающимися странами   11,4 0,2 1,1 4,2 5,3   11,3 0,6 2,0 4,0 7,6   12,5 0,3 2,4 5,3 5,6   12,3 0,8 1,9 4,6 6,9   12,6 0,5 1,4 4,5 4,0   12,4 1,0 1,6 3,9 4,5   12,4 0,5 1,4 4,4 5,2   11,4 0,9 1,5 3,8 4,7   12,8 0,4 2,0 5,0 5,8   12,0 1,0 2,0 4,2 5,6
2 НАФТА2 Внутри НАФТА С Японией С Еврозоной С другими промышленно развитыми странами С другими развивающимися странами   3,1 0,8 1,6 0,9 2,7   3,5 1,1 1,1 0,8 3,9   3,0 0,6 0,9 0,6 1,7   3,4 1,7 1,3 0,8 2,6   3,4 0,9 1,3 0,8 1,9   3,5 1,6 1,4 0,8 3,0   4,8 0,9 1,2 0,8 2,7   4,9 1,7 1,5 0,8 3,8   5,3 0,7 1,2 0,8 2,5   5,4 1,5 1,7 0,8 4,0
3 АСЕАН3 Внутри АСЕАН С Японией С США С Еврозоной С другими промышленно развитыми странами С другими развивающимися странами   5,6 9,5 5,2 3,4 2,0 6,5   4,2 6,5 4,4 2,8 3,0 8,3   5,8 7,8 6,0 2,6 1,9 6,6   4,9 5,8 4,3 2,8 2,7 7,6   7,6 7,6 7,8 4,7 3,0 9,3   6,9 10,5 6,6 5,1 4,5 11,5   10,6 6,2 8,1 4,7 3,0 10,5   8,8 11,7 6,8 5,5 4,0 11,9   11,7 5,9 10,9 6,3 4,5 13,4   11,8 8,3 6,8 4,3 3,3 14,0
4 Меркосур4 Внутри Меркосур С США С Еврозоной С другими промышленно развитыми странами С другими развивающимися странами   1,1 1,1 2,0 1,0 2,0   1,1 1,9 1,7 1,4 3,3   1,0 2,8 3,0 1,5 3,7   1,0 1,4 1,2 1,0 2,7   1,0 1,7 2,4 1,2 2,0   1,1 1,2 1,2 0,9 1,6   1,8 1,2 1,7 1,2 2,1   1,8 1,8 2,0 1,2 2,0   2,1 1,2 1,7 0,9 2,0   2,3 2,2 2,3 1,4 2,0
5 Центральноафриканская зона франка5 Внутри зоны франка С Еврозоной С другими промышленно развитыми странами С другими развивающимися странами   1,8 15,0 4,8 5,0   1,5 14,5 3,7 5,3   2,0 15,8 6,8 4,2   1,6 13,0 4,4 4,5   1,8 11,3 4,6 4,0   1,8 10,1 2,8 4,1   1,8 12,2 6,0 5,7   1,9 12,5 4,0 8,0   2,6 12,5 6,5 8,1   2,8 15,0 4,1 9,8

Источник: IMF. Direction of Frade Stafistics. 2000; World Economic Outlook, 1999

Примечания: 1Еврозона: Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания; без учета Греции, которая присоединилась к «еврозоне» в 2002 г.

                    2НАФТА: США, Канада, Мексика;

                    3АСЕАН: Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам (данные по Брунею не представлены);

                    4Меркосур: Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай и Ассоциированные члены – Боливия и Чили;

                    5Центральноафриканская зона франка: Бенин, Буркина-Фасо, Камерун, Центрально-Африканская Республика, Чад, Республика Конго, Кот-д-Вуар, Экваториальная Гвинея, Габон, Гвинея-Бисау, Мали, Нигер, Сенегал и Того.

Как видно на основе данных таблицы 3, во всех вышеназванных группировках растет доля внутрирегиональных связей в совокупном региональном ВНП. Наиболее весома она в рамках Еврозоны: в 1998 году – 12,8 % составило отношение экспорта к ВНП и 12,0 % - доля импорта в совокупном ВНП. Показатели не сопоставимы с долей в ВНП торговли стран Еврозоны с США (0,4% по экспорту и 1,0% по импорту) или с Японией (2,0% и 2,0% соответственно) – главными внерегиональными торговыми партнерами стран Еврозоны. Активно растет рассматриваемый показатель в НАФТА, АСЕАН, Меркосур, Центральноафриканской зоне франка. Ограничимся этим кратким анализом, хотя таблица дает весьма богатую дополнительную информацию.

Следующий показатель – доля внутрирегионального товарооборота в процентах к общему совокупному внешнеторговому обороту стран-партнеров по интеграционной группе. Чем она выше, тем сильнее взаимосвязаны и взаимодополняемы экономики стран-партнеров, тем в большей степени можно говорить о едином региональном пространстве. Как можно видеть из таблицы 4, лидирует по данному показателю Европейский Союз – 61,6% внешней торговли его членов приходится на внутрирегиональные связи.* В НАФТА – 51%. Исключительным динамизмом отличается интеграция в Меркосур, если учесть, что с 1991 года по 2002 год данный показатель вырос с 11,7% до 24,0%.

 

Таблица 4.

Доля внутрирегионального экспорта в общем экспорте

стран-участниц, 1990-2002 гг. (в %).

Наименование группировки 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 2000 2002
Европейский союз НАФТА Меркосур АСЕАН Андское сообщество 59,0 41,4 8,9 18,7 3,8 58,7 42,2 11,1 19,3 5,8 59,5 43,7 14,0 19,1 7,8 56,2 45,8 18,5 20,0 9,8 56,8 48,0 19,2 22,7 10,5 63,5 46,2 20,3 23,0 11,8 62,8 47,6 22,7 22,9 10,4 62,1 49,1 24,8 22,1 10,0 62,5 51,0 24,8 20,6 10,0 62,4 55,7 21,0 24,0 8,9 61,6 56,5 11,5 24,0 10,2

 

Источник: World Trade Report 2003. – P. 25

Более детально изменения доли внутрирегионального товарооборота в совокупном объеме внешней торговли региона с разбивкой показателей отдельно по экспорту и по импорту даны в таблице 5, представленной экспертами ВТО.

Таблица 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: