I. Возвращая социологию

23 Рыночное общество создало больше прибыли, богатства, товаров и услуг, чем любая другая форма человеческой социальной организации. Этого удалось достичь благодаря созданию условий для социального обмена между большими группами людей, зачастую разбросанными по обширным гео­графическим пространствам. Для большинства наблюдателей движущими силами столь мощного сотворения богатства ста­ли технология и конкуренция. Идущие против общего потока предприниматели находят новый рынок для какого-либо това­ра или услуги. Этот новый рынок часто возникает как следствие технологического прорыва. Вслед за первопроходцами и другие начинают искать удобный случай войти на этот рынок. Так воз­никает конкуренция, которая вынуждает производителей со­здавать товары более эффективными способами и продавать их по более низким ценам. Победителями в этом сражении ока­зываются те, кто сумеет понять, как предоставить наилучшие товары по наименьшей цене.

Но даже победители в конце концов покидают сцену: кто-то приходит им на смену, по-иному ведёт дела и производит но­вые товары, которые изменяют ранее созданный рынок. Ино­гда новые товары, открывая абсолютно новые возможности для производства богатства, способствуют непреднамеренному переформированию больших секторов хозяйства. Так, появле­ние железных дорог, электричества, телефонов, автомобилей, медикаментов и компьютеров меняли хозяйство, открывая воз­можности для создания новых рынков.

В этой истории многое подкупает. Она предлагает простое объяснение чего-то очень важного в динамизме современно­го рыночного общества. Главная проблема состоит в том, что история эта неполная. Стоит лишь обратиться к формирова­нию и функционированию реальных рынков, как становится очевидным, что этот динамизм просто невозможен без глубо­кой вовлечённости предпринимателей, менеджеров, рабочих, фирм и государств. Руководителям предприятий необходимо концептуализировать появляющиеся возможности, понять, как ими воспользоваться, и мотивировать других к достижению

23

архитектура рынков

поставленных целей. Они должны заботиться о капитализации, гарантировать поставки сырья и выстроить структуру орга­низации, найти способы стабилизировать взаимодействия со своими основными конкурентами. Наконец, предметом непре­кращающихся переговоров остаётся конфликт между собствен­никами и теми, кто на них работает.

Более того, предприятия действуют на широком фоне обще­принятых представлений, правил и законов, которые чаще всего поддерживаются государствами. Значение государств для современных рынков переоценить поистине невозможно. Без стабильных, нерентоориентированных (non-rent-seeking) в большей или меньшей степени государств современные произ­водственные рынки просто не смогли бы существовать. Всё по­глотили бы войны, грабежи и меркантилистские устремления, которые пустили бы предпринимателей ко дну. Так, например, патенты, выдаваемые государствами и контролируемые суда­ми, позволяют предприятиям получать легальную монополию на определённый продукт и извлекать из этого прибыль. Другие законы ограничивают возможности предприятия к оппортуни­стическому поведению и получению прибыли за чужой счёт. Во всех развитых индустриальных обществах правила и законы существуют не только для защиты производителей, но и для за­щиты потребителей от некачественных товаров и услуг, а также работников от опасных условий производства.

Эти социальные структуры, социальные отношения и ин­ституты в рыночном обществе не создаются автоматически. Во всех индустриальных обществах они реализуются в виде дли­тельных исторических проектов, которые смогли преодолеть волны кризисов (порой весьма жестоких). Во время отдельных рыночных кризисов и более масштабных экономических де­прессий (не говоря уж о потрясениях, вызванных войнами или завоеваниями) выработанные в конце концов решения требо­вали социального экспериментирования. Указанные события заставляли людей думать о тех мерах, которые нужно предпри­нять, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностя­ми рынка.

Цель этой книги заключается в том, чтобы приступить к си­стематическому осмыслению того, каким образом динамизм технологий и конкуренции встроен, обусловлен и структуриро­ван процессами создания предприятий, социальных отношений

24

 

между ними и их отношений с государством. Проще говоря, динамизм рыночного общества оказывается возможным благо­даря формированию разветвлённой социальной организации. Сама конкуренция и технологические изменения время от вре­мени переопределяются участниками рынка и государствами. Эти силы не являются внешними для рыночного общества, а присущи данным социальным отношениям.

Несомненно, технологические изменения могут оказывать са­мостоятельное воздействие на социальные структуры. Однако их влияние проявляется лишь там, где существующая социаль­ная организация делает технологию уместной. Так, например, обществу охотников и собирателей не будет большого проку от автомагистралей и телекоммуникаций. А вот общество, в ко­тором уменьшение издержек на транспортировку и коммуни­кации облегчает предприятиям перемещение товаров и услуг к месту их продаж, предоставляет огромные преференции пред­приятиям, способствующим уменьшению таких издержек.

Создание новой технологии часто рассматривается как ре­зультат научного воздействия на реальность. Изобретение но­вых технологий зачастую приводит к ощущению, что решение какой-либо конкретной проблемы приносит огромный финан­совый выигрыш. Но это только часть того смысла, который за­ключает в себе технология. Технологии предполагают решение вопроса о том, как произвести такие товары и услуги, чтобы их можно было доставить потребителям, чтобы они были на­дёжными, и нашлись бы люди, готовые купить их по цене, за которую их возможно произвести. В любом случае, чтобы про­изводить новые товары, создающие новые рынки, должна суще­ствовать разветвлённая социальная организация.

Часто технологии нуждаются в предпринимателях, которые определяют их наилучшее предназначение. В начале XX в. лишь немногие наблюдатели верили, что автомобиль с двигателем вну­треннего сгорания сможет выйти на массовый рынок. Автомо­били были дороги, их было трудно производить и обслуживать. Кроме того, было крайне мало дорог, а система дистрибуции бен­зина отсутствовала. Но к 1915 г. Генри Форд убедился в том, что создание такого рынка возможно. Социальные технологии, во­влечённые в производство поддерживающих структур для этого рынка, были так же фундаментальны, как и «узкий» технический аспект производства двигателей внутреннего сгорания.

25

архитектура рынков

Точно так же и конкуренция порождает реакцию со стороны социально-организационных сил. Чтобы выжить, предприятия пытаются найти способы контролировать наиболее болезнен­ные проявления конкуренции. Большая часть усилий по вы­страиванию рынка направлена на поиск путей стабилизации и рутинизации конкуренции. И значительная часть истории крупнейших корпораций может быть рассмотрена через призму попыток стабилизировать собственные рынки и уберечь их от разрушительной конкуренции и экономических спадов. Круп­нейшие корпорации пытались найти способы ведения нехищ­нической конкуренции. Предприятия могут избежать прямой конкуренции, захватывая разные сегменты рынка (связанные с высоким или низким качеством товара) и диверсифицируя товарные линии в направлении смежных товаров. Также они могут использовать социальные отношения в виде сетей для ко­оптации поставщиков и конкурентов и достигать легитимности в глазах государств и финансового сектора.

В XIX в. частые подъёмы и спады в большинстве развитых рыночных обществ отчасти происходили по вине хищнической конкуренции, осуществляемой в самых разных формах. Пред­приятия работали на пределе своих мощностей, продавали то­вары и услуги ниже себестоимости и, в конце концов, доводили друг друга до банкротства. Это приводило к тому, что хозяй­ство на уровне всего общества переживало постоянные взлёты и падения. Во всех индустриально развитых обществах перво­очередной задачей достижения стабильности для предприятий стали поиски способов вести конкурентную борьбу, не прибе­гая при этом к постоянной ценовой конкуренции.

Чтобы воспользоваться плодами новой технологии, предприя­тиям необходимы устойчивые отношения со своими постав­щиками, работниками и основными конкурентами. Способ­ность наладить подобные отношения, в свою очередь, зависит от установления стабильных социетальных институтов, таких как государственное устройство и законодательство. В любом индустриально развитом обществе государства предприятия и работники решали свои совместные проблемы путём созда­ния правил, помогающих стабилизировать их взаимодействия. В разных обществах и в разные исторические периоды такие решения были неодинаковы и в существенной мере зависели от относительных властных позиций различных групп в процессе

26

I. возвращая социологию

построения государства эпохи современности. Эти государства сформировали системы социального обеспечения, денежную систему и правопорядок, а также принялись искать способы разрешения конфликта между трудом и капиталом. Они под­хлёстывали конкуренцию, защищали работников и обеспечи­вали условия для фундаментальных научных исследований, тем самым развивая новые технологии. Именно стабильные, нерен-тоориентированные государства отличают общества, в которых возможно создание рынков, от обществ, где это оказывается не­возможным.

Подобная зависимость технологии и конкуренции от соци­альных факторов подразумевает, что для полного осмысления экономического роста мы должны последовательно учитывать эти факторы. Экономический рост зависит от состояния госу­дарств, институтов и социальных технологий, с помощью кото­рых создаются предприятия, рутинизируется классовая борьба и регулируется конкуренция между предприятиями. Цель этой книги — предложить ряд инструментов для анализа того, как и почему социальные факторы играют такую важную роль.

Я хочу использовать эти инструменты, чтобы рассмотреть ряд наиболее важных политико-экономических вопросов со­временности. Анализ современного американского капитализма, сделанный в этой книге, необходим для понимания эволюции «концепции предприятия, действующего в интересах акционе­ров» (shareholder value concept of the firm). Также я предлагаю несколько концептуальных инструментов для раскрытия фено­мена, называемого «глобализацией». Я применяю определённый способ изучения глобализации и рассматриваю границу, в преде­лах которой наше знание о «глобализации» соответствует тради­ционным представлениям. В частности, мне важно показать, что глобализация не объясняет фискальные кризисы современных государств благосостояния, особенно в Европе. В последней гла­ве рассматривается, как предлагаемый в настоящей книге подход может применяться при анализе вызванной информационными технологиями текущей трансформации в промышленности.

Моя наиболее общая цель состоит в том, чтобы предложить учёным и другим людям, интересующимся политическими во­просами, аналитические инструменты, которые помогут им ра­зобраться в таком феномене, как глобализация. В конечном счёте мой анализ предполагает, что государства и граждане являются

27

архитектура рынков

неотъемлемой частью рыночных процессов. Фактические данные показывают, что экономический рост имел место при самых раз­ных системах отношений между работниками, предприятиями и государствами. Часто встречающаяся идея о противостоянии между государствами и рыночными акторами, где государства считаются заведомо неэффективными и не по делу вмешиваю­щимися, а фирмы — эффективными производителями благ, про­сто-напросто неверна. При создании рынков предприятия по­лагаются на государства и граждан. Способность предприятий устанавливать стабильные миры в большой мере зависит от этих отношений. Предложенная здесь аналитическая рамка позволяет определить, когда эти отношения приносят позитивные, а когда менее позитивные результаты для всех членов общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: