Так же как сферы формирования политики, рынки труда организуются под воздействием прав собственности, структур управления, концепций контроля и правил обмена. В случае рынков труда права собственности представляют собой умения и навыки, которые можно использовать для получения прибыли. Как правило, центральным вопросом здесь является процесс контроля со стороны государства, работников и предприятий за тем, кто может использовать дипломы и сертификаты.
Структуры управления относятся к правилам социального закрытия (social closure), с помощью которых группы могут контролировать предложение труда. Дипломы могут использоваться одновременно и как право собственности, и как механизм контроля за конкуренцией. Если люди не способны заниматься определённым видом деятельности из-за того, что у них нет диплома, то это контролирует предложение труда. Правила обмена касаются условий, при которых возможно свободное движение рабочей силы. Правила обмена управляют процедурами приёма на работу, увольнения, а также оплаты труда и продвижения по службе. На некоторых рынках труда устанавливаются такие концепции контроля, которые позволяют организованным группам структурировать рыночные процессы себе на пользу. В табл. III.3 представлены идеально-типические параметры структуры рынка труда в обществе.
Там, где господствует государство, структуры рынка труда, скорее всего, не существуют. Относительная власть работников зависит от клиентелистских связей с государством. Эта зависимость затрудняет возможность навязывания прав собственности со стороны групп работников, так как те, кто имеют нужные связи, могут обойти любой контроль. Ни предприятия, ни организации наёмных работников не могут осуществлять эффективный контроль над предложением труда или над условиями, структурирующими правила взаимодействия предприятий и работников. Клиентелистские связи с коррумпированным государством усиливают в местном масштабе те группы работников или предприятий, которые способны давать более крупные взятки местным правительствам.
100
При господстве предприятий именно они контролируют рынки труда. Предприятия создают для работников внутренние правила и структуры, позволяющие им поощрять и наказывать работников по своему усмотрению. Предприятия предпочитают иметь дело с работниками, не состоящими во внешних рабочих организациях (Р. Дор показал, как это работает в Японии [Dore 1973; 1997]). Наибольшую свободу действий предприятиям предоставляют конкурентные внешние рынки труда с отсутствием минимальной зарплаты и небольшим числом правил.
Предприятия могут создать такие формы бюрократического контроля, которые предоставляли бы карьерные возможности наиболее ценным работникам в качестве вознаграждения [Edwards 1979]. Предприятиям желательно иметь дело с дезорганизованными работниками, и поэтому они предпочитают держать права собственности вне их контроля. Профсоюзы слабы или вовсе отсутствуют, а профессиональные сообщества недостаточно эффективно контролируют аттестацию и сертификацию. Наконец, предприятия стремятся контролировать правила труда и не позволять работникам использовать их для воздействия на условия обмена.
Работники стремятся контролировать рынки труда. Средствами контроля для них являются сильные профсоюзы и профессиональные сообщества, контролирующие аттестацию, сертификацию и предложение рабочей силы. Идеальная ситуация для рабочих состоит в том, чтобы предприятия были вынуждены трудоустраивать тех работников, которых они предприятиям предлагают. Таким образом, предложение труда находится под контролем работников. Наконец, на контролируемых работниками рынках труда действуют такие правила обмена, которые контролируют мобильность работников в их интересах и ограничивают возможности предприятий нанимать, увольнять, платить зарплату или продвигать по службе. Отражает эти принципы и система государственной службы, где ценится трудовой стаж и трудно уволить работника.
При доминировании предприятий и государства рыночные структуры дают предприятиям возможности контролировать многие аспекты своей деятельности, но при этом защищают
101