Недавно А. Чандлер, Ф. Аматори и Т. Хикино составили сборник статей, посвящённый роли крупного бизнеса в обеспечении экономического роста [Chandler, Amatori, Hikino 1997]. Они утверждают, что в капиталистических обществах крупный бизнес всегда был двигателем экономического роста благодаря вложениям, приносящим экономию от масштаба. Их аргумент состоит в том, что в тех обществах, где есть крупные предприятия, происходит непрерывный экономический рост, а в обществах, которым не удалось создать крупные корпорации, экономика развивается медленнее. Основная проблема подобной аргументации проявилась в том, что авторы включённых в сборник статей, рассматривая самые разные общества Западной Европы, Азии и Северной Америки, пришли к примечательному выводу, который противоречит ключевому утверждению редакторов. Наиболее важными факторами долгосрочного экономического роста оказываются стабильные политические отношения между обществом и государством, формализованное разрешение классовых конфликтов между работниками и капиталистами и отсутствие войн, вторжений или империалистических репрессий [Fligstein 1998]. Согласно большинству статей, крупные корпорации являются эндогенным фактором по отношению к этому процессу.
Этот вывод, безусловно, хорошо согласуется с политико-культурным подходом. Капиталистическое развитие зависит от создания стабильных институтов и прочных основ для управления взаимоотношениями между работниками, капиталистами и государством. Изложим эту мысль более развёрнуто.
110
Гипотеза III. 1. Непрерывный экономический рост в капиталистических обществах требует политического разрешения конфликтов между работниками, собственниками и государством, а также создания правил для регулирования этих конфликтов путём установления прав собственности, структур управления и правил обмена.
Сравнительные исследования разных типов капитализма показывают, что существует множество способов установления стабильных форм. В одних обществах доминируют капиталисты, а в других ведущую роль играют работники или государственные управленцы. Степень, в которой это доминирование распространяется на логику системы занятости, объясняет, каким образом создаются рабочие места и как сильно работники могут влиять на уровень оплаты труда. Я готов сделать и более сильное утверждение. Кроме рентоориентированного поведения, буквально все из возможных моделей соотношения сил способны создать стабильные институциональные условия для долгосрочного экономического роста.
Основной постулат экономической теории состоит в том, что существуют более и менее эффективные способы формирования институтов для обеспечения экономического роста. Это справедливо и для крайних случаев безудержной погони за рентой, когда мы, скорее всего, не увидим позитивных результатов. Например, в странах Ближнего Востока, африканских и некоторых азиатских странах (Индия и Пакистан) в последние 30 лет погоня за рентой ограничивала экономический рост. Труднее объяснить с точки зрения экономической теории те случаи, когда институты более социально сбалансированы. Я утверждаю, что при установлении стабильных институтов их влияние на самые общие показатели — такие как долгосрочный экономический рост и увеличение занятости — может быть сопоставимо независимо от особенностей этих институтов.
Основная идея экономистов заключается в том, что в обществах достигается институциональный компромисс между эффективным распределением ресурсов и справедливым распределением товаров и услуг. Однако эмпирические свидетельства в пользу этого утверждения получить довольно трудно. Экономисты, изучающие долгосрочный экономический рост, часто удивляются, насколько важной оказывается роль государственных инвестиций в инфраструктуру, образование и политическую стабильность [Вагго 1990; Maddison 1995; Aschauer 1990;
111
North 1990; Норт 1997]. Хотя мы можем изучать показатели вроде ВВП на душу населения в качестве индикаторов долгосрочного экономического роста, трудно показать, что различия в динамике этих показателей являются следствием разных институтов. Так, если посмотреть на экономический рост в Германии в период с 1950 по 1975 г., можно заключить, что германская система, поддерживающая работников, была более эффективной, чем американская система, поддерживающая капитал. Если же изучить экономический рост с 1990 по 2000 г., то более эффективными можно счесть американские институты. Хотя, конечно, к подобному заключению можно прийти лишь при игнорировании издержек объединения Германии и решения о создании единой европейской валюты.
Крайне трудно оценивать сравнительные эффекты институциональных механизмов, когда они изменяются довольно редко, а хозяйства проходят через деловой и политический циклы, которые влияют на экономический рост согласно собственной динамике. Это не удерживает учёных и политических деятелей от сравнительного институционального анализа на основе долгосрочного экономического роста. Например, сборники под редакцией С. Бергера и Р. Дора, Р. Буайе и Д. Дрейча, К. Крауча и В. Штрека, а также монография Дж. Харта основаны на представлении о возможности оценки относительного воздействия хозяйственных институтов на экономический рост [Berger, Dore 1996; Boyer, Drache 1996; Crouch, Streeck 1997; Hart 1992]. Но их аналитические недостатки говорят о том, что пользователи такого рода аналитических схем должны относиться к ним достаточно осторожно.
Это и есть тот урок, который политико-культурный подход может предложить реформаторам в развивающихся странах, особенно в бывших социалистических обществах. Важнейшая проблема этих обществ заключается в создании приемлемых политических коалиций между работниками, капиталистами и государством, которые бы отражали реальные интересы организованных сил в таких обществах. Эти группы должны помочь создать легитимное государство, способное вмешиваться в рыночные процессы, чтобы стабилизировать процессы для предприятий и работников. Без создания такого политического консенсуса данные общества могут быть обречены на то, чтобы длительное время выдерживать рентоориентированное по-
112
ведение со стороны государственных чиновников или бывших государственных чиновников, контролирующих крупнейшие предприятия. Экономический рост зависит не только от освобождения цен и либерализации рынков. Он зависит от создания правил стабильного взаимодействия, которые бы исключали погоню за рентой, открывали возможности для обмена и обеспечивали представительство различных групп.
На развивающиеся страны оказывается значительное политическое давление (особенно со стороны таких западных учреждений, как Всемирный банк и Международный валютный фонд) с целью поставить интересы капиталистов выше интересов работников. Но до конца не ясно, является ли это наиболее верным путём к успешному хозяйственному развитию. История развития индустриальных стран показывает, что по мере хозяйственного развития и распространения демократии, политические партии, выражающие интересы трудящихся, стали преобладать. Эти политические партии были наиболее сильны в Западной Европе и помогли создать более равноправные и справедливые общества. Совокупное влияние этих реформ на долгосрочный экономический рост трудно измерить. Наиболее важные характеристики для обеспечения экономического роста оказываются связанными, главным образом, с созданием правил и законов, которые предотвратили крайние формы погони за рентой с чьей бы то ни было стороны, а также с инвестициями в материальную и социальную инфраструктуру. Перераспределительная политика, которая обеспечила, например, более равномерное распределение доходов, всеобщее пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание, не влияет отрицательным образом на долгосрочный экономический рост в более развитых обществах.
Политико-культурный подход предлагает исследователям, занимающимся вопросами экономического роста, новый взгляд на формы стабильности и нестабильности в современных рыночных хозяйствах. Политическая и институциональная стабильность в обществах играет громадную роль в их экономической стабильности. Государства в индустриальных обществах участвуют в инвестировании, а также в урегулировании классовых конфликтов. Действия менеджеров и предпринимателей выстраиваются вокруг этих форм стабильности. Используя государственную политику поддержки инвестиций в неразработанные ещё технологии,
113
они могут создавать новые отрасли. Для создания стабильных идентичностей для своих предприятий они могут диверсифицировать риски на этих предприятиях.