В этой части я рассмотрю, как организованы предприятия и экономические трансакции в разных обществах, чтобы оценить, насколько хорошо различные теории корпоративной организации объясняют эти различия. Я постараюсь сконцентрироваться на фактах, касающихся организации прав собственности, конкурентных и кооперативных механизмов и корпоративных стратегий вертикальной интеграции и диверсификации. Есть несколько проблем, связанных с обзором сравнительных исследований. Во-первых, доступные наблюдения зачастую носят скорее избирательный, чем всесторонний характер, так как исследователи стремятся рассматривать лишь переменные, отражающие их собственный подход, и не пытаются разделить объект между разными подходами. В попытке получить полноценную картину того, что известно о каком-либо национальном капитализме, мы имеем лишь избирательный обзор, где представлены только те переменные, которые искал теоретик. Во-вторых, большая часть работ по сравнению организаций была проведена в развитых индустриальных обществах. Мы знаем относительно немного об организации бизнеса в США, Западной Европе и Японии, однако мы знаем ещё меньше о других странах Азии и Восточной Европы, и намного меньше об
|
|
284
остальном мире. В настоящем обзоре рассмотрены примеры США, Японии, Германии, Франции и более схематично даются Тайвань, Южная Корея и Китай. Этот обширный набор сравнений будет проведён достаточно поверхностно, главным образом для иллюстрации сравнительной ценности теорий.
Полезно сразу начать с выводов. Несмотря на все рассуждения о глобализации мирового хозяйства и так называемой транснационализации корпораций, различные общества сохраняют значимые различия в своих организационных устройствах [Hollingsworth, Streeck 1994; Pauly, Reich 1997; Crouch, Streeck 1997; Dore 1997; Berger, Dore 1996; Kitschelt et al. 1999]. Эти механизмы являются следствием, главным образом, трёх факторов: уникальной истории вхождения каждого общества в фазу индустриализации и последующего институционального развития, уникальной формы государственного вмешательства в хозяйство в отношении прав собственности, правил конкуренции и кооперации и социальной организации элит (т.е. кто владеет корпорациями или осуществляет над ними контроль: семьи, менеджеры или государство). Теории, которые наиболее адекватно объясняют эту динамику, — это неоэволюционистские подходы в экономической теории и политико-культурные подходы в социологии.
Теория ресурсной зависимости предоставляет правдоподобные объяснения для части наблюдаемых фактов. Альянсы, сети, примеры семейной собственности и переплетённых директоратов среди предприятий являются феноменами, которые в различных отраслях и обществах вырастают в разной степени. Можно было бы утверждать, что все эти разнообразные порядки отражают неповторимые ресурсные зависимости, однако мы не имеем данных, чтобы доказать это, так что подобное утверждение может выглядеть тавтологичным. Обнаруживается маловато фактов, которые можно было бы использовать для поддержки теории агентских отношений как объяснения различий между обществами. Если теория агентских отношений предсказывает, что права собственности эволюционируют в сторону единой модели, то многие общества со схожими проблемами агентских взаимоотношений обладают очень непохожими правами собственности. Вполне возможно привести доводы, объясняющие межстрановые различия с позиций теории транс-акционных издержек, однако, как и в случае теории ресурсной
|
|
285
зависимости, трудно собрать данные в их поддержку (попытку сделать это для Японии см.: [Aoki 1988]).
Сначала рассмотрим пример США. Теория агентских отношений и её использование финансовыми экономистами сформировали то, как мы говорим о корпорации, так что сегодня мы обсуждаем крупные американские промышленные корпорации преимущественно в финансовых терминах. Всё, что важно знать финансовым экономистам о любом предприятии, сводится к активам, долгам и свободному денежному потоку относительно числа акций и их текущей рыночной оценки. В предыдущей главе я утверждал, что концепция фирмы, действующей в интересах акционеров, сейчас доминирует среди крупнейших американских корпораций. Менеджеры и собственники стали одинаково рассматривать свои организации [Useem 1993]. Подразделения предприятий покупаются и продаются исходя из их краткосрочных финансовых показателей. Для увеличения прибыли в следующем квартале часть работников увольняют, а оставшиеся должны нести дополнительное бремя, повышая свою производительность.
Каким образом эта концепция фирмы возникла и стала доминирующей среди корпоративных организаций в США? Теория ресурсной зависимости предсказала бы, что власть имущие акторы, контролирующие ключевые ресурсы, внедрили эту концепцию предприятия ради собственной выгоды. Огромные интеллектуальные усилия были затрачены на установление зависимости между теми, кто владеет корпорациями, и теми, кто их контролирует [Kotz 1978; Larner 1970; Herman 1980; Mintz, Schwartz 1985]. He меньше энергии ушло на отслеживание связей между банками, страховыми компаниями и механизмами перекрёстного владения собственностью в американских корпорациях прежде всего через изучение переплетённых директоратов (см., напр.: [Mizruchi, Schwartz 1987]). Пока существует значительное количество переплетённых директоратов, они нестабильны [Mizruchi 1982; Palmer 1983], и их влияние оценивается по-разному в разных исследованиях [Burt 1983; Fligstein, Brantley 1992 (обзор)]. И утверждать, что концепция фирмы, действующей в интересах акционеров, возникла из подобных взаимоотношений, довольно затруднительно.
Другим возможным источником финансовой концепции контроля является доминирование финансовых рынков. Несмотря на то что финансовые рынки и инвестиционные дома (особен-
286
но J.P. Morgan) играли ключевую роль в волне слияний в США на рубеже веков [Mizruchi 1982], мы не имеем достаточных свидетельств тому, что эти финансовые институты, особенно инвестиционные банкиры и институциональные инвесторы (пенсионные фонды, страховые компании или взаимные фонды), играли активную роль в формировании корпоративных стратегий и структур с 1905 по 1980 г. [Fligstein 1990; Fligstein, Brantley 1992]. Так случилось прежде всего потому, что американские антимонопольные законы — особенно закон Клейтона, но также и закон Гласса — Стиголла — поставили вне закона переплетённые между конкурирующими промышленными предприятиями директораты и сильно сократили возможности для банков владеть предприятиями [Roe 1994]. Американским фирмам не дозволялось демонстрировать финансовые связи и модели собственности, которые возникли в Европе и Азии. Напротив, непосредственные последствия поведения крупнейших американских промышленных корпораций лучше видно в контексте организационных полей, в которых они оказались (см. гл. VI наст. изд.).
|
|
Финансовая концепция контроля начала развиваться в 1950-х годах по двум причинам. Во-первых, крупные предприятия в послевоенные годы были уже достаточно диверсифицированы. Проблема внутреннего контроля над большим числом продуктов открыла новые рыночные возможности директорам, которые могли оценить потенциальную прибыль от каждого продукта. Чтобы сделать управляемой крупную, диверсифицированную корпорацию, финансовые директора сократили информационную проблему до измерения нормы прибыли каждой продуктовой линии. Во-вторых, в первые послевоенные годы федеральное правительство жёстко навязывало антимонопольные законы и провело закон против слияний, который затруднил возможность слияния со своими прямыми конкурентами или поставщиками. Это побудило предприятия к диверсификации, чтобы иметь дополнительные возможности для роста. Финансовые директора, которые могли оценить потенциальную прибыльность продуктовых линий вне сферы деятельности предприятия, были в подобных условиях незаменимы [Fligstein 1990: ch. 6].
Другим фактором, который усилил финансовую концепцию контроля, был вызов предприятиям в сформировавшихся организационных полях, брошенный корпоративными захватчика-
28/
архитектура рынков
ми. Директора, впервые применившие модель конгломератов-«поглотителей», показали, как можно использовать финансовые махинации, включая кредиты, для достижения быстрого роста при незначительных капитальных инвестициях. Все финансовые формы реорганизации, включая слияния, продажу собственности, выкуп контрольного пакета акций, за счет кредита, накопление долга и выкуп своих акций, были изобретены или усовершенствованы именно в этот период. В 1960-е годы мы стали свидетелями масштабной волны слияний, в ходе которой многие крупнейшие корпорации значительно увеличили свои размеры и уровень диверсификации. Менеджеры и собственники промышленных корпораций, которые не участвовали активно в волне слияний 1960-х годов, с большой вероятностью становились объектами для поглощения со стороны других промышленных корпораций в ходе этой волны [Palmer et al. 1995]. Как результат, финансовые директора всё чаще становились генеральными директорами, а финансовая концепция корпорации захватила большинство организационных полей крупнейших американских корпораций [Fligstein 1987].
|
|
Финансовая концепция контроля, возникшая в 1960-е годы, была трансформирована волной слияний 1980-х годов (см. гл. VII наст, изд., а также [Stearns, Allan 1996; Ocasio, Kim 1999]). Б. Фридман утверждает, что непосредственной причиной волны слияний 1980-х годов стало состояние балансовых отчётов американских корпораций, которого они достигли примерно к 1980 г. [Friedman 1985a]. 1970-е годы были временем высокой инфляции, высоких процентных ставок и плохо работающего фондового рынка. К 1980 г. многие предприятия имели на своих счетах недооценённые активы, ценность которых выросла благодаря инфляции и относительно низким ценам на акции.
Другим фактором, стоящим за волной слияний 1980-х годов, стало вмешательство государства, которое изменило регулятивную среду. В 1980-х годах администрация Рейгана ослабила антимонопольные законы, сняв многие запреты и давая зелёный свет всем видам слияний, включая их вертикальные, горизонтальные формы, а также образование конгломератов. В это же время были значительно сокращены налоги с корпораций, тем самым предоставлялся капитал для волны слияний. Эти действия вместе с финансовой концепцией контроля, возникшей в 1960-е годы, и недооценёнными корпоративными активами 1970-х годов привели к взрыву слияний и поглощений.
288
VIII. корпоративный контроль
Хотя слияния 1980-х годов иногда осуществлялись финансово-ориентированными директорами, они также проходили под давлением со стороны институциональных инвесторов. Факты говорят о том, что предприятия, во главе которых стоял финансово-ориентированный директор, чаще осуществляли финансовую реорганизацию; и напротив, предприятия без директора-финансиста чаще становились мишенями для слияний [Davis, Stout 1992]. Тем не менее институциональные инвесторы и инвестиционные банкиры сыграли здесь ключевую роль, усилив влияние финансовых рынков. Они поняли, что предприятия обладают недооценёнными активами, которые можно продать с большой выгодой или использовать для приобретения новых активов; они создали рынок «мусорных облигаций», который давал возможность занимать огромные суммы чужих денег для приобретения активов; и они использовали финансовую концепцию контроля, чтобы принудить менеджеров к проведению финансовой реорганизации либо стать жертвой рынка корпоративного контроля [Davis, Stout 1992; Davis, Thompson 1994]. В результате в 1980-е годы мы стали свидетелями подъёма активности акционеров [Useem 1993], особенно среди крупных институциональных акционеров [Baums, Buxbaum, Hopt 1993: part 2].
Расширение концепции контроля в интересах акционеров не оказало значимого влияния на корпоративные стратегии в отношении конкуренции на товарных рынках. Есть факты, говорящие об урезании расходов на исследования и развитие во время крупных слияний [Graves 1988]. Нет каких-либо значимых оснований полагать, что так называемая активная финансовая интервенция институциональных инвесторов или инвестиционных банкиров существенно меняет стратегии, хотя существуют данные, показывающие, что в 1980-х годах число продуктов, производимых крупнейшими предприятиями, сократилось [Davis, Diekmann, Tinsley 1994]. Наиболее сильным фактором такого поведения фирм остаются их основные рынки, а также стратегии и структуры тех предприятий, которых они воспринимают как своих основных конкурентов.
Американские фирмы стремятся стать большими, относительно диверсифицированными и управляемыми по финансовым критериям. Это неудивительно. Например, институциональный инвестор в полупроводниковой промышленности не будет пытаться диктовать менеджерам, производить или
289
архитектура рынков
нет новое поколение компьютерных чипов. Чтобы защитить свои инвестиции, им нужно знать, что эта отрасль, как правило, имеет короткий продуктовый цикл (от двух до четырёх лет). Сопротивление появлению нового поколения компьютерных чипов обесценило бы их инвестиции. Существует, однако, одна важная оговорка. Ведущие акторы на финансовых рынках вынуждали менеджеров крупных промышленных корпораций уделять всё больше внимания извлечению краткосрочной прибыли. Остаётся лишь проследить, как это скажется на корпоративных стратегиях в будущем.
Концепция контроля в интересах акционеров, появившаяся в США, не возникла во многих других развитых капиталистических странах (вероятно, за исключением Великобритании) [Woolcock 1996] во многом благодаря существовавшим институциональным порядкам, регулирующим взаимоотношения государства и экономических элит. Например, Европейский союз позволил странам-участникам продолжать отслеживание слияний и решать, соответствует ли то или иное слияние интересам страны-участника. На общеевропейском рынке не будет никакого европейского рынка корпоративного контроля [European Community 1985; Franks, Mayer 1990].
Отношения государств и фирм в Западной Европе остаются на удивление стабильными. Правительство Франции продало части многих крупнейших предприятий, хотя и продолжает владеть долями акций предприятий, отпущенных в свободное рыночное плавание [Anastassopoulos, Blanc, Dussauge 1987]. Сущность французской промышленной политики после Второй мировой войны заключалась в попытке создания «национальных чемпионов», способных конкурировать на мировых рынках [Dyas, Thanheiser 1976]. Предполагалось, что эти чемпионы должны быть достаточно крупными, чтобы достигать экономии от масштаба. Французское правительство контролировало инвестиции и направляло потоки капитала в эти предприятия [Jenny, Weber 1980]. Действительно, в течение 1960-х и 1970-х годов государство стимулировало слияния в данных отраслях как часть своей промышленной политики.
Промышленная политика Франции несколько изменилась в 1990-х годах [Dumez, Jeunemaitre 1990: 224; Boyer 1990; 1997]. Правительство продало акции некоторых крупнейших предприятий, и это предоставило свободу менеджерам осуществлять
290
VIII. корпоративный контроль
инвестиции по своему усмотрению. Крупные французские предприятия воспользовались возможностями американских и британских рынков корпоративного контроля и приобрели доли в крупных предприятиях обеих стран. Поскольку французская промышленная политика была ориентирована на создание предприятий, которые могли бы достигнуть экономии от масштаба, крупные французские предприятия стремились к вертикальной интеграции, большому размеру и недиверсифицированной продуктовой линейке [Dyas, Thanheiser 1976; Green 1986]. Государственное вмешательство в финансовые рынки и традиционное государственное владение предприятиями означало невозможность капитализма альянсов. В течение 1990-х годов менеджеры французских предприятий получили большую свободу в привлечении денежных средств, участии в слияниях и входе-выходе из бизнеса. Но государственное владение долями крупных предприятий и возможность политического давления на предприятия при подозрении, что они действуют вопреки «общественным интересам», не позволило возникнуть во Франции значимому рынку враждебных поглощений.
Немецкие предприятия в меньшей степени испытывают прямое вмешательство со стороны федеральной или региональной власти. Тем не менее немецкие земли (эквивалент штатов в США) по-прежнему обладают значительной долей собственности в важных промышленных предприятиях [Boltho 1996]. Они используют эти доли, чтобы влиять на инвестиционную политику местных предприятий для сохранения своей индустриальной базы [Stockman, Ziegler, Scott 1985]. Исторически картели были разрешены в Германии. Это вело к кооперативному поведению немецких производителей [Dyas, Thanheiser 1976; Kocka 1980]. Сегодня, хотя картели запрещены, немецкое антимонопольное законодательство разрешает предприятиям одной отрасли сотрудничать друг с другом, если их продукты предназначены для экспорта. Таким образом, немецкие фирмы имеют меньше стимулов к слияниям для контроля над конкуренцией и мощные стимулы для сотрудничества [Dumez, Jeunemaitre 1990].
Крупнейшие немецкие предприятия представляют собой конгломераты, обычно выстроенные вокруг банка [Lane 1989]. Это может напоминать структуру японских кейрецу. Акциями владеют семьи и банки, а инвестиционные потоки обычно направляются банками [Kocka 1980; Stockman, Ziegler, Scott 1985].
291
архитектура рынков
На немецком фондовом рынке доступна лишь малая часть активов, а эти рынки не играют важной роли [Schneider-Lenne 1992]. Ядро экономики Германии, так называемый Mittelstand, составляют относительно небольшие предприятия, специализирующиеся на небольшом количестве продуктов [Cable, Palfrey, Runge 1980; Albert 1991]. Эти предприятия с объёмом продаж около 80-100 млн долл. обычно принадлежат семьям и контролируются семьями. Они нередко переходят от поколения к поколению. Эти предприятия ориентируются на рынки высококачественных промышленных товаров. В результате плотного контроля над собственностью и отсутствия стимулов контролировать конкуренцию через слияния, немецкие предприятия менее интегрированы, мельче по размеру и менее диверсифицированы, чем американские предприятия (по вопросу выживания немецкой модели см.: [Streeck 1995; 1996]).
Случай Японии широко изучен [Abegglen, Stalk 1985; Aoki 1988; Gerlach 1992; Hadley 1970; Kono 1984; Whitley 1990; Lincoln, Gerlach, Takahashi 1992; Kester 1992; 1996; Dore 1997; Дор 2007]. В целом можно сказать, что ядро японской промышленности представляют собой организованные в предприятия группы. Большинство этих групп существовали до Второй мировой войны в виде семейных объединений предприятий, называемых дзайбацу. После войны они были реорганизованы в менее прочно связанные группы, которые называются кейрецу [Yoshino 1968]. Модели владения акциями в них таковы, что каждое предприятие владеет небольшой частью акций других предприятий [Lincoln, Gerlach, Takahashi 1992]. Члены группы обычно представляют большое число отраслей, а в центре группы часто располагается банк. Очень небольшая часть акций предприятия торгуется на открытых рынках ценных бумаг. Поскольку инвестиции осуществляются за счёт внутренних ресурсов, они обычно ориентированы на долгосрочные цели и удержание доли рынка (обзор литературы см.: [Gerlach 1992: ch. 3]).
По крайней мере исторически, японское правительство также играет активную роль в инвестировании экономики [Westney 1987; Johnson 1982]. Японское правительство осуществляло первоначальное вхождение в эпоху индустриализации во время реставрации Мэйдзи. Оно широко заимствовало западные модели институтов для быстрого вступления в стадию индустриального развития [Westney 1987]. В послевоенное
292
VIII. корпоративный контроль
время министерство международной торговли и промышленности поддерживало японскую промышленность различными способами. Предприятия поощрялись за вхождение на экспортные рынки, а на проекты, предусматривающие производство товаров на экспорт, выделялись кредиты [Johnson 1982]. Для поддержки экспортной деятельности была усилена структура кейрецу.
Широкая дискуссия была посвящена тому, сможет ли японский фондовый рынок расшатать этот порядок [Kester 1996:129]. После примерно десятилетия таких обсуждений можно было лишь утверждать, что структура кейрецу сохранилась. В Японии нет рынка корпоративного контроля, и не похоже, чтобы он появился. Герлах показал, что исторически сложившиеся модели торговли, кредитования и собственности оставались стабильными в кейрецу в течение второй половины 1980-х годов [Gerlach 1992].
В Тайване и Южной Корее действуют альтернативные структуры [Hamilton, Biggart 1988; Whitely 1990; Wade 1990; Li 1988; Liu 1987]. В Тайване крупные промышленные предприятия находятся в семейной собственности и под семейным контролем. Предприятия сравнительно малы [Biggart, Guillen 1999; Биггарт, Гиллен 2007]. Когда предприятия начинают расти, семьи обычно основывают новые предприятия для производства дополняющих продуктов. Средства для новых предприятий выделяются с доходов старых предприятий. Контроль остаётся в руках семей, а рынки ценных бумаг играют незначительную роль в возникновении новых предприятий и капитала [Hamilton, Kao 1990]. Правительство Тайваня также играет незначительную роль в распределении капитала. Быстрое развитие экономики было обеспечено, главным образом, частным сектором, без вмешательства финансовых рынков или государства. Предприятия Тайваня обычно небольшие, вертикально интегрированные или диверсифицированные. Связи между предприятиями нередко вращаются вокруг разветвлённых родственных сетей. Тайваньский бизнес представляет собой наиболее чистый случай мелких предприятий, контролируемых семьями и вплетённых в плотные сети.
В ядре южнокорейской экономики доминируют крупные корпорации, объединённые в конгломераты. Корейское слово чеболь является прямым переводом японского слова кейрецу
293
[Hamilton, Biggart 1988]. Впрочем, чеболь имеет два важных отличия от кейрецу. Чеболи являются сильно диверсифицированными семейными предприятиями. Они очень сильно интегрированы, а собственность и инвестиции контролируются из центра [Whitley 1990; Amsden 1989; Biggart, Guillen 1999; Биг-гарт, Гиллен 2007].
Корейское правительство играет большую и активную роль в инвестициях в чеболи [Amsden 1989; Wade 1990; Biggart, Guillen 1999; Биггарт, Гиллен 2007 (случай автомобильной промышленности)]. Подобное вмешательство является прямым результатом корейской войны, но оно продолжилось и в послевоенные годы. Действительно, в Корее государственный контроль сильнее, чем в любой другой развивающейся капиталистической стране в Азии. В результате частные финансовые рынки не играют практически никакой роли в росте экономики [Hamilton, Biggart 1988; Whitley 1992; Wade 1990]. Как уже говорилось, корейские предприятия являются крупными, интегрированными и диверсифицированными, и до сих пор находятся под контролем небольшого числа семей, имеющих сильные связи с правительством.
В последнее время появились эмпирические исследования континентального Китая. Все согласны с тем, что китайское правительство продолжает играть важную роль в экономике [Guthrie 1997; Wank 1999]. Есть некоторые разногласия по поводу характера изменений в управлении. Хотя появился небольшой фондовый рынок, большая часть акций крупнейших предприятий по-прежнему находится в руках государства [Guthrie 1999]. Л. Кайстер считает, что вокруг банков в Китае сформировались бизнес-группы с переплетёнными директоратами по образу и подобию японских кейрецу [Keister 1998]. Она утверждает, что предприятия не интегрируют свои структуры, а остаются слабо связанными. Д. Гатри изучает предприятия в Шанхае и показывает, что в ответ на более слабые связи с государством менеджеры диверсифицируют деятельность своих предприятий. Изучаемые им предприятия перешли на дивизионную структуру. Д. Уонк подчёркивает, что собственность на активы в Китае намеренно оставляют неопределённой [Wank 1999]. Бывшие государственные менеджеры, которые теперь управляют предприятиями, имеют возможность направлять инвестиции, как если бы они владели этими предприятиями.
294
Они укоренены в сети вместе с другими акторами, включая государственных чиновников, чтобы обеспечить себе доступ к необходимым ресурсам, в том числе к капиталу для развития. Ситуация в Китае довольно изменчива, так что все три исследователя могут оказаться правы относительно тех предприятий, которые они изучали. И ни один из этих исследователей не замечает никаких следов конвергенции в сторону американского стиля управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нет никаких причин полагать, будто мир стремится к единой форме взаимоотношений между государством, финансовым сектором и промышленными корпорациями. Семьи, менеджеры и государства, как бы сменяя друг друга, доминируют над собственностью в разных обществах. Также нет особых причин утверждать, что отношения между предприятиями сходятся к рынкам, иерархиям, сетям или стратегическим альянсам как доминирующей форме управления, в то время как стабильные ситуации при разной конфигурации можно в изобилии обнаружить в самых разных обществах. Крупные предприятия в разных обществах также различаются по своей продуктовой линейке и степени интеграции. Наконец, тип и степень вмешательства государства в работу рынков сильно различается внутри и между регионами. Общий итог по-прежнему состоит в существовании национальных капитализмов (похожий вывод на примере мировой автомобильной промышленности см.: [Biggart, Guillen 1999; Биггарт, Гиллен 2007]).
Доступные нам сведения говорят о том, что не существует, по крайней мере пока, никакого мирового рынка корпоративного контроля. Права собственности и структуры управления находятся под контролем национальных государств и локальных элит. Покуда государства претендуют на суверенитет, они вряд ли откажутся от контроля над своими экономиками. Кроме того, местные элиты также извлекают выгоду из существующего положения вещей, и они будут сопротивляться любым действиям, которые будут навязывать соответствие чьим-либо стандартам. Даже наш ограниченный по масштабу обзор отношений между государством, предприятиями и финансовым сектором показал, что хотя в американских, японских и некото-
295
рых европейских корпорациях доминируют менеджеры, основная часть экономик остального мира контролируется семьями [Hamilton, Kao 1990 (Тайвань); Evans 1995 (Бразилия, Индия); Left" 1978 (остальные страны третьего мира, включая Мексику)].
Хотя американская промышленная структура прочно находится во власти концепции контроля в интересах акционеров, остальной мир упорно сопротивляется ей по указанным только что причинам. Национальные экономики обладают различными институциональными порядками, которые формируют отношения между инвестициями, собственностью, контролем и экономическим ростом. Пока они заинтересованы в мировой торговле, национальные системы устроены для сохранения своих национальных прав собственности и структур управления. В конце 1990-х годов случилось оживление слияний и поглощений, особенно в Европе. Враждебные поглощения в Европе всё ещё довольно редки. Многие слияния происходили между предприятиями в рамках какого-либо общества, где их начинали региональные конкуренты. Эти слияния часто совершаются для укрупнения, чтобы стать конкурентоспособными на европейском рынке. Слияния с иностранными компаниями чаще всего происходят, чтобы удовлетворить требованиям европейского рынка [Fligstein 2000]. Поскольку Европа становится всё более экономически интегрированной, то по всей Европе могут последовать перемены в контроле над правами собственности.
Полученные результаты ставят перед нами несколько интересных теоретических и эмпирических вопросов. На теоретическом уровне существовала тенденция представлять конкурирующие объяснения феномена управления как противостоящие друг другу. Таким образом, организационная форма понимается, например, в терминах эффективности или в терминах легитимности. В моём обзоре литературы предполагается, что отношение между причинно-следственными механизмами является более сложным. Например, экономические подходы неявно предполагают, что социальная структура изменится и станет эффективной, как только обмен начнёт осуществляться поверх социе-тальных границ. Из моего обзора следует, что разные общества по-разному определяют права собственности и правила конкуренции и кооперации. Эти неповторимые детали внеконтракт-ных элементов контракта приводят к различным видам взаимо-
296
зависимостей и различным способам управления или решения этих проблем. Эффективность конструируется социально, а не конструируется рынками [Fligstein 1990: ch. 9]. И существует множество способов «эффективной» организации.
Однако это не должно восприниматься как то, что «всё это легитимность» или «всё это власть». Рыночные силы, хотя и социально сконструированы, устанавливают для организаций важные ограничения. Внимание к институциональной среде и государству не должно вытеснять анализ технической среды. Скорее, вопрос должен заключаться в том, чтобы изучить механизмы, с помощью которых социальные и экономические факторы усиливают и противоречат друг другу [Orru, Biggart, Hamilton 1991]. Поэтому наиболее плодотворными оказались те подходы, которые обращают внимание на то, каким образом история и социальные отношения формируют как институциональные, так и экономические отношения.
К сожалению, эти теории оказываются аналитически слабыми. Например, в нашем распоряжении есть немало фактов о существовании множественных организационных форм, и лишь несколько теорий о причинах существования такого разнообразия. Поэтому важно, чтобы экономическая социология продолжала разрабатывать проверяемые теории, объясняющие взаимоотношения между техническими и институциональными факторами (о важной попытке начать классификацию бизнес-групп см.: [Granovetter 1994]).
Наконец, мой обзор позволяет выделить тот факт, что теории организации редко подвергались кросскультурной проверке. Большинство из них было предложено для объяснения какого-либо аспекта управления, и все они исследуют очень узкий круг кейсов. Чаще всего это следствие академического разделения труда. Учёные, интересующиеся определённым обществом, зачастую не слишком осведомлены о других обществах. Кроме того, эмпирическая работа часто ограничивается переменными, выделенными в рамках некоторого теоретического подхода. В результате довольно затруднительно составить сбалансированный взгляд на то, что представляют собой организации в разных обществах, и непросто с уверенностью делать выводы. Именно поэтому так важно проводить более систематические сравнительные исследования в разных обществах.
297
IX. Глобализация
Политико-культурный подход предполагает, что отношения между политической и экономической элитами, а также долгая история их взаимодействий порождают законы и неформальные практики, образующие особые национальные системы прав собственности и управления. В предшествующей главе я сделал вывод о том, что нет никаких оснований говорить о конвергенции этих особенностей предприятий и рынков в развитых капиталистических обществах. В рамках политико-культурного подхода предполагается, что особые национальные стили политического контроля продолжают существовать.
Однако этот вывод должен был насторожить читателя. Мы постоянно слышим, что глобальная конкуренция и глобализация производства вынуждают предприятия либо выбрать типовую тактику, либо столкнуться с угрозой исчезновения, и что по мере экспансии глобального капитализма государства всё более оказываются не у дел. Этот тезис в изложении Майкла Дженсена касается американских предприятий как наиболее последовательно и успешно максимизирующих биржевую стоимость акций [Jensen 1989]. Дженсен утверждает, что в мире глобальной конкуренции все предприятия в развитых капиталистических обществах со временем примут концепцию контроля в интересах акционеров либо исчезнут. Мануэль Кастельс говорит, что мы вступаем в мир «информационного общества», в котором победители будут находиться на переднем краю информационных технологий, а проигравшие будут иметь всё меньше перспектив [Castells 1996; Кастельс 2000]. Сьюзан Стрейндж верит, что предприятия всегда действуют быстрее государства, и поэтому всё, что бы государство ни захотело сделать, будет обречено на провал [Strange 1996]. Роберт Райх, бывший секретарь по труду в правительстве США, пришёл к следующему выводу: всё, что государство может сделать перед лицом глобализации, — это обеспечить людям возможность получить образование [Reich 1991].
Отмеченный в предыдущей главе недостаток конвергенции организационных форм в разных обществах со сходными ограничениями в технологиях и сходными параметрами окружаю-
298
щей среды приводит к непростому затруднению: если глобализация идёт полным ходом, то почему мы не видим конвергенции в больших масштабах? Напротив, мы наблюдаем, что национальные институты порождают неповторимые социальные отношения внутри предприятий и между ними. В различных обществах мы видим очень разные структуры собственности (см. гл. VIII наст, изд.), отношения с конкурентами и фондовыми рынками (см. гл. VIII наст, изд.) и отношения между работниками и менеджерами (см. гл. V наст. изд.). Предприятия значительно различаются по своей культуре, а более формально — по степени вертикальной и горизонтальной интеграции, масштабам и структуре своих подразделений, числу производимых продуктов и характеру вовлечённости в сделки по слияниям и поглощениям.
Политико-культурный подход предлагает нам аналитические инструменты для осмысления некоторых причин того, почему торговля может расти, а национальные капитализмы при этом сохраняться. Главная задача состоит в формулировании рабочих определений глобализации. Оказывается, что экономическая «глобализация» составляет перечень слабо связанных друг с другом тенденций — таких как рост мировой торговли, возрастающая интернационализация производства, увеличение размера и сложности цепей поставок, рост так называемых сетевых организаций, использование информационных технологий для усиления и изменения этих разнообразных тенденций, развитие Интернета как инструмента для маркетинга и увеличения продаж, усиление интеграции мировых финансовых рынков и удивительный процесс индустриализации Азии. Считается, что эти тенденции приведут к большему неравенству среди работников и ослабят возможность государств вмешиваться в работу рынков товаров и рабочей силы. Основной вопрос, на который я хочу попытаться ответить, заключается в следующем: как мы можем судить о том, что эти феномены действительно настолько широко распространены, а если это так, то в какой степени они говорят нам о реорганизации мирового хозяйства?
Политико-культурный подход полезен для осмысления того, что могут означать рост мировой торговли, изменения в информационных технологиях или глобальных финансовых рынках для реорганизации каждого рынка на земном шаре. Давайте подумаем, что может означать сильная версия тезиса о глобализации с позиций политико-культурного подхода. Если в мире су-
299
ществуют тысячи (а не исключено, что сотни тысяч!) рынков, то довольно трудно представить себе, что все эти рынки внезапно наводнят игроки со всех уголков капиталистического мира. Кроме того, утверждение, что концепции контроля, главенствующие на всех этих рынках, разрушаются, является слишком сильной и нуждающейся в подтверждении гипотезой.
Если мы утверждаем, что государства утрачивают своё значение, то должны будем заключить, что национальные экономические элиты либо были уничтожены, либо растворились в мировой капиталистической экспансии. Довольно трудно найти подтверждения тому, что это происходит на самом деле. Главные сторонники текущего миропорядка — национальные экономические элиты — продолжают процветать. В самом деле, государства являются главными акторами различных торговых соглашений, которые открывают новые рынки (ГАТТ, НАФТА, ЕС)1. Следовательно, рынки создаются потому, что это отвечает интересам могущественных политических и экономических элит, а эти соглашения должны контролироваться и навязываться. Безусловно, возможно, что государства испытывают всё новые и новые ограничения в связи с открытием новых рынков, но это не было должным образом показано на примере развитых индустриальных обществ. Нет никаких оснований считать, что ослабевает роль государства в обеспечении стабильных правовых и институциональных условий для рыночных акторов. Также нет оснований полагать, что национальные экономические элиты готовятся объединиться с другими международными элитами и отвергнуть национальное государство.
Вначале мы рассмотрим основные тезисы в пользу глобализации в той мере, в какой они утверждают влияние глобализации на организацию предприятий, стратификацию в развитых индустриальных обществах и выбор политики в рамках государства благосостояния. Затем я представлю обзор аргументов, подтверждающих, что масштаб изменений, о которых заявляют сторонники глобализации, не настолько велик, как они себе это представляют.
Мы не спорим с тем, что всё большее число рынков не испытывает влияния мировой торговли. Это значит лишь то, что связь между ростом торговли и его предполагаемыми последствиями
1 Генеральное соглашение по тарифам и торговле (The General Agreement on Tariffs and Trade — GATT); Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement — NAFTA); Европейский союз. — Примеч. науч. ред.
300
такими, как разрушение идентичностей национальных предприятий и существующих концепций контроля не столь значительна. Если доказательства того, что глобализация приводит к коренной реорганизации мирового хозяйства, не слишком убедительны, тогда как можно понять, на какие черты обществ глобальные рыночные процессы действительно способны оказывать влияние? В четвёртой главе я утверждал, что политико-культурный подход может предложить концептуальное понимание глобализации. Исследовательская программа, основанная на политико-культурном подходе, едва начата. Так происходит потому, что до сих пор наблюдения за мировой экономической деятельностью в подавляющем большинстве либо были довольно абстрактными (например, ограничивались уровнем торговых потоков), либо сконцентрировались на конкретном предприятии, рынке или событии. Крайне скудны попытки теоретизирования и ещё меньше эмпирических исследований на уровне организационных полей. Эта задача как раз и ставится в данной главе.