Методология формирования внешнеторговых цен постоянно находится в центре внимания экономистов-международников и практических работников. Интерес к этим вопросам, с одной стороны, связан с ростом значения внешнеэкономических связей в экономике суверенной республики, а с другой, с нестабильностью цен мирового рынка, обслуживающего такие связи. Последнее обусловливает высокую степень зависимости экономики государств от изменения цен на мировом рынке. Сложность проблемы заключается также и в том, что формирование внешнеторговых цен имеет особенности во взаимоотношениях со странами дальнего и ближнего зарубежья.
Определение внешнеторговой цены является одним из важнейших разделов контракта. В процессе ее установления учитывается множество факторов в области техники и технологии, экономики и политики, тенденции развития мировой торговли.
Процедура формирования внешнеторговой цены отличается достаточной сложностью и состоит из ряда этапов, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. В их число входят: выбор базисных мировых рынков и цен; применение системы коммерческих поправок к базисным ценам; учет в цене внешнеторгового контракта качества товара и фактора времени; отражение валютно-финансовых условий и условий поставки во внешнеторговой цене; использование системы скидок с цен и уторгование контрактной цены; включение налогов и пошлин в цену контракта.
|
|
Выбор базисных мировых рынков и цен |
Включение налогов и пошлин в цену |
Применение системы скидок с цен |
Учет условий поставки |
Отражение валютно-финансовых условий сделки |
Учет факторов времени |
Применение системы коммерческих поправок к базисным ценам |
Учет качества товара |
КОНТРАКТНАЯ ЦЕНА |
Рис.12.1. Процедура обоснование цены внешнеторгового контракта
Выбор базисных мировых рынков предполагает тщательное изучение конъюнктуры мирового рынка, на который внешнеторговая фирма или предприятие предполагает выйти со своим товаром. Такой анализ наиболее квалифицированно может выполнить специализированная фирма либо специалисты в области внешнеторгового маркетинга самого предприятия.
Сфера изучения базисных рынков включает: состояние совокупного спроса и предложения на конкретный товар, как на момент заключения контракта, так и в динамике; основных производителей, продавцов и покупателей, курсы их акций, характер взаимоотношений; темпы инфляции, уровень учетных ставок центральных банков, динамику курса валюты, степень и сферы государственного регулирования экономики, особенно внешнеторговой деятельности (таможенные пошлины, квотирование, лицензирование и др.) в странах ведущих экспортеров и импортеров.
|
|
Поскольку торговля одним и тем же товаром может вестись в различных регионах мира, на основе глубокого изучения конъюнктурной информации могут быть выбраны один или несколько базисных рынков. Причем такие рынки должны занимать ведущее место и отвечать ряду требований. Во-первых, реализуемая на них продукция по своим технико-экономическим параметрам должна соответствовать передовому научно-техническому и организационному уровню производства; во-вторых, экспортно-импортные операции на этих рынках должны отличаться крупномасштабностью и регулярностью; в-третьих, торговля должна вестись на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничений, искажающих уровень рыночных цен.
Выбор базисных рынков имеет особенности в зависимости от характера товара. Значительно проще выбрать базисные рынки сырьевых товаров, чем рынки сложнотехнической продукции. Сырьевые рынки обычно характеризуются устойчивостью номенклатуры реализуемой продукции, традиционностью ведения торговли. Поэтому в качестве базисных рынков минерального и сельскохозяйственного сырья выступают, как правило, крупнейшие биржи, являющиеся центрами мировой торговли.
Например, базисными рынками торговли цветными металлами можно считать Лондонскую биржу металлов, Нью-Йоркскую товарную биржу и Куала-Лумпурскую биржу в Малайзии, энергоносителями — Нью-Йоркскую биржу срочных сделок, Лондонскую международную нефтяную биржу, зерном — Чикагскую торговую палату, товарную биржу Винипега, зерновую биржу в Канзас-Сити, нефтепродуктами — Лондонскую, Сингапурскую и Роттердамскую биржи и т.д.
Мировые рынки сложнотехнической продукции отличаются неоднородностью и быстрой обновляемостью реализуемых товаров. В качестве базисных рынков при этом выступают рынки ведущих фирм-экспортеров, центры международной торговли.
Например, базисными рынками легковых автомобилей можно считать рынки таких ведущих фирм, как Тойота, Ниссан, Форд, БМВ, Рено, Фиат.
Для выбора базисных мировых цен изучаются характеристики изделий ведущих экспортеров на базисных рынках, уровень цен каждой из этих фирм по изделиям данного типа или вида, используемые ими условия платежа и поставки. В качестве базисных цен могут выступать только те цены, которые отвечают ряду требований. Во-первых, по этим ценам должны осуществляться крупные регулярные коммерческие экспортные или импортные операции в центрах международной торговли. Во-вторых, это должны быть цены по торговым взаимно не связанным операциям (отсутствует клиринг), осуществляемым на обычных коммерческих условиях без каких-либо ограничивающих условий (специальные контракты, режимы контингентирования и пр.). В-третьих, цены должны выражаться в свободно конвертируемой валюте.
На практике базисные мировые цены определяются на основе анализа достаточно представительной информации, которая может включать: счета и контракты по реальным коммерческим сделкам; биржевые цены; цены аукционов и торгов; справочные цены; цены предложений крупных экспортеров; цены статистики внешней торговли; цены каталогов, прейскурантов фирм; специальные обзоры, публикации, бюллетени; материалы выставок и ярмарок; информацию торгпредств и др.
Получение достаточно надежных сведений о внешнеторговых ценах связано часто с большими трудностями, поскольку является коммерческой тайной отдельных фирм. Поэтому для получения необходимой ценовой информации фирмы могут использовать как легальные, так и нелегальные средства (вплоть до промышленного шпионажа).
|
|
На основе собранной информации целесообразно составить так называемые конкурентные листы, в которых товары-конкуренты сопоставляются по ценам и технико-экономическим параметрам. Для упрощения расчета внешнеторговой цены в конкурентный лист можно включать только те параметры, которые отличаются между собой.
При составлении конкурентных листов следует принимать во внимание следующие условия: технико-экономические характеристики изделий, условия их поставки и комплектации должны максимально приближаться к соответствующим показателям изделия, внешнеторговая цена на которое устанавливается; цены должны отражать ближайший период к дате расчета внешнеторговой цены; базисные цены должны основываться на достоверной информации, подтвержденной необходимыми документами.
Поскольку мировой рынок характеризуется множественностью цен на одну и ту же продукцию, которая обусловливается действием различных факторов, полного единообразия в условиях реализации товаров практически не бывает. Поэтому при обосновании цены конкретного контракта для сопоставимости ценовой информации требуется корректировка базисных цен с учетом ряда коммерческих поправок.
К числу основных коммерческих поправок к базисным ценам можно отнести следующие: на техническую сопоставимость. Они используются в связи с тем, что на рынках реализуются различные варианты, типоразмеры, сорта, виды однотипной продукции. Поправками к базисным ценам на сырьевые товары могут быть различные доплаты, скидки. В ценах на сложнотехническую продукцию могут учитываться различия в технико-эксплуатационных параметрах, комплектации; на время. Вводятся в том случае, если базисные цены определены на период, отличающийся от конкурентных условий рынка на момент определения внешнеторговой цены контракта. При этом могут учитываться индексы экспортных цен, динамика инфляции, публикуемые официальными органами; на различия в условиях поставки. Определяются в соответствии с системой Инкотермс-2010; на количество и постоянство поставок. Учитывают объем партий реализуемых товаров; на валюту расчета. Вводятся в связи с тем, что базисные цены могут выражаться в различных валютах.
|
|
Формирование контрактных цен на этапе учета качества товара в цене внешнеторгового контракта характеризуется достаточной сложностью, так как технико-экономические параметры могут быстро меняться под воздействием научно-технического прогресса, порой трудно выбрать наиболее представительные показатели качества по видам продукции. Современную номенклатуру показателей качества составляют показатели назначения, экономичности, надежности, долговечности, ремонтопригодности, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, экологичности, безопасности, дизайна и др. Учет качества товаров в контрактных ценах заключается в выявлении различий в уровне качества аналогичных изделий на мировом рынке и отечественных предприятий. Качество товаров учитывается в контрактных ценах различными методами. На мировых рынках различных товаров применяются общепринятые в международной торговой практике специальные формулы, приемы, шкалы поправок к ценам с учетом различий в качестве. Все они основаны на выборе и сравнении качественных параметров продукции отечественного производства с их значением по товарам мирового рынка, принятым за базу. Оценка качества товаров должна осуществляться, прежде всего, на основе лабораторных, стендовых испытаний в условиях, максимально приближенных к реальным условиям использования или эксплуатации продукции. Если такие возможности отсутствуют, можно использовать данные из информационных источников (публикаций международных, региональных и национальных организаций по стандартизации и контролю качества, данных инспекций по качеству товаров, проспектов, каталогов зарубежных фирм и др.).
С учетом фактора времени при определении цены контракта она может быть по-разному зафиксирована во внешнеторговом контракте. В международной практике применяется четыре основных способа фиксации цен:
твердая фиксация цены, которая обычно используется в контрактах с короткими сроками исполнения, в сделках с немедленной поставкой продукции, чаще всего стандартного товара, характеризующегося определенностью качества, регулярностью производства и доставки. При этом в контрактах делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит; во внешнеторговых контрактах может предусматриваться подвижная цена. При этом в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке измениться, соответственно должна измениться цена, зафиксированная в контракте. Цена может фиксироваться в процессе исполнения контракта. При таких условиях цена оговаривается и устанавливается перед поставкой каждой очередной партии товара или перед началом каждого календарного года. Покупатель имеет право выбирать момент фиксации цены в течение исполнения сделки. Одновременно определяется источник информации, которым следует пользоваться при установлении цен; в контрактах, требующих длительных сроков исполнения и предусматривающих изготовление сложнотехнической продукции, объектов недвижимости, могут использоваться так называемые скользящие цены.
При подписании контракта на товары с длительным сроком изготовления фиксируется базисная цена и оговаривается ее структура, т.е. доля в процентах постоянных расходов (прибыль, накладные, амортизация и др.),расходов на сырье и материалы, заработную плату, а также приводится метод расчета скользящей цены, которым стороны будут пользоваться. Чаще всего на практике используется метод расчета скользящей цены, предложенный Европейской экономической комиссией ООН. Этот метод предусматривает применение для расчета скользящей цены следующую формулу:
Р1= Р0:100 ×(а + b×М1:М0 +с×S1:S0),
Где Р1 − окончательная цена по счету; Р0 −договорная (базисная) цена, установленная на день заключения контракта (обычно этой ценой является цена предусмотренная в контракте за вычетом стоимости упаковки, перевозки и страхования); М1 −среднеарифметическая или средневзвешенная цена на пересчитанные в договоре сырье и материалы за период исполнения контракта или его части; М0 −цена на упомянутые материалы в момент подписания контракта; S1 −среднеарифметическая или средневзвешенная зарплата; S0 −зарплата в момент подписания контракта; а, b, с − установленное в контракте процентное соотношение отдельных элементов договорной цены (их сумма равна100): а − постоянная часть расходов; b −доля расходов на материалы; с − доля расходов на зарплату (включая расходы на социальное обеспечение).
В контракте обязательно оговариваются источники, на основе которых определяются изменения материалов и ставок заработной платы за расчетный период. В контракте может быть предусмотрено, что скольжение распространятся не на всю сумму издержек производства, а лишь на их определенные элементы. Скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок действия контракта, а на более короткий период, так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа. Скользящие цены более выгодны экспортеру, чем импортеру, поскольку позволяют ему покрывать практически все затраты, возникающие в ходе исполнения контракта и являются для него формой страхования ценовых рисков. Потребитель же при этом несет дополнительные расходы по сравнению с первоначально оговоренной ценой и, как правило, не заинтересован в установлении скользящих цен. Поэтому для отражения в контракте интересов импортеров нередко вводятся некоторые ограничения. Например, устанавливается предел (в процентах к договорной цене), в рамках которого пересмотр цены не производится, или оговаривается предел возможного изменения договорной цены (не свыше 10 % общей суммы сделки), который называется лимитом скольжения. Нередко в практике заключения внешнеторговых контрактов применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо, а другая часть — в виде скользящей цены.
Выбор отражения валютно-финансовых условий сделки в цене зависит от многих факторов, среди которых характер экономических и политических отношений между странами, наличие режимов наибольшего благоприятствования, таможенных и других ограничений, межправительственных соглашений, конъюнктуры рынка и перспектив его развития, традиций и обычаев в торговле определенными товарами, особенностей национальных законодательств, международных правил и конвенций и др. Валютные условия внешнеторгового контракта включают определение валюты цены, валюты платежа, курса пересчета валюты цены в валюту платежа, если они не совпадают, а также защитные оговорки, используемые для страхования валютных рисков при значительных изменениях курсов валют. При заключении внешнеторгового контракта цен а может быть зафиксирована в любой свободно конвертируемой валюте, как продавца, так и покупателя или третьей страны. При клиринговых поставках цена товара определяется в той валюте, которая принята для расчетов взаимосогласованных поставок. Валюта платежа, в которой оплачивается обязательство импортера, может совпадать или не совпадать с валютой цены. Несовпадение валюты цены и валюты платежа связано с тем, что цена в контракте выражается в общепризнанной свободно конвертируемой валюте, а платеж чаще всего производится в валюте страны-импортера. При этом в контракте должно быть оговорено, по какому курсу будет производиться пересчет валюты цены в валюту платежа. В качестве курса пересчета, как правило, используется текущий рыночный курс на день платежа на рынке страны валюты платежа, где ее котировки фиксируются несколько выше, чем на других валютных рынках. Для пересчета используется средний курс между курсом продавца и курсом покупателя на момент открытия или закрытия биржи.
Установление различных валют цены и платежа используется для страхования валютных рисков. В некоторых случаях, когда затруднительно определение перспектив движения валютных курсов, в этих же целях применяются специальные защитные оговорки. Такие оговорки, включаемые в специальные или долгосрочные контракты и соглашения, предусматривают возможность пересмотра суммы платежа в процессе их исполнения. Валютные оговорки могут быть односторонними и двусторонними, одновалютными и мультивалютными. Односторонние оговорки действуют в интересах одной из сторон: экспортера — в случае обесценения валюты платежа или импортера — в случае повышения курса валюты платежа. Поскольку страхование от рисков валютных потерь обычно важно для обеих сторон, часто применяются двусторонние валютные оговорки, по которым пересчет сумм платежа осуществляется как при повышении, так и при понижении курса валюты. Одновалютные оговорки означают, что курс валюты контракта соотносится с курсом другой, более устойчивой валюты. При изменении курса валюты цены соответственно изменяется сумма платежа. Мультивалютная оговорка основывается на изменениях курсов нескольких валют — валютных корзин по отношению к валюте платежа. В качестве валютных корзин может выступать среднеарифметическая величина из курсов нескольких валют с разной степенью стабильности, а также СДР, которая ежедневно котируется Международным валютным фондом или евро. Использование мультивалютных оговорок снижает вероятность резкого изменения суммы платежа и в наибольшей степени отвечает интересам обеих сторон-участников сделки.
Платежный режим на мировом рынке включает различные способы платежа по торговым сделкам между экспортерами и импортерами. Они сводятся к следующим основным видам: платеж за наличный расчет, авансовый платеж, платеж в кредит, расчеты по сделке эквивалентной поставкой товаров. Способ платежа влияет на уровень цены. Цены по сделкам за наличный расчет относительно ниже, поскольку не включают ряда дополнительных финансовых расходов, таких, как гарантийная плата, плата за поручительство, комиссионные сборы, проценты и др.
Основными формами расчетов по международным торговым сделкам являются аккредитивная и инкассо различных видов. Аккредитивная форма расчетов основывается на открытии импортером в банке аккредитива, представляющего собой документ, содержащий распоряжение банку об оплате отгруженного товара за счет специально забронированных средств. Инкассовая форма расчетов заключается в перечислении банком денежных средств за отгруженный товар со счета импортера на счет экспортера на основе товарно-транспортных документов.
Формы расчетов отражают различную степень риска сторон при совершении торговой сделки, которая оказывает влияние на уровень цены. При аккредитивной форме расчетов наибольший риск несет импортер, так как он еще до отгрузки товара выделяет денежные средства на открытие аккредитива. В случае задержки в отправке товара импортер вынужден продлевать срок действия аккредитива. При этом у импортера нет полной уверенности в том, что после открытия и пролонгации аккредитива товар будет отгружен. Поэтому при прочих равных условиях импортер заинтересован в снижении цены получаемого товара для компенсации возможных дополнительных расходов и потерь.
При инкассовой форме расчетов значительную долю риска несет экспортер. Отгружая товар, он в течение определенного периода времени ожидает поступления денег от импортера. При этом экспортер как бы предоставляет импортеру своеобразный беспроцентный кредит или рискует недополучить указанную в контракте сумму и поэтому заинтересован в увеличении цены товара для компенсации возможных дополнительных расходов или потерь.
В настоящее время в практике международной торговли используется много различных видов скидок. Общая (простая) скидка предоставляется с прейскурантной или справочной цены товара. Простая скидка составляет 20—30 %, а в некоторых случаях 40 % цены. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стандартные виды оборудования. Скидки со справочной цены используются при поставках промышленного сырья и составляют в среднем 2—5 %.К простой скидке можно отнести также скидку, предоставляемую при покупке товара за наличный расчет (сконто). Она делается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2—5 % справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующего на денежном рынке. Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им определенного заранее и увеличивающегося количества товара. Серийные заказы представляют большой интерес для производителей, так как при изготовлении машин одного и того же типа и размера снижаются издержки их производства. Скидка за оборот (бонусная) предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в течение определенного срока (обычно один год), а также порядок выплаты сумм на основе этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусные скидки достигают 15—30 % оборота. Дилерские скидки предоставляются производителями своим постоянным покупателям или посредникам по сбыту, в том числе заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов. Дилерские скидки составляют в среднем 15—20 % розничной цены. Специальные скидки предоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся также скидки на пробные партии и заказы. Экспортные скидки предоставляются продавцам при продаже товаров иностранным покупателям сверх тех скидок, которые действуют для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конкурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке. Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона. Например, по сельскохозяйственным удобрениям они составляют около 15%. Скрытые скидки предоставляются покупателю в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов, количество которых достигает товарного характера. Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25—30 % прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у фирмы товара устаревшей модели. Такие скидки широко применяются при продаже автомобилей, электрооборудования.
Цена международного контракта (контрактная цена) с учетом возможных надбавок и скидок является базой для установления внешнеторговых цен, формируемых в рамках внешнеторговой и таможенной политики государства. Основными задачами внешнеторговой политики является обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке, защита отечественных товаропроизводителей, проведение эффективной фискальной политики.
При составлении текста договора международной купли-продажи цена поставляемого товара должна быть определена предельно точно.