В соответствии с избранным таможенным режимом при перемещении товаров через таможенную границу взимаются таможенные платежи. Таможенные платежи включают в себя таможенные пошлины, налоги, таможенные сборы за оформление, сборы за выдачу лицензий, сборы за хранение товаров на таможенных складах и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Таможенные сборы — это сборы за таможенное оформление товаров, за таможенное сопровождение товаров, за выдачу лицензий и другие платежи, предусмотренные законодательством. Таможенная пошлина — одна из разновидностей косвенных налогов, которой облагается внешнеторговый оборот товаров в силу факта перемещения товаров через таможенную границу. Таможенная пошлина не представляет собой плату за оказанные услуги, и ее уплата носит обязательный характер. Таможенный сбор, в отличие от пошлины, это плата за осуществление различных мероприятий, составляющих процедуру таможенного оформления.
Таможенной пошлине присущи все основные элементы налога. Субъектом обложения таможенной пошлиной (налогоплательщиком) является декларант – лицо заявляющее таможне от собственного имени перемещаемые через границу товары. Объектом обложения таможенной пошлиной могут быть таможенная стоимость, количественные показатели перемещаемых через таможенную границу товаров либо то и другое одновременно.
Следующим элементом налога является ставка. Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, образует таможенный тариф РФ.
Важным элементом любого налога следует считать налоговые льготы, именуемыеприменительно к таможенной пошлине тарифными льготами или тарифнымипреференциями. Под тарифной льготой понимается предоставление на условияхвзаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в форме возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлины, установлениятарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Порядок предоставления тарифных льгот определяется Правительством РФ.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по различным критериям. По объекту взимания различают ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины. Транзитные пошлины. Ввозные таможенные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Действие ввозных пошлин не ограничивается только удорожанием импортных товаров. Они дают возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей. Вывозная пошлина играет первостепенную роль в реализации фискальной функции таможенно - тарифного регулирования. В настоящее время экспортные пошлины не применяются ни одним из развитых государств. В РФ ставки вывозных таможенных пошлин, а также перечень товаров, в отношении которых они применялись, устанавливался правительством, причем постоянно шло сокращение числа товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
По способу взимания таможенные пошлины делятся на адвалорные, специфические и комбинированные. Ставка адвалорных пошлин устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. В настоящее время значительное число стран перешло к взиманию адвалорных пошлин. Величина поступлений в бюджет от взимания таких пошлин находится в зависимости от колебаний конъюнктуры товарного рынка. Специфическимипошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров (т. е. взимаются с веса, объема, штуки товара). Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен, и поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, применение специфических пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных плачей путем занижения фактурных цен на импортные и экспортные товары. Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.
Другим критерием классификации таможенных пошлин является способ их введения. Автономныепошлины устанавливаются государством самостоятельно, безотносительно к каким-либо торговым обязательствам перед другим государством. В последние десятилетия таможенные пошлины, как правило, являются результатом соответствующих международных торговых соглашений. Такие пошлины называются договорными или конвенционными. В настоящее время большинство государств предоставили друг другу режим, наиболее благоприятствующий нации, поэтому действие каждой таможенно-тарифной уступки автоматически распространяется на торговлю со всеми странами, пользующимися подобным режимом. Таким образом, ставки автономных пошлин могут применяться, когда они ниже договорных или когда отсутствует договорная пошлина.В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонныепошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году.
Для защиты экономических интересов государства к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные. Специальные пошлины используются как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию республики в количествах и на условиях, наносящих ущеРФ отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные действия со стороны других государств. Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, если такой ввоз наносит материальный ущеРФ отечественным производителям подобных товаров. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Беларуси товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущеРФ отечественным производителям подобных товаров.
Вопрос 6.Методы определения таможенной стоимости товара
Под таможенной стоимостью товара понимается цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. Наряду с термином «таможенная стоимость» в таможенном деле используется и другой — «таможенная оценка», более точно учитывающий специфику отдельных методов определения стоимости товаров в таможенных целях. Особенность таможенной стоимости заключаете в том, что наряду с продавцом и покупателем товара к определению его цены подключен таможенный орган. Ориентиром при определении цен на товары декларанта служат два вида цен: публикуемые и расчетные. К публикуемым ценам относятся: справочные цены; биржевые котировки; аукционные цены; цены, приводимые в общих статистических справочниках; цены фактических сделок; цены предложений крупных фирм.
В настоящее время для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется 6 методов: по цене сделки с ввозимыми товарами;по цене сделки с идентичными товарами;по цене сделки с однородными товарами;на основе вычитания стоимости;на основе сложения стоимости;резервный метод.
Указанная последовательность применения методов не может быть изменена, за исключением методов 4 и 5, последовательность использования которых может быть изменена по желанию декларанта. Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (т. е. сделок на стоимостной основе) является метод 1 — оценка по цене сделки с ввозимыми товарами. Если основной метод в силу ряда причин не может быть использован, применяется один из пяти оставшихся методов. Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Первый метод применяется в отношении определения таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми сделками купли-продажи, имеющими стоимостную основу (когда расчеты, за купленный товар, производя посредством денежных платежей). В целях упрощения и унификации таможенной оценки применение первого метода допускается при определении таможенной стоимости товаров, ввозимых по условно-стоимостным сделкам (т. е. сделкам, по которым нет реального движения денежных средств). К такого рода сделкам могут быть отнесены сделки мены, поставки в счет гарантии и безвозмездные поставки в форме дара в том случае, если в соответствующих документах – контракте, счете-проформе, таможенной декларации страны вывоза имеется стоимостная оценка каждого из товаров, поставляемых в рамках подобной операции. Таможенная стоимость товара определяется по счету-фактуре, т.е. по цене сделки. В цену включаются расходы по доставке товара (если они не были включены раньше) до места ввоза, расходы, понесенные покупателем, лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, стоимость вещей, работ и услуг, которые были предоставлены покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования при производстве или продаже на экспорт оцениваемых товаров, в том числе сырья, материалов, комплектующих, инструментов, вспомогательных материалов, затраты на инженерную и конструкторскую проработку.
Второй метод. В качестве базы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами. Под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами по следующим параметрам: назначение и характеристики, качество, наличие товарного знака и репутация на рынке, страна происхождения, производитель. Этот метод используется при условии, если товар продается в одну и ту же страну, ввозится одновременно или почти одновременно с оцениваемым товаром, на тех же коммерческих условиях и в тех же количествах. При наличии различий в количестве или других коммерческих условиях цены корректируются с учетом этих различий. При корректировке таможенной стоимости по второму методу должны учитываться (прибавляться или вычитаться) следующие расходы: стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки и обработки, страхования, комиссионные и другие посреднические расходы в связи с ввозом (все это — начисления к цене сделки); прибыль, комиссионные и торговые наценки в связи с продажей товара на внутреннем рынке, стоимость дополнительной обработки или переработки ввозимых товаров, таможенные налоги, сборы и другие внутренние платежи, а также прочие расходы и платежи, связанные с продажей на внутреннем рынке (они вычитаются из цены сделки).
Третий метод. По цене сделки с однородными товарами он аналогичен второму, но в качестве базы принимается однородный товар. Под однородными понимаются товары, которые хотя и не являются одинаковыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары.
Четвертый метод основан на вычитании стоимости. Он используется в случаях возникновения у экспортера расходов на территории импортера и включения этих расходов в контрактную цену. Суть метода заключается в том, что в данном случае в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
В Законе «О таможенном тарифе» уточняется требование о сроках ввоза таких товаров: не более 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров. При использовании четвертого метода в качестве источников информации для обоснования таможенной стоимости могут выступать данные контрактов о цене ранее импортированных или оцениваемых товаров, по которой они проданы или будут проданы на внутреннем рынке, либо другие документы, подтверждающие цену, по которой товары были проданы наибольшей партией на внутреннем рынке. При использовании четвертого метода из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты: расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки прибыль и общие расходы в связи с продажей в РФ ввозимых товар того же класса и вида; суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов и иных плате подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом и продажей товаров; обычные расходы, понесенные в РФ, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы; стоимость дополнительной обработки или переработки ввозимых товаров.
Пятый метод основан на сложении стоимости. В качестве базы цены применяется цена, рассчитанная путем сложения издержек производства, общих затрат, связанных с доставкой товара до места таможенного оформления, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки таких товаров в данную страну. Использование пятого метода обычно ограничивается теми случаями, когда производитель готов предоставить таможенным органам страны импорта необходимые данные об издержках производства и облегчить последующую их проверку, которая может оказаться необходимой. При этом данные об издержках должны быть определены на основе информации, относящейся к производству оцениваемых товаров, предоставляемой производителем или от его имени. Она должна основываться на коммерческих отчетах производителя при условии, что такие отчеты соответствуют общепринятым принципам учета, применяемым в стране, где товары были произведены.
Стоимость элементов, выполненных в стране импорта, должна быть включена только в той мере, в которой оплату этих элементов осуществляет их производитель. Никакие издержки не должны учитываться дважды при определении таможенной стоимости методом сложения. Размер прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставок в Белоруссию таких товаров, также определяется на основе информации, предоставляемой производителем или от его имени.
Шестой метод — резервный. Он применяется в случаях, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения пяти указанных методов. В связи с этим, используя шестой метод, необходимо соблюдать все основные принципы таможенной оценки, относящиеся к применению методов 1-5. При определении таможенной стоимости по шестому методу в качестве базы для таможенной оценки могут быть использованы: цена сделки с ввозимым товаром, например при отсутствии документального подтверждения заявленных декларантом элементов таможенной стоимости. В рамках шестого метода может быть произведена их оценка на основании имеющейся в распоряжении декларанта или таможенного органа информации (в данном случае имеет место использование метода 6 на базе метода 1); таможенная стоимость идентичных, однородных товаров или товаров же класса и вида (товарами одного класса или вида являются товары, относящиеся к одной группе или диапазону товаров, изготовленных отдельной отраслью или подотраслью промышленности, и имеющие примерно одинаковую репутацию на рынке), принятая таможенным органом и отвечающая установленным требованиям; цена ввозимых идентичных или однородных товаров либо товаров того класса или вида, по которой они продаются на внутреннем рынке РФ, и скорректированная с учетом разрешенных вычетов; затраты на производство идентичных или однородных товаров либо товара того же класса или вида; ценовые данные из нейтральных источников информации: каталоги независимых фирм типа Ostermann, Enterprise (Hohg Kong); издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары, торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам; биржевые котировки цен и т. д.; результаты товарно-стоимостной экспертизы.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по шестому методу не могут быть использованы: цена товара на внутреннем рынке РФ (в чистом виде); цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны; цена на внутреннем рынке РФ на товары российского происхождения; произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
При применении резервного метода таможенный орган РФ предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию. В этом случае учитывается мировая таможенная практика. При этом могут использоваться цены СИФ и ФОБ. Большинство стран при таможенной оценке применяют цены СИФ.
Таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, т. е. цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товар при продаже с целью экспорта в страну импорта. В соответствии с порядком определения таможенной стоимости вывозимых товаров в таможенную стоимость также включаются следующие расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки:
комиссионные и брокерские вознаграждения; стоимость контейнеров или другой многооборотной тары, если в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности она рассматривается как единое целое с вывозимыми товарами; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке; соответствующая часть стоимости предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для производства или продажи на экспорт следующих товаров и услуг: сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и другие комплектующие изделия, являющиеся составной частью вывозимых товаров; инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве вывозимых товаров; вспомогательные материалы, израсходованные при производстве вывозимых товаров; инженерная проработка, опытно-конструкторские работы, дизайн, художественное оформление, эскизы и чертежи; лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия покупки вывозимых товаров; поступающая продавцу прямо или косвенно часть дохода от последующих перепродаж, передачи или использования покупателем товаров после их вывоза с таможенной территории РФ; налоги (за исключением таможенных платежей, уплачиваемых при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории РФ, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории РФ. Эти расходы включаются в таможенную стоимость при условии, что они: действительно имели или будут иметь место; подтверждены документально на основе объективных и количественно определяемых данных; не были включены в цену товара, предусмотренную контрактом.
Если определение и документальное подтверждение величины этих расходов не представляется возможным, таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена на основе цены сделки. В случае, если внешнеторговый договор содержит ограничения и условия, оказавшие влияние на цену сделки, а также, если данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными, таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами.
В случае отсутствия во внешнеторговом договоре фиксированной цены и наличии лишь условия определения окончательной цены товара, например с учетом биржевых котировок, либо если в соответствии с условиями внешнеторгового договора окончательная цена товара определяется по результатам его приемки по количеству и качеству покупателем, т.е. на дату таможенного оформления цена сделки неизвестна, определение и заявление таможенной стоимости осуществляется следующим образом.
Таможенное оформление вывозимых товаров производится с учетом временной (условной) оценки. После представления декларантом в установленный таможенным органом срок всех документов, необходимых для уточнения и подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, осуществляется корректировка таможенной стоимости и перерасчет таможенных платежей. В качестве базы для временной оценки вывозимых товаров принимается либо ориентировочная цена, зафиксированная во внешнеторговом договоре, либо расчетная цена, определенная на дату отгрузки товаров в соответствии с установленными во внешнеторговом договоре условиями ее расчета.
При невозможности проведения подобных расчетов временная оценка вывозимых товаров может быть произведена на основе, имеющейся в распоряжении таможенного органа соответствующей ценовой информации.






